Морская авиация есть и будет! - VIII

Gav_kot

Gav_kot

Старожил
Ай маладца пацанчик :) :)
Эх, вот бы в детстве такое приключение!
Пацан понравился!

---------- Добавлено ----------

ОН — ЛЕТЧИК, И ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕ МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХУЖЕ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ НА ТОМ ТИПЕ, НА КОТОРОМ ЛЕТАЮТ ПОДЧИНЕННЫЕ (а для этого, между прочим, нужно регулярно летать, т. есть поддерживать натренированность).
Константин, да мы об одном и том же.
:agree:
 
Реклама
dsv

dsv

Старожил
Ту-128 конечно поменьше Ту-22, но тоже не малыш.
Мы отрабатывали взлет с 30 секундным интервалом,
:)
Мы наверняка тоже могли с 30 секундным интервалом взлететь,
но по инструкции экипажу не получалось, там форсажи разжигать
где-то 30 секунд нужно (не помню уже).:)
 
Последнее редактирование:
Замена

Замена

Сельхозавиатор
 
Gav_kot

Gav_kot

Старожил
Типа того :)

А если серьёзно, то мне понятнее была бы организация, как на флоте. Например, так.
Есть пилоты и другие члены экипажей. Их готовят и контролируют уровень их подготовки начальники до командира эскадрильи или отряда, а по специальности - соответствующие специалисты. Они являются самыми подготовленными по данному типу самолетов и вертолётов.
Полковое звено - это основное звено в подготовке тактических групп. Поэтому командир полка периодически вместе со своими заместителями проверяет уровень подготовки командиров эскадрилий и отрядов. И то не по всем вопросам, а только по пилотированию и может быть тактике. Остальные вопросы проверяют специалисты.
Дивизии - это уже оперативно-тактическое звено. Командование эпизодически проверяет командиров полков по отдельным вопросам, в первую очередь боевого применения. Беседами, опросами, на тренажёрах и на учениях. В полётах проверок быть не должно, командиры дивизий могут летать только членами экипажей для поддержки уровня подготовки.
МА флотов - это оперативные объединения. Командующие летать не должны, если только для интереса. Остальные вопросы - на командных пунктах, сборах и учениях.

В этом случае командующий, командир полка или его заместители при выполнении сложных и экспериментальных полётов никак не может быть за штурвалом. Это должно быть исключено.
 
Последнее редактирование:
Gav_kot

Gav_kot

Старожил
В продолжение разговора летать-не летать начальникам.
Хорошо бы было узнать мнение уважаемого генерал-лейтенанта авиации Сокерина Виктора Николаевича.
Вопрос один - в какой степени можно и нужно разрешать (заставлять) командиров от комполка и выше летать в качестве рядового лётчика?
Если у кого связь с ним есть, попросите поделиться мнением.
 
uncle_bu

uncle_bu

Местный
Ту-128 конечно поменьше Ту-22, но тоже не малыш.
Был период, когда требовали взлет полка в минимальное
время. Мы отрабатывали взлет с 30 секундным интервалом,
для полка совсем не простое занятие. Потом при проверках
от ГК ПВО и МО СССР приходилось так реально взлетать.
Если правильно помню - года 2-3 это было популярно.
Эх, было время золотое, когда весь полк был боеготов!
(а журналисты и не знали :))
В ДА на Ту-22К это отрабатывали в 1968-70 годах для уменьшения времени вылета полка. В 203 тбап и отрядом взлетали. Командир полка, который в тот период это отрабатывал, говорит, что были особенности которые надо было учитывать, а так ничего сверхъестественного. Главное было держать свое место. Как и сказал выше Чкаловец.

---------- Добавлено ----------

Вот для нашего коллекционера. Минск, ул. Бабушкина. Сегодня
 

Вложения

Последнее редактирование:
БГВ

БГВ

Старожил
Борисыч, конечно общие принципы схожи.
Поэтому в академиях командирские группы комплектуются смешанным составом без различия рода сил. А в ВАГШ - даже без различия вида Вооруженных Сил, моряки, пехота, танкисты, летчики - все в одной группе.

О роли командира авиаполка немного продолжу.
Фрагмент из фильма "Нормандия-Неман". Командир полка ставит задачу на штурмовку аэродрома. При этом сам летит, но не в ударной группе, а сверху. Для прикрытия. И управления. Вот так я себе представляю роль командира авиаполка.
Да и любого полка, в принципе.
Хороший консультант у фильма был.


---------- Добавлено ----------


Сергей Борисыч, ну это такие тонкости ... ;)
:agree:
Дмитрий Борисович, во время ВОВ , в начале, как немцы так и наши в первую очередь старались, сбить ведущих Групп.
Поэтому потом Ком .АП, иногда , ставили в центр группы. Откуда они и руководили.
Я рассказывал о периоде, моей службы с 1957 года по 1970г.
В начале 1960 г.г., многие дивизии были расформированы.
Полками командовали Командиры по 6- 10 лет.
А после , иногда , командовали, не более 1-3 года.
Пример в Саках- после Полковника Мышко В.А., сменились Полковники ЧариковА.П., Фесенко В.А.
Иванов Н.Ф., Прилепа , Сидоров и др.
Конечно , они сами только переучившись, не успевали не только контролирвать всех лётчико, но и освоить
все возможности самолёта.
Пилотяга, Сергеё Борисович- это подтвердит.
 
uncle_bu

uncle_bu

Местный
В продолжение разговора летать-не летать начальникам.
Хорошо бы было узнать мнение уважаемого генерал-лейтенанта авиации Сокерина Виктора Николаевича.
Вопрос один - в какой степени можно и нужно разрешать (заставлять) командиров от комполка и выше летать в качестве рядового лётчика?
Если у кого связь с ним есть, попросите поделиться мнением.
Дмитрий Борисович, на мой взгляд вопрос у Вас правильный, но акценты не совсем те так сказать. Как раз управление полка и особенно комполка и замполита никто не заставлял (!!!) летать. В командиры авиаполков шли как правило две категории летчиков. Первая - командиры-организаторы. Именно этих командиров предполагали потом к продвижению по службе в комдивы. К этой же категории можно отнести часть комполков, которых "тянули" вверх. Вторая - отличные летчики, влюбленные в летное дело до предела. Это те, которым уже в комэсках "тесно", но комдивами они никогда не будут. Если такие и попадали в дивизию, то замами без продвижения. Или инспекторами в соединение. Первые как раз рационально подходили к полетам. Вторая категория, с не до конца изжитым в себе Чкаловым, утюжила небо до предела. Вот в этой второй категории по моим наблюдениям больше всего непредсказуемого. И это самое сложное и тяжелое. Я как-то обсуждал почти эту тему с бывшим командиром ошап, а в пору обсуждения начальником службы безопасности полетов соединения. Многие задумывались насколько надо ограничивать комполков. Но ни тех ни других никто, конечно, не заставлял и не запрещал летать (если летных норм не нарушали). Например в замполиты очень часто шли люди, которые просто боялись летать (и такие были и не только на Ту-22). А должность позволяла подходить к полетам без излишнего энтузиазма. Правда у меня есть знакомый командир полка, который командиром стал, закончив ВПА. Сбежал из замполитов. Говорят неплохой командир был.
 
Замена

Замена

Сельхозавиатор
(y)

---------- Добавлено ----------

Сбежал из замполитов. Говорят неплохой командир был.
Иногда мужикам приходилось через комиссарство проходить, чтобы вырасти потом дальше. По необходимости, а не по велению коммунистической души.
 
Реклама
Донской

Донской

XХXL
На полную катушку зам.ком.АЭ и ком.АЭ.
По крайней мере так было в наше время.
Примерно в одно время летали, все так и было как тобой написано. Сам два года замом и три года комэской - мне ли не знать кто и на что годился и кого куда можно было посылать ? Ну и сам, как
говорится, хозяин карандаша, своя рука - "владыка". Куда нарисовал - туда и полетел, но и ответственность по высшему разряду. Опозориться командир эскадрильи и его зам по летной права не имели.
 
uncle_bu

uncle_bu

Местный
Иногда мужикам приходилось через комиссарство проходить, чтобы вырасти потом дальше. По необходимости, а не по велению коммунистической души.
Это то понятно. Да я к комиссарству-то в принципе лояльно отношусь. Кто же против , если рядом с командиром будет еще и ум, честь и советь нашей эпохи. Правда с комиссарами служить не приходилось. Все больше замполиты попадались.
 
Баштык

Баштык

военпенс
Чтобы не путать с командным пунктом и выделить специфику, можно командира авиаполка обозначить КАП, а еще лучше - КомАП. За время (пусть и недолгой) службы у меня сложилось свое впечатление. КомАП, в зависимости от типов и задач, конечно, имеет разные возможности в освоении того, что должны уметь рядовые летчики. Эти различия и накладывают отпечаток на то, каким образом КомАП узнает, на что способен каждый летчик его полка. Одно время довелось общаться с "тимуровцами", летчиками сотого киап. Апакидзе стремился подготовить свой полк к войне. Его летчики не только проходили т.н. КБП (курс боевой подготовки), но и разбирали воздушные бои в Корее и Вьетнаме. Книгу участника ВОВ, Речкалова (название не помню), который сбил много фашистов, а сам не был сбит ни разу, с его собственноручными пометками карандашом, читали и обсуждали. Он не только обучал тимуровцев каратэ (в т.ч. во время, отведенное для МЛП), но и мог накануне полетов приехать в сакский ресторан, чтобы проверить, не нарушает ли кто предполетный режим. "Здоровый дух - в здоровом теле" - одна из его поговорок...
Не каждый так мог, бывали командиры, которых видел сравнительно редко, на построениях (постановках задачи, предполетных указаниях) но было ясно, что он (КоАП) "держит руку на пульсе" у каждого из нас. Через замов, комэсок, контрольные полеты... Каналов для прохождения информации было достаточно. Было бы желание... Насчет "летать - не летать" сказано достаточно, добавить нечего.
 
Gav_kot

Gav_kot

Старожил
Как раз управление полка и особенно комполка и замполита никто не заставлял (!!!) летать. В командиры авиаполков шли как правило две категории летчиков. Первая - командиры-организаторы. Именно этих командиров предполагали потом к продвижению по службе в комдивы. К этой же категории можно отнести часть комполков, которых "тянули" вверх. Вторая - отличные летчики, влюбленные в летное дело до предела. Это те, которым уже в комэсках "тесно", но комдивами они никогда не будут.
Сергей, большое спасибо за пояснение!
Таким образом те случаи с начальниками, о которых писали, является в общем то исключениями.
:agree:

Сам два года замом и три года комэской - мне ли не знать кто и на что годился и кого куда можно было посылать ? Ну и сам, как
говорится, хозяин карандаша, своя рука - "владыка". Куда нарисовал - туда и полетел, но и ответственность по высшему разряду. Опозориться командир эскадрильи и его зам по летной права не имели.
(y)
 
MARCELL

MARCELL

Старожил
... ОН — ЛЕТЧИК, И ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕ МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХУЖЕ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ НА ТОМ ТИПЕ, НА КОТОРОМ ЛЕТАЮТ ПОДЧИНЕННЫЕ (а для этого, между прочим, нужно регулярно летать, т. есть поддерживать натренированность).
Это справедливо и то с оговорками в отношении современной авиации. Например, командир смешанного полка далеко не всегда способен одинаково хорошо летать на всех типах, имеющихся в полку. В принципе освоить может, но на своём, на котором летал ещё рядовым лётчиком и дошёл до комэски, будет летать хорошо, а с остальными практически только ознакомится. То же касается, если полк переучивается на новую технику. Комполка слишком загружен разными заботами, в том числе и административно-хозяйственными вопросами. На бумаге освоит новый тип самолёта в полном объёме, а фактически так бывало не всегда.

Что касается, допустим, Великой Отечественной войны, ситуация может быть аналогичной. Тем более, что в те времена несколько раз успевали переучиться с типа на тип. Комполка может быть после курсов назначен в полк, летающий на том типе, с которым он едва успел ознакомиться и налетал каких-нибудь 8-10 часов. Его назначают комполка не для того, чтобы он группы в бой водил и показывал чудеса пилотажа или точности бомбометания.

Назначают не для того...
Но, к сожалению, во время войны комполков были очень молодые и амбициозные люди. На земле счёт сбитым самолётам противника не повысишь, и тоннаж потопленных кораблей и судов противника - тоже. Соответственно и орден не за что давать, тем более Героя Советского Союза. Вот и лезли в пекло, хуже того, показывали "как надо" там, где не надо.

Ещё мне нравится в этом плане комполка в фильме "В бой идут одни старики". Киношный герой, конечно, но по смыслу так и должно быть.
Не в атакующей группе на белом коне, чтобы первым голову сложить и потерять управление, а у Колосова, видимо в обеспечивающей группе. Причём не командиром этой группы, а в ней, чтобы не отвлекаться на группу, а видеть всю картину боя.
Примеров, когда комполка впереди "на белом коне" головы складывали, хватает. Не считала их в ВВС КА, а у нас в МА таких, сколько хочешь. Пожалуйста, Нельсон Степанян или Даша Акаев на Балтике, Сыромятников на Севере, на Чёрном море вообще комдив Токарев показал "как надо", несколько лет назад мы его вспоминали, или замкомполка Бидзиношвили. Это погибшие.

Комполка регулярно водили группы, причём выполняя именно сложные задачи, с которыми, как им казалось, они справятся лучше даже своих комэскок. Хотя зачастую комэски и опыт имели не меньший, иногда и больший, и налёт на конкретном типе, а иногда и наград имели побольше. Представьте, окончил тридцатилетний лётчик курсы или там академию. Он перспективный, но назначают его командиром в полк, где комэски ещё и позаслуженнее будут (на войне быстро в гору шли). Вот он и доказывает, что достоин ими руководить, а у него перерыв в полётах несколько месяцев.

Да. Всяко бывало.

А это Брестская крепость

_DSC6679.JPG


_DSC6698.JPG


_DSC6701.JPG


_DSC6709.JPG
 
Gav_kot

Gav_kot

Старожил
Не каждый так мог, бывали командиры, которых видел сравнительно редко, на построениях (постановках задачи, предполетных указаниях) но было ясно, что он (КоАП) "держит руку на пульсе" у каждого из нас. Через замов, комэсок, контрольные полеты... Каналов для прохождения информации было достаточно. Было бы желание... Насчет "летать - не летать" сказано достаточно, добавить нечего.
Анатолий Ильич, спасибо!
Складывается общая картина.
:agree:

Примеров, когда комполка впереди "на белом коне" головы складывали, хватает. Не считала их в ВВС КА, а у нас в МА таких, сколько хочешь. Пожалуйста, Нельсон Степанян или Даша Акаев на Балтике, Сыромятников на Севере, на Чёрном море вообще комдив Токарев показал "как надо", несколько лет назад мы его вспоминали, или замкомполка Бидзиношвили. Это погибшие.
Комполка регулярно водили группы, причём выполняя именно сложные задачи, с которыми, как им казалось, они справятся лучше даже своих комэскок.
Конечно бывало всякое. По Северному флоту я высказывал удивление, что оба командующих ВВС совершали боевые вылеты.
Поэтому я и пытался понять, почему так и правильно ли это.
С помощью форумчан понимаю, что в целом картина в логику вписывается. А отклонения есть отклонения.
 
uncle_bu

uncle_bu

Местный
Сергей, большое спасибо за пояснение!
Таким образом те случаи с начальниками, о которых писали, является в общем то исключениями.
К сожалению нет - не исключения. Из этой категории Алехнович был. Из этой же "второй категории" (не в смысле качества) еще один мой знакомый командир полка был. Летал как Чкалов как раз. Его мы собственно и обсуждали тогда (с начальником СБП). Он будучи командиром однажды на сложном пилотаже на ПМВ вывел на высоте около 2-х метров. Не первый раз, но это было уже слишком. Наверху думали уже снимать с летной, но пожалели - он был настоящий Чкалов. А через несколько лет, будучи инспектором, он со вторым режимом (фактически режим сваливания) на ПМВ не справился.
 
Реклама
Gav_kot

Gav_kot

Старожил
К сожалению нет - не исключения. Из этой категории Алехнович был. Из этой же "второй категории" (не в смысле качества) еще один мой знакомый командир полка был.
Я имел ввиду в целом процент от нормальных, если можно так выразиться.
А количественно получается много лётчиков аховых, много.
:agree: