Мобильная связь и авионика

Horse

Истребитель авиакеросина
А вот теперь я побуду в роли чайника. Поскольку в электронике я тёзка столицы Камбоджи (Пень-Пнём), интересует влияние Bluetooth на самолетные системы. Частота, на которой он фурычит 2,4 Гига, насколько мне известно. В бортовых системах эта частота, насколько мне известно, не используется, да и радиус этого зуба около 10м. И все-тки, возможны ли наводки или там интерференции? Имею ввиду не токмо мобильники, но, к примеру для ноутбука голубозубая мышка или беспроводная антеннка GPS, или еще что-то.
Электронщики, просветите, плз.:)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Horse сказал(а):
Частота, на которой он фурычит 2,4 Гига, насколько мне известно.
Как правило проблема не в собственно частОтах, на которых работает оборудование, а в возникающих комбинациях излучаемых частОт. Причём не только юзаемого девайса. Например: Некий девайс излучает на частоте 10 МГц. Рядышком некий второй девайс излучает на частоте 20 МГц. В результате появляется комбинационная составляющая 20+10=30 МГц. Плюс к этому рождаются комбинации третьих гармоник (30 МГц и 60 МГц) с основными (как в плюсе, так и в минусе), а так же между собой. Именно эти проблемы (как заявлялось) и стали причиной задержек крайнего А.... Вообще электромагнитная совместимость отдельная область радиотехнической науки и подчас весьма непредсказуемая.....:D
 
MikVolg,
да, примерно именно это я и имел ввиду, только не смог сформулировать на общедоступном языке.
Попробую по простому: какие подводные камни могут возникнуть при использовании такого девайса на борту?
 
Horse, если бортовое оборудование качественное (экранированная проводка, экранированные блоки, наличие входных фильтров радиооборудования) то подводные камни сильно глубоко и не сильно мешают. Скажем, вторая гармоника ослаблена по мощности уже в несколько раз, третья - раз в сто-двести, четвёртая исчезающе мала, а пятую искать - это целая эпопея. Ряды Фурье и фсё такое - хорошо, что я это всё давно забыл :D Если же проводка голая, или некачественные разъёмы - в них наводится паразитная ЭДС, в общем плохо это. Плохо как: в радиооборудовании появляется фон, возможен уход (увод) частоты (если аппаратура не стабилизирована фильтрами частотными, т.е. - простенькая такая аппаратурко). Это - про радио.
Про передовую компотехнику и прочие фадеки - это я не буду флудить, кто паграматние раскажед. ;)
 
Topper сказал(а):
если аппаратура не стабилизирована фильтрами частотными, т.е. - простенькая такая аппаратурко
У меня при некачественном заземлении аппаратуры мощностью всего в 100 Вт мыша по монитору металась как от кота и звуковуха то кричала, что я колонки выдернул, то вставил......:D
 
а про страхи авиакомпаний тут не пишут? надоели со своими требованиями выключения фотоаппарата, ноутбука etc хотя никаких радиопомех от них не исходит
благо зачастую удается убедить :)
 
dbms,
Это не "страхи авикомпаний", а соблюдение требований: "выключение ф\апп" это советский пережиток, запрещавший иметь камеру в салоне вообще — как бы какой то шпиЁн не снял с высоты дачу Брежнева; вообще, идиотизм, конечно — СССР ушёл, маразмы остались, смысл забылся.
А ноут, оснащённый модулем вай-фай или "голубозубом", по-Вашему, не "фонит"? Ну-ну...
 
Экзот сказал(а):
А ноут, оснащённый модулем вай-фай или "голубозубом", по-Вашему, не "фонит"? Ну-ну..
вобще-то радиоинтерфейсы ноута без проблем выключаются, но экипаж на это как-то не оченеь реагирует обычно - выключайте и все :)
 
dbms сказал(а):
выключайте и все
И правильно. У экипажа пасс.кабины полно других дел и контролировать выключение фичи при включенном агрегате времени нет. А так — выключенн комп, значит, всё остальное точно не работает.
 
MikVolg сказал(а):
У меня при некачественном заземлении аппаратуры мощностью всего в 100 Вт мыша по монитору металась

а у "голубого зуба" сколько мощность 1KW?
вроде бы напряженность поля пропорциональна квадрату расстояния от источника
 
Реклама
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
а у "голубого зуба" сколько мощность 1KW?
Зато длина волны несколько сантиметров. Таким образом совершенно иные требования к плотности экранирующей оплётки, гораздо бОльшая вероятность попадания провода в резонанс и многократного усиления величины наводки, близость к частОтам бортовой радиоаппаратуры и.т.п. Расстояния в самолёте измеряются десятками сантиметров. Ну и наконец никто и никогда не проводил качественные исследования совместимости каждой модели бытовой техники с каждой моделью самолёта. Я думаю Вы догадываетесь в какую копеечку это выльется.:D Ну а коли так, то ну его нафик! Безопасность прежде всего! Закон "Всё, что не запрещено, разрешено." в авиации действует с точностью до наоборот. Я думаю вы-то в курсе этого.:confused2:
 
MikVolg сказал(а):
Ну и наконец никто и никогда не проводил качественные исследования совместимости каждой модели бытовой техники с каждой моделью самолёта.... ...Ну а коли так, то ну его нафик! Безопасность прежде всего! Закон "Всё, что не запрещено, разрешено." в авиации действует с точностью до наоборот.

собственно от этого надо и плясать

хотя уже давно идут разговоры и вроде бы как собирались внедрить либо уже начали эксплуатацию т.н. "DOWNLINK" либо спутниковой релейной(базовой станции) станции на борту ВС дающей возможность пользователем сотовых телефонов вести связь с борта самолета, на какой частоте они будут связыватся с бортовым "ретранслятором"? все правильно на той же 900/1800/2400МГЦ и вроде бы задержка была обусловленна только плачевным положением дел в ГА в целом т.е. не до жиру пока чтобы платить за освоение этой технологии.

http://www.israel21c.org/bin/en.jsp...logy&enDispWho=Articles^l847&enPage=BlankPage

---


MikVolg сказал(а):
Зато длина волны несколько сантиметров. Таким образом совершенно иные требования к плотности экранирующей оплётки,


во во, и как раз заэкранированно с одной стороны головой пользователя на которую "зуб" и подвешен, где то на 450МГЦ начинаетццо электролиз крови :mad: , похоже лет через 10 появится плачевная статискика связанная с использованием сотовой телефонии и её производными работающие на микроволновом диапазоне, хотя раньше тоже считалось что курение тоже безвредное :(
 
dbms сказал(а):
вобще-то радиоинтерфейсы ноута без проблем выключаются, но экипаж на это как-то не оченеь реагирует обычно - выключайте и все
пассажиры даже после напоминаний не утруждают себя выключением мобильников, а это гораздо проще, чем отключить BT и Wi-Fi. Готов спорить, что 70% пользователей даже не знают, как это делается.
 
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
давно идут разговоры и вроде бы как собирались внедрить либо уже начали эксплуатацию т.н. "DOWNLINK" либо спутниковой релейной(базовой станции) станции на борту ВС дающей возможность пользователем сотовых телефонов вести связь с борта самолета,
Это безусловно выход с точки зрения радиоэлектронной совместимости, поскольку позволяет устр-вам ГСМ работать на минимальной мощности , но...... это же решение позволяет АК выступать в роли монополиста. Цена на роуминг назначается "Какой мне сон приснился..." Альтернативы нет.
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
задержка была обусловленна только плачевным положением дел в ГА в целом
И на западе тоже..:D
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
во во, и как раз заэкранированно с одной стороны головой пользователя на которую "зуб" и подвешен, где то на 450МГЦ начинаетццо электролиз крови
Не в курсе..... Пользую аппарат в стандартном применении.... Год назад подвесил сию шайтан-арбу на шнурок на шею. Сам грамотно- скептический электронщик. Через 2 недели начал просыпаться застарелый (гы, 38 лет :confused2: ) хондроз в области шейных позвонков. Для эксперимента купил сумочку и повесил мобилу "в районе бёдер". Сразу стало легче. Эффект плацебо отрицаю сразу, ибо не тот я контингент :rolleyes: . В общем СВЧ ещё весьма неисследованная область. А посему, внимательнее!
З.Ы. Труба от меня дальше, чем на 15 см не отходит принципиально. Просто сделал выводы по самочуствию и сейчас таскаю её в наименее чувствительном месте.
А Вы говорите самолёты........
 
Можно конкретизировать вопрос? Были ли претеденты, связанные с использованием мобил, камер, компов и тд, оказавшие фактическое влияние на безопасность полета??
Сам выключаю всегда - "чту устав чужого монастыря". Но все же любопытно.
 
xoid,

The cause of the disaster has never been determined, but investigators are now examining the possibility that electrical interference from a mobile phone could have been responsible.

причина катастрофы не была установлена, но расследователи изучают возможность того что электическая помеха от сотового телефона могла бы быть "ответственной"

заметка написанна в 2001 году (на то они и расследователи чтобы изучать любую даже могущей показатся бредовой возможность)


Я чесно говоря большой противник сотовых телефонов, и согласен что теоретически они могут нанести определенную угрозу безопасности полетов хотя если смотреть с другой стороны то так же теоретичиески они будут даже безопасными исследования проведенные Боингом ничего не смогли выявить в этом плане, где то попадались ссылки если найду то выложу.

Но в Авиации лучше перебдеть чем недобдеть а потом бздеть...

...так что все правильно от греха как говорится подальше, область малоизученная статистика отсутствует ну его нах.
 
Последнее редактирование:
Вообще лучше выключать,ИМХО!Действительно малоизученная область!

Вот в том,что процессор моего фотика дальше пределов корпуса не излучает,если что и излучает вообще-я уверен.А мобилку вырубаю всегда.И даже режим "флайтмод" никогда не пользовал,дабы кабинный экипаж не раздражать.Правила есть правила!

Да и пользовался тогда телефоном одного производителя,который славится "глючностью" своих мобилок.Фиг его знает,отрубились все радиоинтерфейсы при входе во "флайтмод" или нет?От аппаратов этой компании всего можно ждать!:D

Но скажу честно.Включение мобилы,когда самоль рулит на стоянку-ещё,скрепя сердце,могу понять,если позарез нужно.Хотя,фиг знает,на рулении тоже можно "въехать" куда-нить по причине помех со связью...Я не передёргиваю!Лучше перестраховаться,чем недостраховаться!

А вот вид вид "упоротых" телков и тёлок,что пытаются показушно вальяжно "балакать" аж на разбеге,меня откровенно раздражает!:mad: :mad: :mad:
 
Ну телефоны - да, понятно. Но зачем нервно реагировать на GPS навигатор? Он же ничего не излучает?
 
Реклама
vdb,
Тут ключевое слово пропущено: Он в теории не должен ничего излучать.
А как на самом деле с излучением- это уже необходимы экспериментальные исследования каждого конкретного изделия.

Присутствовал на испытаниях на радиоэлектронную совместимость системы- по конструкции и назначению излучать ничего не должна, однако излучала в некоторых диапазонах, но с небольшой интенсивностью.
С предыдущей системой, как рассказывали, проблем было куда больше.
Фонить могут микросхемы, цепи, разъемы и т.д непосредственно внутри корпуса.
В случае хорошего металлического корпуса наводки ослабляются, хотя тоже бывают проблемы.
А кто из производителей техники бытового назначения задумывался о хорошей экранировкеили об экранировке вообще?
 
Назад