Тут уже много про него писали, но добавлю и я свои несколько копеек. Правда, без фотографий - фотика с собой не было.
Сегодня с утра образовались у меня несколько часов свободного времени в Киеве. Работы к среде уже не осталось; друзья все, в отличие от меня, шалопая, делами были заняты... Пришлось заняться собственным культурным развитием.
До жулянского музея (ул. Медовая, 1) от центра можно добраться, наверное, многими способами. Я поехал на такси: от Майдана - 20 гривен (4 доллара); ехать минут 30.
Музей расположен слегка на отшибе. Как говорят местные, до него, в принципе, можно доехать на метро и троллейбусе или метро и маршрутке. Но от остановки до проходной - пилить, пилить и пилить.
Может быть, сказывается именно это, а может быть, и отсутствие рекламы виновато - но я был в музее единственным посетителем.
У проходной меня встретил совершенно не по-вахтерски интеллигентного вида сторож, который весьма удивился моему желанию купить все-таки билет. Долго вызывал по рации какую-то Танюшу, а когда та все же пришла, рассказал ей про меня чуть ли не все - и то, что "товарищ журналист с Москвы приехал", и то, что я "в Монино бывал, так что свой человек".
Это я его так рассказами развлекал, покуда мы Танюшу ждали.
Танюша взяла с меня 10 гривен за вход и по пять гривен за право подняться в кабины Ми-26 и Ил-62. Итого, стало быть, 20 гривен/4 доллара все удовольствие. С фотографированием было бы 25 гривен.
Поскольку я на весь музей был один, а вахтеру явно было скучно стоять у проходной и пялиться не почти что непроезжую улицу Медовую, он отправился гулять по музею вместе со мной.
Внутри обнаружилось огромное количество всего очень-очень интересного. И Ту-104 серебристого цвета, восстановленный в моем родном Харькове, и относительно свежепокрашенный Ил-18, и "баклажан" с номером СССР-86000 (святая правда, действительно первенец), и, конечно, Ид-62.
В общем ряду "гражданцев" стоят зарегистрированные уже в незалежной Украине Ил-76, Як-40 и Ан-24. Напротив них все больше техника военная, мне лично не очень интересная - но это, конечно, субъективно.
Таблички есть, но их очень немного. Все надписи - по-английски и по-украински.
На самолетной стоянке пускают за 5 гривен в кабину Ил-62. Выглядит это так: специально обученный дяденька развязывает веревку поперек трапа, открывает дверь - и дальше по желанию: или остается на земле, или поднимается с тобой в качестве экскурсовода.
Внутри "шестьдесят второго" устроен учебный класс. А в самой кабине все осталось точно так же, как было, когда этот самолет своим ходом сюда прилетел. Даже карты контрольных проверок и поправок лежат на своих местах. Все можно потрогать; все в идеальном состоянии, все "живое". Только часы на память сняли пилоты, перегонявшие этот самолет на его последнюю стоянку.
Мужик-экскурсовод уверяет, что "шестьдесят второй" жив настолько, что иногда студенты Киевского национального авиауниверситета даже запускают в учебных целях двигатели. Правда ли, не знаю.
По соседству стоит тот самый, поразивший меня с первого взгляда, СССР-86000. Я впервые в жизни заглянул в нишу средней ноги "баклажана". Потрясает... Такое впечатление, что в ней можно жить. Сотрудники музея хранят в ней краску и разновсяческий мусор.
Из военной техники удивляет только выкрашенный в цвета какой-то частной компании МиГ-29 (тут была его фотография). Я спросил у смотрителей, зачем они так самолетку попортили - но мне поклялись, что компания, использовавшая самолет в рекламных целях, обязалась перекрасить его назад, в "родные" цвета. Якобы уже музей и деньги на это от фирмы получил.
Чуть дальше, на отшибе, - стоянка вертолетов. Из интересного - Ми-6 (единственный, говорят, в Украине), Ми-4, еще много мне неизвестного. Посидеть пускают в Ми-26 ООН-овской раскраски.
Правда, ощущение очень странное. Внутри, сразу при входе, стоит на столике "черный ящик". Напротив - аппаратура для расшифровки записей в нем. В кабине все приборы вырваны с корнем и заменены на вырезанные по размеру и разрисованные картонки. Ручка приварена к полу.
Но размер этой махины все равно потрясает. Это даже не вертолет уже, это нечто, чему и имени нет. Внутри можно в футбол играть.
Пока бродишь по музею, можно вволю насладиться жизнью аэропрта Жуляны. Там масса всего интересного летает. За тот час, что я пробыл в музее, взлетели Ан-12, Ан-2 и Пайпер-Чероки. Полоса буквально в сотне метров от забора музея; перед забором - горка, с которой, должно быть, очень удобно взлетающие и садящиеся самолеты снимать.
Особый кайф - в том, что чуть вдали от основной дорожки между экспонатами, там, где стоят Ан-26, Як-40 и тому подобные "малыши", асфальта нет. Бродишь прямо по мокрой от дождя траве, похлюпывая ботинками по лужам. Идиллия...
А на задворках музея - масса самолетов, которые еще только будут восстанавливаться. Отдельно фюзеляжи, крылья, двигатели... И даже мужики какие-то рядом со всем этим трудятся. Приятно знать, что вернешься через год - а экспозиция уже будет раза в полтора больше.
Смотрители музея - чудные люди, которым, должно быть, в отсутствие посетителей очень скучно. Поэтому они каждого пришедшего чуть ли не за руки хватают - и рассказывают, рассказывают, рассказывают...
Мол, в Ил-18, увы, даже пола не осталось... А вот Ту-104 должны к лету открыть для посещения - с полностью восстановленной кабиной. А в Ту-154 студенты занимаются - и там, как и в Ил-62, ничего не переменилось с того дня, как этот "полтинник" сюда, в Жуляны, своим ходом прилетел. А в Ан-2 и в Як-38 в кабинах до сих пор все бумажки лежат, как лежали, - если хотите, можете поднырнуть под веревочное ограждение и своими глазами все увидеть. А в 86000 внутри - не вполне официальный ресторан. Можно снять для свадьбы или еще чего.
Если от смотрителей оторваться, то никто, в принципе, не мешает между самолетами и самому бродить. Ограждения - вещь весьма условная, когда до ближайшего сотрудника музея несколько сот метров.
Ну когда еще можно будет постучать ногой по колесам Су-27, сделав вид, что ты - водитель, приценивающийся к новой машине? Когда еще своими руками откроешь лючок СПУ на Ан-24 - таком же, как тот, который только несколько дней назад привез тебя из Днепропетровска? Когда измеришь шагами длину Ту-22?
Восторг, восторг и еще раз восторг.
Просто восхитительно, в общем. И очень радует, что такое место есть, что за ним следят, что все самолетки - чистенькие, относительно ухоженные и покрашенные.
Всем, кто окажется в Киеве, от души рекомендую.
Сегодня с утра образовались у меня несколько часов свободного времени в Киеве. Работы к среде уже не осталось; друзья все, в отличие от меня, шалопая, делами были заняты... Пришлось заняться собственным культурным развитием.
До жулянского музея (ул. Медовая, 1) от центра можно добраться, наверное, многими способами. Я поехал на такси: от Майдана - 20 гривен (4 доллара); ехать минут 30.
Музей расположен слегка на отшибе. Как говорят местные, до него, в принципе, можно доехать на метро и троллейбусе или метро и маршрутке. Но от остановки до проходной - пилить, пилить и пилить.
Может быть, сказывается именно это, а может быть, и отсутствие рекламы виновато - но я был в музее единственным посетителем.
У проходной меня встретил совершенно не по-вахтерски интеллигентного вида сторож, который весьма удивился моему желанию купить все-таки билет. Долго вызывал по рации какую-то Танюшу, а когда та все же пришла, рассказал ей про меня чуть ли не все - и то, что "товарищ журналист с Москвы приехал", и то, что я "в Монино бывал, так что свой человек".
Это я его так рассказами развлекал, покуда мы Танюшу ждали.
Танюша взяла с меня 10 гривен за вход и по пять гривен за право подняться в кабины Ми-26 и Ил-62. Итого, стало быть, 20 гривен/4 доллара все удовольствие. С фотографированием было бы 25 гривен.
Поскольку я на весь музей был один, а вахтеру явно было скучно стоять у проходной и пялиться не почти что непроезжую улицу Медовую, он отправился гулять по музею вместе со мной.
Внутри обнаружилось огромное количество всего очень-очень интересного. И Ту-104 серебристого цвета, восстановленный в моем родном Харькове, и относительно свежепокрашенный Ил-18, и "баклажан" с номером СССР-86000 (святая правда, действительно первенец), и, конечно, Ид-62.
В общем ряду "гражданцев" стоят зарегистрированные уже в незалежной Украине Ил-76, Як-40 и Ан-24. Напротив них все больше техника военная, мне лично не очень интересная - но это, конечно, субъективно.
Таблички есть, но их очень немного. Все надписи - по-английски и по-украински.
На самолетной стоянке пускают за 5 гривен в кабину Ил-62. Выглядит это так: специально обученный дяденька развязывает веревку поперек трапа, открывает дверь - и дальше по желанию: или остается на земле, или поднимается с тобой в качестве экскурсовода.
Внутри "шестьдесят второго" устроен учебный класс. А в самой кабине все осталось точно так же, как было, когда этот самолет своим ходом сюда прилетел. Даже карты контрольных проверок и поправок лежат на своих местах. Все можно потрогать; все в идеальном состоянии, все "живое". Только часы на память сняли пилоты, перегонявшие этот самолет на его последнюю стоянку.
Мужик-экскурсовод уверяет, что "шестьдесят второй" жив настолько, что иногда студенты Киевского национального авиауниверситета даже запускают в учебных целях двигатели. Правда ли, не знаю.
По соседству стоит тот самый, поразивший меня с первого взгляда, СССР-86000. Я впервые в жизни заглянул в нишу средней ноги "баклажана". Потрясает... Такое впечатление, что в ней можно жить. Сотрудники музея хранят в ней краску и разновсяческий мусор.
Из военной техники удивляет только выкрашенный в цвета какой-то частной компании МиГ-29 (тут была его фотография). Я спросил у смотрителей, зачем они так самолетку попортили - но мне поклялись, что компания, использовавшая самолет в рекламных целях, обязалась перекрасить его назад, в "родные" цвета. Якобы уже музей и деньги на это от фирмы получил.
Чуть дальше, на отшибе, - стоянка вертолетов. Из интересного - Ми-6 (единственный, говорят, в Украине), Ми-4, еще много мне неизвестного. Посидеть пускают в Ми-26 ООН-овской раскраски.
Правда, ощущение очень странное. Внутри, сразу при входе, стоит на столике "черный ящик". Напротив - аппаратура для расшифровки записей в нем. В кабине все приборы вырваны с корнем и заменены на вырезанные по размеру и разрисованные картонки. Ручка приварена к полу.
Но размер этой махины все равно потрясает. Это даже не вертолет уже, это нечто, чему и имени нет. Внутри можно в футбол играть.
Пока бродишь по музею, можно вволю насладиться жизнью аэропрта Жуляны. Там масса всего интересного летает. За тот час, что я пробыл в музее, взлетели Ан-12, Ан-2 и Пайпер-Чероки. Полоса буквально в сотне метров от забора музея; перед забором - горка, с которой, должно быть, очень удобно взлетающие и садящиеся самолеты снимать.
Особый кайф - в том, что чуть вдали от основной дорожки между экспонатами, там, где стоят Ан-26, Як-40 и тому подобные "малыши", асфальта нет. Бродишь прямо по мокрой от дождя траве, похлюпывая ботинками по лужам. Идиллия...
А на задворках музея - масса самолетов, которые еще только будут восстанавливаться. Отдельно фюзеляжи, крылья, двигатели... И даже мужики какие-то рядом со всем этим трудятся. Приятно знать, что вернешься через год - а экспозиция уже будет раза в полтора больше.
Смотрители музея - чудные люди, которым, должно быть, в отсутствие посетителей очень скучно. Поэтому они каждого пришедшего чуть ли не за руки хватают - и рассказывают, рассказывают, рассказывают...
Мол, в Ил-18, увы, даже пола не осталось... А вот Ту-104 должны к лету открыть для посещения - с полностью восстановленной кабиной. А в Ту-154 студенты занимаются - и там, как и в Ил-62, ничего не переменилось с того дня, как этот "полтинник" сюда, в Жуляны, своим ходом прилетел. А в Ан-2 и в Як-38 в кабинах до сих пор все бумажки лежат, как лежали, - если хотите, можете поднырнуть под веревочное ограждение и своими глазами все увидеть. А в 86000 внутри - не вполне официальный ресторан. Можно снять для свадьбы или еще чего.
Если от смотрителей оторваться, то никто, в принципе, не мешает между самолетами и самому бродить. Ограждения - вещь весьма условная, когда до ближайшего сотрудника музея несколько сот метров.
Ну когда еще можно будет постучать ногой по колесам Су-27, сделав вид, что ты - водитель, приценивающийся к новой машине? Когда еще своими руками откроешь лючок СПУ на Ан-24 - таком же, как тот, который только несколько дней назад привез тебя из Днепропетровска? Когда измеришь шагами длину Ту-22?
Восторг, восторг и еще раз восторг.
Просто восхитительно, в общем. И очень радует, что такое место есть, что за ним следят, что все самолетки - чистенькие, относительно ухоженные и покрашенные.
Всем, кто окажется в Киеве, от души рекомендую.