Привет всем на ветке..! Отсутствовал здесь больше месяца несмотря на то, что как обычно, брал с собой в поездку ноутбук, которым по разным причинам так и не смог воспользоваться... Основная цель моей поездки была - получить израильский загран паспорт, поскольку дочери мои "разбежались по миру" и в нынешней ситуации приехать к ним по русскому загранпаспорту я бы не смог... Сначала поехал на встречу с очень интересным человеком - нашим старейшим штурманом ветки Морская Авиация - Марком Эйдельштейном, который уже много лет живет в Израиле в Иерусалиме... Во-первых, он интересен тем, что начинал свою жизнь в Авиации - лётчиком ещё в самом начале 50-х, но в силу многочисленных обстоятельств вскоре стал штурманом в Морской Авиации... Затем опять же волею судьбы много лет летал на таких больших лайнерах, как ТУ-114 и ИЛ-62 по трассам от Москвы до Хабаровска, от Москвы до Владивостока, от Москвы до Петропавловска Камчатского, от Москвы до Анадыря. В этих многолетних полетах Марк не просто прокладывал курс пилотам, но брал под свой полный контроль и управление этими самолётами и выполнял сам практически весь полет, а пилоты в это время по большей части просто отдыхали, включаясь в полет лишь при взлете и при посадке... Во-вторых, Марк больше 20 лет отлетал в Полярной Авиации России, а это в те годы (60-е, 70-е и 80-е) были очень сложные полеты потому, что в районе Полюса обычные магнитные компаса практически использовать было не возможно... Я думаю, что многие, если не большинство на ветке знают, что в средних широтах, а также в районах экватора, стрелка магнитного компаса легко и чётко указывает направление на север и юг, но в районах вблизи Полюса (хоть северного, хоть южного) эта стрелка не может почти ничего путного показать, т.к. самолёт пролетает буквально над полюсами и на стрелку компаса почти не влияет та ничтожная магнитная составляющая силы, которая и располагает стрелку вдоль магнитной силовой линии и в результате она может просто самопроизвольно вращаться, ничего путного не показывая. Особо сложно в те времена было выполнить там перелет из одного места вблизи Полюса к другому поскольку оба места почти всегда довольно приблизительные, в те времена ведь еще не было спутниковой навигации и точное место какой-либо точки вблизи Полюса было определить очень сложно. В таких случаях, как рассказывал Марк, они просили по радио какой-нибудь другой самолёт, находящийся недалеко от нужного места, включить рацию на передачу и используя этот сигнал, как приводную р. станцию, летели в то место, как на привод. Однажды, рассказывает Марк, высокие начальники поставили ему задачу - показать группе американских туристов - точку Северного Полюса..! Но поскольку тогда спутниковой навигации не было и никак и никем проверить это было невозможно, Марк просто подобрал большую надёжную льдину вблизи Полюса (а это тоже было и не просто и очень важно), вбил в лёд здоровенный кол, нацепил на него американский флаг и сказал им - "Вот точка Полюса"..! и все были очень счастливы и довольны увиденным и много фотографировались возле того кола.., ну а проконтролировать - так это или нет, разумеется никто не мог, но все с большим благоговением отнеслись к тому колу с флагом... Попозже я попытаюсь с помощью наших компьютерных спецов выложить на ветку некоторые фрагменты из его рассказов и думаю, что все убедятся, - какой это интересный человек. В гостях у него были и многочисленные космонавты и лётчики-испытатели, его своим личным письмом приглашала к себе на День Рождения даже известная лётчица Валентина Гризодубова. Слышал его телефонный разговор с кем-то из его знакомых, когда он говорил своему собеседнику что - "представляешь, - мы с Сергеем разговаривали об Авиации не вставая из-за стола 10 часов..! И всё это потому, что мы понимали друг друга с полуслова"..!