NikMsu
Местный
Лет 15-20 назад я как-то купил книжку К. Удалова «Самолет Як-40». Судя по всему, книжка была написана еще в советские годы и текст в основном рекламировал гениальное творение авиаконструктора Яковлева (про расход топлива в книге, разумеется, практически ничего не говорилось). Но кроме рекламы в ней было и немало интересного: описывались основные модификации самолета, история его эксплуатации за пределами СССР и технические особенности ВС. После прочтения этой книги мне очень захотелось хоть раз слетать на этом необычном и во многом уникальном самолете.
Наши пути с Як-40 достаточно долго не пересекались, поэтому для того чтобы опробовать новый для себя тип я выбрался в Беларусь, где и опробовал «новинку» на маршруте Минск-Витебск-Минск (Мышьяк, спасибо!). Несмотря на тесноту (в компановке 2+2) самолет мне понравился и в дальнейшем я старался при возможности всегда выбирать те рейсы, которые обслуживались Як-40 – крайний раз это получилось в ноябре 2009 года (см. отчет http://aviaforum.ru/threads/24907&highlight=%D1%E5%E2%E5%F0%ED%FB%E5+%F1%F2%E0%EB%FC%ED%FB%E5).
Время неумолимо – построенные в конце 70-х самолеты не молодеют, керосин тоже не дешевеет... Як-40 постепенно уходят с регулярных рейсов. Тем приятнее было услышать новость, что в июле АК Барс Аэро открыла рейс Москва-Старый Оскол, который выполнялся на «истребителе керосина». Учитывая цену билета (около 2000 руб.), идея слетать в Старый Оскол показалась привлекательной, тем более что каких-либо других причин посетить это город в ближайшее время не предвиделось. В качестве дополнительного бонуса обратно я планировал улететь из Воронежа на новом для себя типе СААБ-2000 (в целом тоже редкость, хотя в отличие от Як-40 не музейного плана ).
Купить билет на обратный рейс авиакомпании Полет было достаточно просто, а вот билеты в Старый Оскол на сайте АК Барс Аэро предлагалось только забронировать и выкупить непосредственно в кассах авиакомпании. Пришлось немного озадачиться и выписать бумажный билет через своих знакомых. Итак, все готово для поездки, поехали!
Наступила пятница (судя по количеству постигших меня в тот день обломов, это должна была быть пятница 13-ое) и я, оседлав свой трактор, выдвинулся в Домодедово. В центре Москвы светило солнце, но чем ближе я был к МКАДу, тем сильнее ухудшалось мое настроение – окрестности постепенно прятались в тумане. Кульминация наступила километров в 10 от Домодедово, где видимость на глаз была метров 200-300.
Этот туман вполне мог разрушить мои планы, и вот почему – тот борт Як-40, который каждую пятницу летал в Старый Оскол, должен был совершить за этот день следующий анабасис: в районе 6 утра он по плану должен был вылететь в Домодедово из Тамбова, затем в 9:25 улететь в Старый Оскол, откуда (собственно это и являлось основной целью для открытия рейса) в свою очередь он должен улететь в Анапу, постояв пару часов в Анапе борт отправлялся в обратное путешествие в Тамбов. Прилетит ли самолет из Тамбова в такую погоду? В этом я очень сильно сомневался… А ведь дальнейший график был спланирован очень плотно – любая задержка более 1,5-2 часов лишала меня прогулки либо по Старому Осколу, либо по Воронежу.
Прибыв в Домодедово, я прошел регистрацию и уже в чистой зоне убедился, что все не так плохо, как могло бы показаться (ага, наивный человек): рейс из Тамбова каким-то чудом все-таки приземлился, пускай и с небольшой задержкой, а из-за тумана уже потихоньку проглядывало солнце.
Успокоившись, я отправился завтракать в «Крошку-Картошку», как выяснилось потом, это было очень правильным решением. Через полчаса стало ясно, что рейс переносится на 10:30, что было не очень приятным, но особо не портило (пока) мои планы. В 10 часов посадка на рейс была объявлена, и я спустился к гейту, где стал свидетелем забавной ситуации: агент, который должен был вести посадку на наш рейс, спорила с агентом, который собирался отправлять с этого же гейта рейс, вылетающий по расписанию. Расписание все же победило и нас направили к другому выходу.
В автобусе выяснилось, что столь экзотический способ перемещения в Старый Оскол, кроме меня выбрало еще 5 человек (вернее 4, поскольку пятым был грудной ребенок которому явно было пофиг, на чем ехать).
Подъехав к самолету, мы были встречены приветливым бортмехаником, который пригласил нас в салон и предложил располагаться на любых удобных местах (на 6 человек приходилось 32 места). Состояние салона приятно порадовало – да, заметно, что RA-88165 (помню его еще в окраске Татнефти) – не самый новый самолет (выпущен в апреле 1976 года), но зато обивка сидений новая, нигде ничего не скрипит и не отваливается, в общем с учетом возраста самолета состояние салона тянет на «4+».
Однако меня немного напряг тот факт, что собственно самого экипажа не было заметно – где КВС, второй пилот и проводник? Пришлось вступить в контакт с бортмехаником и, обсудив в течение 10 минут особенности Як-40, я понял, что ситуация сложнее, чем казалась мне изначально . Оказывается просто прилететь из Тамбова самолету недостаточно – ведь дальше он полетит в Анапу и для этого рейса нужны спасательные жилеты. А жилеты… везет другой Як-40, который летит из Бугульмы! Но в отличие от нашего борта его вылет из Бугульмы задержали и он ожидается в Домодедово только в 11 часов. Предполагалось, что самолет встанет на стоянку рядом с нами, жилеты быстренько перебросят к нам на борт и мы отчалим в Старый Оскол. Это успокоило не только меня, но и остальных пассажиров. Ждать – так ждать.
Однако через полчаса появился только экипаж – классика для Як-40: КВС лет 50-ти, этакий воздушный волк, молодой правак и стюардесса – надо сказать весьма фигуристая и в очень неплохой форме от АК Барс Аэро (серьезно, молодцы – смогли уйти от стандарта). Но Як-40 с жилетами так и не появился – прослушивавший эфир экипаж «обрадовал» тем, что борт болтается в зоне ожидания.
Ждем дальше… Наконец спустя еще полчаса «бугульминский» Як-40 садится и… под матюки обслуживающего персонала рулит на стоянку аж в торец полосы 32Л. Вот честно, ни разу не видел чтобы туда ставили самолеты с регулярных рейсов… Если представляете Домодедово, то до обычной стоянки, где давят землю регионалы (рядом с галерей вылета международных рейсов), от торца 32Л – семь верст на оленях . «Оленей» с жилетами пришлось ждать еще полчаса… За это время пассажиров напоили соком – мелочь, а приятно.
Итак, жилеты в багажнике, пассажиры и экипаж на борту – запускаемся? Щаз-з-з… Вся доблестная кавалерия, задержавшаяся с прилетом в Домодедово из-за тумана, успела прилететь, выгрузиться-загрузиться и явно желала улететь обратно. В итоге – еще полчаса в очереди на запуск, о чем поведал КВС, вышедший в салон (с ним мы тоже зацепились языками минут на 10 – интересно поговорить о Як-40 с человеком, который большую часть своей летной жизни пролетал именно на этом типе).
p.s. Дальше будет меньше текста и больше фото и видео
Наши пути с Як-40 достаточно долго не пересекались, поэтому для того чтобы опробовать новый для себя тип я выбрался в Беларусь, где и опробовал «новинку» на маршруте Минск-Витебск-Минск (Мышьяк, спасибо!). Несмотря на тесноту (в компановке 2+2) самолет мне понравился и в дальнейшем я старался при возможности всегда выбирать те рейсы, которые обслуживались Як-40 – крайний раз это получилось в ноябре 2009 года (см. отчет http://aviaforum.ru/threads/24907&highlight=%D1%E5%E2%E5%F0%ED%FB%E5+%F1%F2%E0%EB%FC%ED%FB%E5).
Время неумолимо – построенные в конце 70-х самолеты не молодеют, керосин тоже не дешевеет... Як-40 постепенно уходят с регулярных рейсов. Тем приятнее было услышать новость, что в июле АК Барс Аэро открыла рейс Москва-Старый Оскол, который выполнялся на «истребителе керосина». Учитывая цену билета (около 2000 руб.), идея слетать в Старый Оскол показалась привлекательной, тем более что каких-либо других причин посетить это город в ближайшее время не предвиделось. В качестве дополнительного бонуса обратно я планировал улететь из Воронежа на новом для себя типе СААБ-2000 (в целом тоже редкость, хотя в отличие от Як-40 не музейного плана ).
Купить билет на обратный рейс авиакомпании Полет было достаточно просто, а вот билеты в Старый Оскол на сайте АК Барс Аэро предлагалось только забронировать и выкупить непосредственно в кассах авиакомпании. Пришлось немного озадачиться и выписать бумажный билет через своих знакомых. Итак, все готово для поездки, поехали!
Наступила пятница (судя по количеству постигших меня в тот день обломов, это должна была быть пятница 13-ое) и я, оседлав свой трактор, выдвинулся в Домодедово. В центре Москвы светило солнце, но чем ближе я был к МКАДу, тем сильнее ухудшалось мое настроение – окрестности постепенно прятались в тумане. Кульминация наступила километров в 10 от Домодедово, где видимость на глаз была метров 200-300.
Этот туман вполне мог разрушить мои планы, и вот почему – тот борт Як-40, который каждую пятницу летал в Старый Оскол, должен был совершить за этот день следующий анабасис: в районе 6 утра он по плану должен был вылететь в Домодедово из Тамбова, затем в 9:25 улететь в Старый Оскол, откуда (собственно это и являлось основной целью для открытия рейса) в свою очередь он должен улететь в Анапу, постояв пару часов в Анапе борт отправлялся в обратное путешествие в Тамбов. Прилетит ли самолет из Тамбова в такую погоду? В этом я очень сильно сомневался… А ведь дальнейший график был спланирован очень плотно – любая задержка более 1,5-2 часов лишала меня прогулки либо по Старому Осколу, либо по Воронежу.
Прибыв в Домодедово, я прошел регистрацию и уже в чистой зоне убедился, что все не так плохо, как могло бы показаться (ага, наивный человек): рейс из Тамбова каким-то чудом все-таки приземлился, пускай и с небольшой задержкой, а из-за тумана уже потихоньку проглядывало солнце.
Успокоившись, я отправился завтракать в «Крошку-Картошку», как выяснилось потом, это было очень правильным решением. Через полчаса стало ясно, что рейс переносится на 10:30, что было не очень приятным, но особо не портило (пока) мои планы. В 10 часов посадка на рейс была объявлена, и я спустился к гейту, где стал свидетелем забавной ситуации: агент, который должен был вести посадку на наш рейс, спорила с агентом, который собирался отправлять с этого же гейта рейс, вылетающий по расписанию. Расписание все же победило и нас направили к другому выходу.
В автобусе выяснилось, что столь экзотический способ перемещения в Старый Оскол, кроме меня выбрало еще 5 человек (вернее 4, поскольку пятым был грудной ребенок которому явно было пофиг, на чем ехать).
Подъехав к самолету, мы были встречены приветливым бортмехаником, который пригласил нас в салон и предложил располагаться на любых удобных местах (на 6 человек приходилось 32 места). Состояние салона приятно порадовало – да, заметно, что RA-88165 (помню его еще в окраске Татнефти) – не самый новый самолет (выпущен в апреле 1976 года), но зато обивка сидений новая, нигде ничего не скрипит и не отваливается, в общем с учетом возраста самолета состояние салона тянет на «4+».
Однако меня немного напряг тот факт, что собственно самого экипажа не было заметно – где КВС, второй пилот и проводник? Пришлось вступить в контакт с бортмехаником и, обсудив в течение 10 минут особенности Як-40, я понял, что ситуация сложнее, чем казалась мне изначально . Оказывается просто прилететь из Тамбова самолету недостаточно – ведь дальше он полетит в Анапу и для этого рейса нужны спасательные жилеты. А жилеты… везет другой Як-40, который летит из Бугульмы! Но в отличие от нашего борта его вылет из Бугульмы задержали и он ожидается в Домодедово только в 11 часов. Предполагалось, что самолет встанет на стоянку рядом с нами, жилеты быстренько перебросят к нам на борт и мы отчалим в Старый Оскол. Это успокоило не только меня, но и остальных пассажиров. Ждать – так ждать.
Однако через полчаса появился только экипаж – классика для Як-40: КВС лет 50-ти, этакий воздушный волк, молодой правак и стюардесса – надо сказать весьма фигуристая и в очень неплохой форме от АК Барс Аэро (серьезно, молодцы – смогли уйти от стандарта). Но Як-40 с жилетами так и не появился – прослушивавший эфир экипаж «обрадовал» тем, что борт болтается в зоне ожидания.
Ждем дальше… Наконец спустя еще полчаса «бугульминский» Як-40 садится и… под матюки обслуживающего персонала рулит на стоянку аж в торец полосы 32Л. Вот честно, ни разу не видел чтобы туда ставили самолеты с регулярных рейсов… Если представляете Домодедово, то до обычной стоянки, где давят землю регионалы (рядом с галерей вылета международных рейсов), от торца 32Л – семь верст на оленях . «Оленей» с жилетами пришлось ждать еще полчаса… За это время пассажиров напоили соком – мелочь, а приятно.
Итак, жилеты в багажнике, пассажиры и экипаж на борту – запускаемся? Щаз-з-з… Вся доблестная кавалерия, задержавшаяся с прилетом в Домодедово из-за тумана, успела прилететь, выгрузиться-загрузиться и явно желала улететь обратно. В итоге – еще полчаса в очереди на запуск, о чем поведал КВС, вышедший в салон (с ним мы тоже зацепились языками минут на 10 – интересно поговорить о Як-40 с человеком, который большую часть своей летной жизни пролетал именно на этом типе).
p.s. Дальше будет меньше текста и больше фото и видео
Последнее редактирование: