Москва-Старый Оскол-Воронеж-Москва или что такое epic fail

NikMsu

Местный
Лет 15-20 назад я как-то купил книжку К. Удалова «Самолет Як-40». Судя по всему, книжка была написана еще в советские годы и текст в основном рекламировал гениальное творение :) авиаконструктора Яковлева (про расход топлива в книге, разумеется, практически ничего не говорилось). Но кроме рекламы в ней было и немало интересного: описывались основные модификации самолета, история его эксплуатации за пределами СССР и технические особенности ВС. После прочтения этой книги мне очень захотелось хоть раз слетать на этом необычном и во многом уникальном самолете.

Наши пути с Як-40 достаточно долго не пересекались, поэтому для того чтобы опробовать новый для себя тип я выбрался в Беларусь, где и опробовал «новинку» на маршруте Минск-Витебск-Минск (Мышьяк, спасибо!). Несмотря на тесноту (в компановке 2+2) самолет мне понравился и в дальнейшем я старался при возможности всегда выбирать те рейсы, которые обслуживались Як-40 – крайний раз это получилось в ноябре 2009 года (см. отчет http://aviaforum.ru/threads/24907&highlight=%D1%E5%E2%E5%F0%ED%FB%E5+%F1%F2%E0%EB%FC%ED%FB%E5).

Время неумолимо – построенные в конце 70-х самолеты не молодеют, керосин тоже не дешевеет... Як-40 постепенно уходят с регулярных рейсов. Тем приятнее было услышать новость, что в июле АК Барс Аэро открыла рейс Москва-Старый Оскол, который выполнялся на «истребителе керосина». Учитывая цену билета (около 2000 руб.), идея слетать в Старый Оскол показалась привлекательной, тем более что каких-либо других причин посетить это город в ближайшее время не предвиделось. В качестве дополнительного бонуса обратно я планировал улететь из Воронежа на новом для себя типе СААБ-2000 (в целом тоже редкость, хотя в отличие от Як-40 не музейного плана :)).

Купить билет на обратный рейс авиакомпании Полет было достаточно просто, а вот билеты в Старый Оскол на сайте АК Барс Аэро предлагалось только забронировать и выкупить непосредственно в кассах авиакомпании. Пришлось немного озадачиться и выписать бумажный билет через своих знакомых. Итак, все готово для поездки, поехали!

Наступила пятница (судя по количеству постигших меня в тот день обломов, это должна была быть пятница 13-ое) и я, оседлав свой трактор, выдвинулся в Домодедово. В центре Москвы светило солнце, но чем ближе я был к МКАДу, тем сильнее ухудшалось мое настроение – окрестности постепенно прятались в тумане. Кульминация наступила километров в 10 от Домодедово, где видимость на глаз была метров 200-300.

Этот туман вполне мог разрушить мои планы, и вот почему – тот борт Як-40, который каждую пятницу летал в Старый Оскол, должен был совершить за этот день следующий анабасис: в районе 6 утра он по плану должен был вылететь в Домодедово из Тамбова, затем в 9:25 улететь в Старый Оскол, откуда (собственно это и являлось основной целью для открытия рейса) в свою очередь он должен улететь в Анапу, постояв пару часов в Анапе борт отправлялся в обратное путешествие в Тамбов. Прилетит ли самолет из Тамбова в такую погоду? В этом я очень сильно сомневался… А ведь дальнейший график был спланирован очень плотно – любая задержка более 1,5-2 часов лишала меня прогулки либо по Старому Осколу, либо по Воронежу.

Прибыв в Домодедово, я прошел регистрацию и уже в чистой зоне убедился, что все не так плохо, как могло бы показаться (ага, наивный человек): рейс из Тамбова каким-то чудом все-таки приземлился, пускай и с небольшой задержкой, а из-за тумана уже потихоньку проглядывало солнце.



Успокоившись, я отправился завтракать в «Крошку-Картошку», как выяснилось потом, это было очень правильным решением. Через полчаса стало ясно, что рейс переносится на 10:30, что было не очень приятным, но особо не портило (пока) мои планы. В 10 часов посадка на рейс была объявлена, и я спустился к гейту, где стал свидетелем забавной ситуации: агент, который должен был вести посадку на наш рейс, спорила с агентом, который собирался отправлять с этого же гейта рейс, вылетающий по расписанию. Расписание все же победило и нас направили к другому выходу.

В автобусе выяснилось, что столь экзотический способ перемещения в Старый Оскол, кроме меня выбрало еще 5 человек (вернее 4, поскольку пятым был грудной ребенок которому явно было пофиг, на чем ехать).

Подъехав к самолету, мы были встречены приветливым бортмехаником, который пригласил нас в салон и предложил располагаться на любых удобных местах (на 6 человек приходилось 32 места). Состояние салона приятно порадовало – да, заметно, что RA-88165 (помню его еще в окраске Татнефти) – не самый новый самолет (выпущен в апреле 1976 года), но зато обивка сидений новая, нигде ничего не скрипит и не отваливается, в общем с учетом возраста самолета состояние салона тянет на «4+».



Однако меня немного напряг тот факт, что собственно самого экипажа не было заметно – где КВС, второй пилот и проводник? Пришлось вступить в контакт с бортмехаником и, обсудив в течение 10 минут особенности Як-40, я понял, что ситуация сложнее, чем казалась мне изначально :). Оказывается просто прилететь из Тамбова самолету недостаточно – ведь дальше он полетит в Анапу и для этого рейса нужны спасательные жилеты. А жилеты… везет другой Як-40, который летит из Бугульмы! Но в отличие от нашего борта его вылет из Бугульмы задержали и он ожидается в Домодедово только в 11 часов. Предполагалось, что самолет встанет на стоянку рядом с нами, жилеты быстренько перебросят к нам на борт и мы отчалим в Старый Оскол. Это успокоило не только меня, но и остальных пассажиров. Ждать – так ждать.

Однако через полчаса появился только экипаж – классика для Як-40: КВС лет 50-ти, этакий воздушный волк, молодой правак и стюардесса – надо сказать весьма фигуристая :) и в очень неплохой форме от АК Барс Аэро (серьезно, молодцы – смогли уйти от стандарта). Но Як-40 с жилетами так и не появился – прослушивавший эфир экипаж «обрадовал» тем, что борт болтается в зоне ожидания.

Ждем дальше… Наконец спустя еще полчаса «бугульминский» Як-40 садится и… под матюки обслуживающего персонала рулит на стоянку аж в торец полосы 32Л. Вот честно, ни разу не видел чтобы туда ставили самолеты с регулярных рейсов… Если представляете Домодедово, то до обычной стоянки, где давят землю регионалы (рядом с галерей вылета международных рейсов), от торца 32Л – семь верст на оленях :(. «Оленей» с жилетами пришлось ждать еще полчаса… За это время пассажиров напоили соком – мелочь, а приятно.

Итак, жилеты в багажнике, пассажиры и экипаж на борту – запускаемся? Щаз-з-з… Вся доблестная кавалерия, задержавшаяся с прилетом в Домодедово из-за тумана, успела прилететь, выгрузиться-загрузиться и явно желала улететь обратно. В итоге – еще полчаса в очереди на запуск, о чем поведал КВС, вышедший в салон (с ним мы тоже зацепились языками минут на 10 – интересно поговорить о Як-40 с человеком, который большую часть своей летной жизни пролетал именно на этом типе).

p.s. Дальше будет меньше текста и больше фото и видео :)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Очень как всегда впечатляет отношение к людям..задержать рейс на столько! если бы я летел по делам, то уже бы матерился и ругался! конечно, когда просто ради удовольствия проводишь время, то можно посидеть..
жднем, продолжения...
 
Состояние салона приятно порадовало – да, заметно, что RA-88165 (помню его еще в окраске Татнефти) – не самый новый самолет (выпущен в апреле 1976 года), но зато обивка сидений новая, нигде ничего не скрипит и не отваливается, в общем с учетом возраста самолета состояние салона тянет на «4+».

Вам повезло - 165 лучший по состоянию салона из 32-ух местных Яков компании, на 209 и 849 машинах - тот еще "сарай".

И вообще, интересно, - зачем авиакомпании нужен такой убыточный рейс? Тамбов, Йошкар-Ола - там дотации, Пенза - там загрузка всегда есть, а зачем вот Старый Оскол еще взяли - неизвестно.
 
Последнее редактирование:
Тема не раскрыта:), ждем продолжения...Сам только один раз летел на Як-40, АК Волга-Днепр, из Москвы в НН (или обратно, уже не помню), полет запомнился как один из самых худших (в плане комфорта - последний ряд, коленки у ушей; и сервиса, быстрее, его отсутствия), хотя, в-общем, доставили куда надо и без особых задержек..
 
в 9:25 улететь в Старый Оскол, откуда (собственно это и являлось основной целью для открытия рейса) в свою очередь он должен улететь в Анапу

Рейс Старый Оскол - Анапа тем более вызывает недоумение.
 
Рейс Старый Оскол - Анапа тем более вызывает недоумение.
Почему? Разве ещё пару лет назад бугульминцы не гоняли Як-40 на вывозных Бугульма - Ульяновск - Сочи? Рейсы, например, Кострома - Воронеж - Анапа и Кострома - Липецк - Анапа забиваются битком. А чем Старый Оскол хуже Костромы или Ульяновска?
 
Почему? Разве ещё пару лет назад бугульминцы не гоняли Як-40 на вывозных Бугульма - Ульяновск - Сочи? Рейсы, например, Кострома - Воронеж - Анапа и Кострома - Липецк - Анапа забиваются битком. А чем Старый Оскол хуже Костромы или Ульяновска?

Да, были рейсы Бугульма-Ульяновск-Сочи, но они были , прямо так сказать единичными и длились очень недолго. Загрузка из Бугульмы да и из Ульяновска была очень низкой + ценник кусался очень больно - поэтому рейс популярностью не пользовался. Только с приходом новых самолетов, скинули цены на рейсы, поэтому сейчас летают, притом раздельно, Бугульма - Сочи, Ульяновск - Сочи, с довольно хорошей загрузкой.
А тем более пускать прожорливый Як-40 на такие заведомо нерентабельные рейсы из небольших городов, довольно странно.
 
Реклама
Рейсы Старый Оскол-Анапа - это, можно сказать, классика. В свое время - середина-конец 80-х - этот маршрут обслуживали белгородские Як-40, т.к. своих самолетов в Ст. Осколе никогда не было. Рейсы были организованы по просьбе ОЭМК, там вроде у них санаторий какой-то министерский раньше был, возможно и сейчас есть.
 
Жаль, что на видео нет этого знаменитого звука при запуске "ПУ-ууу!" :p
 
Наконец разрешение на запуск получено и мы выруливаем на 32Л. Вот он – момент истины :). Взлет на Як-40 это что-то – плавный разбег, отрыв и медленный набор высоты. В общем, наслаждайтесь :):

http://www.youtube.com/watch?v=ylVNWtsf5WA

Медленно, левым разворотом отходим от Домодедово (аэропорт еще видно слева внизу) и набираем высоту.



Сам по себе полет короткий, чуть меньше 1,5 часов, поэтому решаю не терять времени и погулять по салону, пофотографировать артефакты. Вот, например, место бортпроводника – все аутентично, особенно меня радует телефон :)



А это багажник. Да, на фото видны те самые жилеты :).



Ну а тут комплексная фотография – виден шкафчик, он же сервировочный столик. Справа – гардероб, слева – входная дверь. Тесно? Компактно!



Тем временем пепелац приступил к снижению. Заход по стандартной «коробочке». Подходим к полосе – и вот она, фирменная фишка Як-40 – реверс включен еще до касания.

http://www.youtube.com/watch?v=Ah8map2lXqI

Заруливаем на стоянку – мы одни, других самолетов нет. Выхожу из самолета и делаю несколько фотографий – самолет оперативно заправляют, у него впереди еще большая часть анабасиса…



На травке рядом с терминалом расположились пассажиры рейса в Анапу – судя по всему почти все места будут заняты. Удачи им, а я выхожу через калитку на улицу и, соблазнившись предложением попутчика довезти до города, забываю сфотографировать терминал :(. Впрочем, это не имело решающего значения, поскольку я тут же выяснил, что забыл зарядить батарейку в фотоаппарате. Для таких случаев я вожу с собой запасную мыльницу, но в этот раз… она тоже оказалась разряженной :(. Epic fail!
 
Жаль, что на видео нет этого знаменитого звука при запуске "ПУ-ууу!" :p

В этот раз не записывал, а вот во время предыдущего полета с Северсталью видео запуска есть - http://www.youtube.com/watch?v=xuslhVKAx_8

---------- Добавлено в 08:56 ----------

Очень как всегда впечатляет отношение к людям..задержать рейс на столько! если бы я летел по делам, то уже бы матерился и ругался! конечно, когда просто ради удовольствия проводишь время, то можно посидеть..
жднем, продолжения...

В этот раз все было не так уж плохо: экипаж все время держал пассажиров в курсе происходящего. Тем более что причина объективная - метеоусловия...
 
С учетом 3-х часовой задержки времени на прогулку у меня было минимум, поэтому было решено пожертвовать Воронежом и немного погулять по Старому Осколу.

В целом, из традиционных туристических достопримечательностей смотреть в городе особо нечего – есть несколько улиц с застройкой конца XIX – начала XX века, все остальное – стандартная советская застройка не самого маленького промышленного центра, из которой мне понравилось лишь монументальное здание местного рынка.



А вот до промарха я увы в этот раз не добрался – планы были, но задержка существенно поменяла их. В целом же город оставил приятное впечатление – в нем нет провинциального депресняка, столь характерного для центральных регионов России. Широкие улицы, много автомобилей, строятся новые дома – таким запомнился мне Старый Оскол.



Побродив пару часов по городу, я отловил такси (им оказался Renault Logan с пробегом аж в 557 тыс. км) и отправился прямиком в аэропорт Воронежа. Доехали мы достаточно быстро – до вылета рейса в Москву оставалось еще почти 2 часа. Для начала я сфотографировал Ту-134 в раскраске Воронежавиа (увы, не настоящей), стоящий на въезде в аэропорт.



Ну а затем я направился к терминалу, который находится на реконструкции.



Писать о том, что там внутри – не хочется. Я полностью присоединяюсь к мнению А.Копцева (http://aviaforum.ru/threads/30578) – добавлю лишь, что находится в строительной пыли более 5 минут не было ни желания, ни возможности. Тем более что кроме единственной палатки с бутербродами другой еды на этой стройке все равно не было. В общем аэропорт однозначно заслуживает почетного звания «Лучший полиэтиленовый аэропорт страны»!

Выйдя из здания аэропорта и проведя быструю рекогносцировку местности я обнаружил пустой ментовской УАЗ, стоявший у здания, отдаленно напоминавшего столовку. На практике это оказалось небольшим кафе с более-менее вкусной едой и относительно адекватными ценами. Пообедав я вернулся в полиэтиленовое царство, пройдя регистрацию и спецконтроль незадолго до начала посадки.

На перроне, кроме нашего СААБа-2000 стоял еще один его собрат, CRJ Руслайна и новенький Ан-148 Полета. Перемещение до самолета осуществлялось в видавшем виды МАЗе, режим «сельди в бочке» :)

СААБ-2000 – абсолютно новый для меня тип, внутри живо напомнил мне СААБ-340 – те же 3 кресла в ряд и тесные багажные полки. АТР-42 все-таки покомфортнее! Но состояние салона конкретного борта (VP-BPM 1998 года выпуска) – на твердую пятерку.



Как водится вечером в пятницу – самолет полностью забит. Наконец все рассаживаются, стюардессы разносят карамельки и мы выруливаем на исполнительный. Взлет был динамичным – увы, как помните, фотоаппарат накрылся – так что видео не будет :(.

Вскоре после взлета мне удалось оживить одну из камер, но надолго ее не хватило, а жаль, заходящее солнце – прекрасный художник.



Тем временем СААБ набрал высоту, стюардессы (их на этом самолете 2) развезли минералку и соки, а я решил поизучать содержание бортовых журналов. Первый из них – Линия Полета – был мне уже хорошо знаком по аэропорту Пулково (надо сказать, что журнальчик на мой взгляд слабоватый). А вот второй журнал – это нечто :). Увы, его название достаточно быстро забылось, но это самый настоящий глянец по воронежски. Выглядит забавно…

В этот раз пробок на прилете в Домодедово не случилось, так что в 1 час 5 минут полетного времени мы вполне уложились. После посадки на полосу 32R мне довелось наблюдать интересную картину – водитель трактора, везущего багажные тележки, так торопился освободить место нашему самолету, что ускорившись на повороте он просто завалил хвостовую тележку и, не заметив это, поехал дальше, весело искря тележкой об бетон.



На этом кадре последние электрические силы оставили мою камеру, так что снимать СААБ пришлось уже на мобильный телефон.



В целом поездка получилась интересной – как говорится хотели приключений? Получите! Благо, что основная цель поездки – полет на Як-40 – вполне удалась. Да и СААБ-2000 не подкачал – достаточно комфортный, не шумный и кроме того достаточно быстрый турбопроп. Жаль, что планы прогулок по Старому Осколу и Воронежу пришлось сильно урезать, но надеюсь, что я туда еще попаду :) - по крайней мере в Воронеже на следующей неделе я все-таки планирую посетить.
 
вам в догонку описанные но не показанные ан-148, сааб в воронеже и от меня лично ретро-пассажировоз полуприцеп на плечах зил-130. привет из 80-х.
 
Назад