Модели не на продажу

    ExБортоператор

    Новичок
    В процессе обсуждения на другой ветке обещал открыть тему с обсуждением моделей, которые делались не для продажи, а по другим разнообразным надобностям. Для сужения этой необъятной темы предлагаю ограничить географию территориями бывшей Российской империей и СССР. Начнём.
    Вообще говоря, первые модели самолётов и планеров строились с той же целью, что и модели кораблей - на практике проверить идеи и исключить коллизии при переходе от стадии чертежей к натурному производству, иметь референс при ремонте конструкций. На флоте эта традиция в России была заложена Петром I, создавшим Модель-камеру. Петр I принял законодательные меры по систематическому пополнению коллекции корабельных моделей. В 1722 году вышел в свет «Регламент о управлении адмиралтейства и верфи». Пункт 25-й главы 20 Регламента гласил: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». Но и задолго до издания Регламента модели строились и передавались в Модель-камеру, официально впервые письменно упомянутую 24 января 1709 года при переводе из покоев царя в Адмиралтейство.
    1422398111180.jpg


    Вот первая модель из Модель-камеры. Предположительно модель представляет собой шняву «Наталья». Изготовлена Петром I в масштабе 1:48 в 1698 году по возвращении из поездки в Голландию и Англию в составе Великого посольства. Старейшая в России модель военного корабля, изготовленная русским мастером.
    Почему я столь подробно рассказываю о корабельном опыте? Потому, что первые летающие модели самолёта, ещё до реализации натурного образца, построил именно морской офицер, капитан 1 ранга Александр Фёдорович Можайский основываясь как раз на обычаях морского ведомства.
    Начиная с осени 1876 года Можайский проводил публичные опыты с летающими моделями самолёта в Санкт-Петербурге. Модели оснащались пружинным двигателем или же двигателем на основе резинового шнура. Одна из моделей демонстрировала способность взлетать после разбега на собственном шасси, совершать довольно устойчивый полёт со скоростью до 5,2 м/с (17 фут/с), а также летать с полезной нагрузкой (кортик морского офицера).
    Кроме того, в ходе работы над проектом летательного аппарата Александр Фёдорович Можайский проводил аэродинамические опыты с использованием специальной аэродинамической тележки. Тележке с закреплённой на ней под определённым углом пластинкой придавалось поступательное движение, и с помощью специальных весов измерялись составляющие аэродинамической силы, действующей на пластинку, то есть подъёмная сила и лобовое сопротивление.
    Поддержку в реализации оказал ему Дмитрий Иванович Менделеев, который по просьбе Эдуарда Ивановича Тотлебена проводил экспертизу заявки: «Опыты должны привести к определению некоторых данных для обогащения весьма неполных и скудных сведений о законах сопротивления воздуха движущимся в этой среде телам и дадут средства точнее судить о возможности достижения успеха в воздухоплавании, следуя избранному пути».
    При этом, в отличии от натурного самолёта, модели с пружинными двигателями в присутствии комиссии неплохо летали.
    На картине Болховитинова 1957 года гипотетически представлена одна из таких моделей. Собственно, и другие пионеры авиации, Джордж Кейли, Отто Лилиенталь, Альфонс Пено, Пирпонт Лэнгли и братья Райт тоже отрабатывали детали своих конструкций на моделях.
    1957_bolchovitinov-421.jpg


    Таким образом, первыми моделями летательных аппаратов тяжелее воздуха в России стали образцы, созданные для отработки деталей конструкции, аэродинамики и принципов управления самолётом, например, Можайский испытывал управление при помощи элеронов.
    Для изучения законов аэродинамики модели строили и Николай Егорович Жуковский, начиная с 1877 года, и Дмитрий Константинович Чернов, но эти модели не подразумевали постройки конкретной конструкции самолёта или гелиокоптера.
     
    Последнее редактирование:

    ExБортоператор

    Новичок
    Проскочим немного вперёд. Есть повод - в юбилейной книге суховцев появились любопытные фото ещё одной разновидности моделей не на продажу - полноразмерного макета самолёта С-22 (по принятой в Бюро классификации Стреловидное крыло-22), который позже был построен как Беркут.
    Су=22.JPG

    и вид сзади на плоские сопла. За фото из книги спасибо Саиду Аминову.
    Су-22 2.JPG

    Полномасштабные модели используют для отработки компоновки, эргономики кабины, удобства эксплуатации и других целей вплоть до оптимизации радиолокационных сигнатур будущих машин.
    Прошу прощения, что удаляюсь с территории СССР, но очень интересная, на мой взгляд пара изображений отработки конструкторских решений будущего Конкорда на деревянном макете, фото 1963

    concordeyears2802f.jpg

    и 1964 года
    Concorde-4.jpg
     
    Последнее редактирование: