Модификации Ил-22

Алексей Коваль

Участник
Уважаемые коллеги,

предлагаю по возможности (не нарушая соответствующих указов, законов и подписок) высказать предположения, либо знания на предмет новых (?) модификаций ВКП Ил-22М: Ил-22К, Ил-22М11-РТ и Ил-22М11-СУРТ.

Допустим, РТ (насколько мне известно, 3 машины) — переоборудованные из Ил-22М11 ретрансляторы для обеспечения связи ВзПУ таких же типов (Ил-22), и, особенно, Ил-80, например, для того, чтобы компенсировать отсутствие в строю специализированных машин типа 65с324 (Ил-82). Насколько я понимаю, оба Ил-82 сейчас практически не летают из-за выработки ресурса, продление которого затруднено чем-то трудноустранимым (хотя пару лет назад их вроде бы, как минимум, продлили, но то, что они прошли КВР, внешне не похоже, в отличие от тех же Ил-80).
Но, возможно, я ошибаюсь, и "РТ" означает что-то вроде "радиотелеметрии". Но сейчас нет такого объёма испытаний, чтобы иметь большое количество телеметрических машин, учитывая судьбу самолётов "976" и Ил-20РТ (помимо более ранних машин подобного назначения). Впрочем, это обозначение могло достаться и из "наследия" СССР, т.е. эти борты изначально специализировались на обслуживании пусков ракет на полигонах.
Ещё гипотеза — это НЕ переоборудованные Ил-22М11, для того, чтобы не путать их с модернизированными (см. ниже).

Что может означать "К"? "Командирский"? "Командный"? Такой борт 1, и он находится на а/б "Чкаловская". Или это машина для "разгона облаков"? Какой-нибудь "климатический"?

Ил-22М11-СУРТ, судя по публиковавшемуся количеству (11 машин), скорее всего — обозначение самолётов после модернизации на ЭМЗ с установкой нового комплекса "Сокол", расшифровать аббревиатуру можно, например, так: "самолёт управления и ретрансляции".

Ну и совсем малореальный в плане ответа вопрос о соответствии бортов указанным модификациям... Что-то, конечно, можно попытаться понять из анализа внешнего вида и конфигураций антенн. Что-то из ранее опубликованных открытых тендеров... Например, Ил-22К (если он действительно "климатический") — 75906, СУРТ — 75920, 75924...

Зачем это мне: я фанат специализированных, малосерийных, опытных машин и лабораторий (некоторые участники форума это знают) отечественной разработки и производства (либо аналогичных машин, созданных в других странах на базе отечественных).
 
Последнее редактирование:
Реклама
Может быть будет интересно
судя по сайту госзакупок Ил-22К - это самолет-ретранслятор с комплексом БКСР К7 (http://www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=398920).
Там же информация о других системах: подсистеме радиоподвижной связи "Кавказ-7М10", системе 65с37, станции спутниковой связи "Астероид 1-С" (устанволена на Ил-62 "Салон" RA-86572).
Для особо интересующихся прикрепляю конкурсную документацию
 

Вложения

  • КД_конкурс_-_автор_надзор_подсистемы_специальной_связи.rar
    56 КБ · Просмотры: 89
Алексей, спасибо.

История запутывается. Согласно одному известному официальному документу, который "утёк" в Сеть, самолётов Ил-22К всего 1 (один). По ряду других официальных документов, официально размещённых на цитируемом сайте, он тоже один, либо является единичной модификацией.

По приведённому Вами документу, необходимо обслуживание 29 комплексов "К7", что не соответствует ни числу летающих самолётов Ил-22, ни предполагаемому объёму наличия комплексов на одном борту.

Система 65с37 большая, в неё входят различные компоненты, в том числе — наземные, устанавливаемые даже на гражданских объектах (кому интересно, где на гражданских — поищите), а также автомобили спецсвязи. Самолёты-ретрансляторы в неё тоже входят, и этих самолётов точно несколько.

Предположения могут быть ещё такие: "К" — от названия комплекса "Кавказ". Но тогда самолётов должно быть больше одного ;). А указанный "утекший" документ вряд ли содержит умышленные опечатки, и самолёт всё-таки, скорее всего, один.
Также, с другой стороны, "Кавказ" давно на вооружении (во всяком случае, в ранних модификациях и "номерах"), и раньше обозначение Ил-22К нигде не фигурировало.
Поэтому я начинаю склоняться к "опечатке" в цитируемом Вами документе, в кавычках — потому что обозначение Ил-22К стало применяться как к Ил-22М-11 (изделие "11РТ"), так и к тому самому (на мой взгляд, 75906) "климатическому" Ил-22К из-за наличия аппаратуры комплекса "Кавказ". Наличие такой аппаратуры вполне логично с учётом решаемых ВзПУ задач.

А вот ещё про "Астероид" интересно. Откуда сведения, что он только на 86572? Ведь обязаны быть и резервные борты. Плюс, почему такой системы нет на других бортах, участвующих в системе управления ЯО?

Хочу отдельно подчеркнуть, что я не пытаюсь вытащить ни в личное, ни в публичное обсуждения сведения, составляющие гостайну. Мне не нужны сведения о характеристиках комплексов (спецназначение комплексов и так все понимают), я пытаюсь только понять отличия (и ни в коем случае не сущность!) отдельных модификаций самолётов, причём понять только в общих, несекретных чертах (то есть модификация = установлен комплекс спецсвязи "такой-то", такой-то борт, и не более), дабы не вступить в противоречие с законами моей страны :).

---------- Добавлено в 13:35 ----------

оба Ил-82 сейчас практически не летают из-за выработки ресурса, продление которого затруднено чем-то трудноустранимым (хотя пару лет назад их вроде бы, как минимум, продлили, но то, что они прошли КВР, внешне не похоже

Вроде, слава Богу, 76450 "залетал". Известно, что в январе на нём обнаружили неисправности, видимо, устранили! Ещё бы покрасить его ;).

Ну и ещё вопрос к знатокам. БКТС — бортовой комплекс технических средств. А аббревиатуру БКСР как правильно расшифровать? Согласно сайту ФГУП НПП "Полёт" — бортовой комплекс самолёта-ретранслятора. Но есть варианты типа "бортовой комплекс связи и ретрансляции". Хочется понять правильное толкование (сугубо из "буквоедских" побуждений).
 
Последнее редактирование:
Я вообще-то зашел сюда в поисках информации о моем самолете и его судьбе, Ил-22М11 "Зебра", СССР-75926, зав. № 2964011203, 4 года был его старшим техником (1987-1991). Есть парочка старых его фотографий, в реестре АП его нет, не упоминается вообще, машина великолепная, в эксплуатации как для технарей цены ей нет...
 
Александр Прохорчев, поделитесь фотографиями с аудиторией, пожалуйста =)
 
В базе данных "Soviet Transports" он присутствует.
С 2005 г. стоит в Кубинке, был замечен там еще в мае с.г.

29640 11203 CCCP-75926 Il-22M-11 Soviet AF/AFL c/s Spr 15sep89 based at Poznan-Krzesiny (Poland); l/n as such Sperenberg 30oct89; seen Pushkin 01sep91 with c/n 188011203 painted on; c/n checked again Kubinka 20aug05, but a close inspection revealed '296...' under the paint on the tail (the most probable explanationis that the c/n had been painted on in error during an overhaul and then changed to the correct one); wfu/engineless at Kubinka, l/n aug05/may10
 
Назад