Музей ВВС ЮАР (Претория)

V

vadik

Местный
По правде говоря музей находится не в самой Претории, а на близлежащей авиабазе Swartkop. База действующая, на ней размещаются транспортники. В день нашего посещения полётов не было, только одинокая "Дакота" привезла военных пассажиров.
Перед началом экскурсии - небольшая историческая справка. В ходе подготовки к празднованию 50-летия южноафриканских ВВС (1970 год), военные авиаторы столкнулось с неприятной проблемой. А именно отсутствием каких-либо материальных свидетельств участия ВВС ЮАР во Второй мировой, Корейской и пр. войнах. В то время в стране был только один музей, обладавший авиационными реликвиями - Музей вооружённых сил (здесь он есть). К началу 70-х годов у армейских музейщиков возникла катастрофическая ситуация с нехваткой места и им пришлось часть авиаэкспонатов выставить на улицу, где они и сгинули. А аппараты были хорошие - Hawker Fury, Westland Wapiti, Ju-52/3m, Ju-88 и др. Вдобавок, после окончания ВМВ под разделку пошли сотни (если не тысячи) списываемых самолётов и ВВС упустили блестящую возможность создать без особых трудов приличную экспозицию. Наконец, к 1973 году усилия тогдашних высших лётных командиров увенчались успехом. Приказом Министра обороны был основан Музей ВВС.
В настоящее время музей располагается в шести ангарах, павильоне, а также большая часть экспозиции находится на свежем воздухе. Половина ангаров занята статической экспозицией, а во второй половине живут летающие экспонаты. К несчастью, в тот день эти ангары были закрыты, естественно, и полётов не было. :(
Поэтому ограничусь только списком летающих легенд:
Atlas c.4M Kudu (2 шт)
Canadair Sabre Mk.6
Dassault-Breguet Mirage IIIBZ
Dassault-Breguet Mirage IIICZ
De Havilland Vampire T.55
De Havilland Canada DHC-1B Chipmunk T Mk.10
Douglas C-47A Dakota
North American Harvard (6 шт)
North American P-51D Mustang
Piaggio P-166S Albatross
Sud Aviation SA-330L Puma
Sud Aviation Alouette II (2 шт)
Sud Aviation Alouette III (2 шт).

Aviac.muzey08.11.08 083.jpg


IMG_1508.jpg


IMG_1732.JPG


IMG_1737.JPG


IMG_1735.JPG


IMG_1736.JPG
 
Реклама
V

vadik

Местный
Павильон, ч.1

Официальное название павильона - Зал им. колонеля МакГрегора (Col. PJM McGregor) (колонель - это по-нашему полковник). МакГрегор был одним из активных участников создания музея и его первым начальником. Именно он наладил механизм пополнения экспозиции. Павильон занимает довольно большую площадь и в нём располагаются не только документы, униформа, экипировка и другие авиационные артефакты, но и самолёты, вертолёты и авиадвигатели.

1. De Havilland DH-87b Hornet Moth (б/н 2007, с/н 8121). Первый самолёт этой фирмы с компоновкой закрытой кабины "плечо-к плечу". Создан в начале 30-х годов. ВВС ЮАР закупили 19 штук в 1940 году для штурманской подготовки лётного состава.
2 и 3. Fairchild F-24R Argus Mk.III (б/н КК476, с/н 1094). Четырёхместный связной самолёт времён Второй мировой войны, использовался в Королевских ВВС. Этот экземпляр первоначально был построен для Армии США под номером 44-83133.
4. Верхняя турель от английского бомбардировщика Armstrong-Whitworth AW.38 Whitley
5. Чешский Walter Minor, стоявший на пассажирском Aero 45. Деревянная рама для ручной переноски входила в комплект поставки.
6. Шестицилиндровый "рядник" Fairchild Ranger, устанавливался на лёгкие самолёты Fairchild Argus (фото 2 и 3)

IMG_1586.jpg


IMG_1587.jpg


IMG_1589.jpg


IMG_1591.jpg


IMG_1596.jpg


IMG_1604.jpg
 
V

vadik

Местный
Павильон, ч.2

1. Фирма De Havilland ставила свои двигатели Gypsy Queen на самолёты Rapide и Dominie, использовавшиеся в ВВС ЮАР как связные и учебные.
2. Семицилиндровый звездообразный двигатель Lynx IVc (мощностью 180 кВт) фирмы Armstrong-Siddeley устанавливался на учебные бипланы Avro Tutor. ВВС ЮАР купили в Англии два таких самолёта, и, начиная с 1935 года, 69 штук были построены по лицензии в местных авиационно-артиллерийских мастерских. Tutor интенсивно использовался в авиашколах на протяжении всей Второй мировой войны.
3. Пропеллер с летающей лодки Supermarine Walrus, работал в паре с двигателем Bristol Pegasus, причём как толкающий. Эти летающие лодки летали в Южной Африке в 1942-43 годах как поисково-спасательные ВМФ Великобритании.
4 и 5. Останки Ju-86Z. Изначально серия из 16-ти таких Юнкерсов, оснащённых двигателями Pratt&Whitney Hornet, была поставлена национальному перевозчику South African Airways. Но в 1939 году ВВС реквизировали 10 бортов и использовали в качестве патрульных как в ЮАР, так и в Эфиопии и Сомали. К 1943 году Ju-86Z были вытеснены более современными самолётами и использовались в качестве тренировочных в лётных школах. Последние самолёты порезали в 1947 году. Демонстрируемые останки принадлежат борту ZS-AGJ, который потерпел катастрофу 8 июля 1945 года.
6. Безымянная морская зенитка.

IMG_1605.jpg


IMG_1607.jpg


IMG_1611.jpg


IMG_1617.jpg


IMG_1618.jpg


IMG_1619.jpg
 
V

vadik

Местный
Павильон, ч.3

1. Без наших образцов вооружения ни одна экспозиция обойтись не может! ДШК...
2. АК-47...
3. Радиостанция тоже наша. Насчёт тушёнки - не знаю.
4. Реликвии времён войны в Корее. 2-я эскадрилья ВВС ЮАР воевала там вначале на "Мустангах", а затем и на "Сейбрах", потеряв при этом два самолёта от огня ПВО.
5. Трофеи, отобранные у итальянцев в ходе кампании в Восточной Африке.
6. Cessna 152, рег. номер TR-LZM. Стоит в очереди на реставрацию.

IMG_1624.jpg


IMG_1634.jpg


IMG_1633.jpg


IMG_1641.jpg


IMG_1644.jpg


IMG_1631.jpg
 
V

vadik

Местный
Павильон, ч.4

1 и 2. Лёгкий штурмовик Atlas Impala II мог также использоваться как разведчик. Для этого можно было под крылом подвесить контейнер с фотоаппаратурой.
3. Кабина "Сейбра" с манекеном лётчика.
4. Потрёпанное в боях знамя одной из местных авиачастей.
5. Стенд, показывающий этапы развития авиационных фотоаппаратов.
6. Носовая часть от разведчика Mirage IIIRZ и подвесной контейнер с разведаппаратурой для него.

IMG_1640.jpg


IMG_1637.jpg


IMG_1642.jpg


IMG_1645.jpg


IMG_1656.jpg


IMG_1654.jpg
 
V

vadik

Местный
Павильон, ч.5

Aerospatiale SE3160 Alouette III

Первый полёт этот французский вертолёт совершил 28 февраля 1959 года. Южноафриканские ВВС были одними из первых покупателей - первый вертолёт был передан им в феврале 1962 года. Всего было закуплено 118 вертолётов этого типа, поступивших на вооружение 15-й,16-й,17-й,19-й,22-й,31-й эскадрилий, а также 87-й школы вертолётчиков. Эти многоцелевые вертолёты широко применялись для перевозки людей и грузов, разведки, поиска и спасения как на суше, так и на море. Также ВВС помогали местной полиции в борьбе с криминалом и контрабандой. Часть вертолётов пероборудовалась в ганшипы для борьбы с партизанами и применялась в Пограничной войне с Анголой. Эксплуатация этих вертолётов в ЮАР была прекращена в 2005-м году.
Выставленный борт №29 (с/н 1478) был передан ВВС в январе 1968 года и первоначально летал в 16-й эскадрилье. В 1978-м был передан 87-й школе вертолётчиков, где и прослужил до 8 сентября 1997 года и был списан с налётом 5201 час.
В 2001 году вертолёт передали музею. Экипировка вертолёта соответствует раннему периоду Пограничной войны: счетверенная установка пулемётов калибра .303, пылевые фильтры "Elephant Ear" и защита от ПЗРК "Renegade", аналог наших ЭВУ. Взамен пулемётов .303 могли устанавливаться два пулемёта "Браунинг" .50 или одна 20-мм пушка "Испано".
Рядом с вертолётом демонстрируется препарированный двигатель Turbomeca Artouste, устанавливавшийся на этом типе.

IMG_1632.JPG


IMG_1630.JPG


музей авиации 115.JPG


IMG_1629.JPG


музей авиации 117.JPG


музей авиации 110.JPG
 
V

vadik

Местный
Павильон, ч.6

Avro 652a Anson T.1

В годы Второй мировой войны "Ансоны" играли важную роль по защите морских границ ЮАР и обучении молодых лётчиков и штурманов. Более 700 самолётов было отправлено в Южную Африку. Поскольку ВВС благополучно проворонили шансы поставить в музей целый "Ансон" (см. пост №1), то работникам музея и добровольцам пришлось отправляться на поиски по стране в поисках разбившихся экземпляров. В январе 1974 года на одной ферме нашли фюзеляж, причём носовую часть фюзеляжа отреставрировали используя другой самолёт, найденный на другой ферме. Хвостовую часть фюзеляжа и крыло нигде найти не удалось, поскольку они делались из дерева и пережить аварию могли с трудом, то скорее всего их придётся делать заново. Двигатели и капоты восстанавливали по принципу "из четырёх - один". Для окраски выбрали схему самолёта б/н 3209, использовавшегося в середине-конце ВМВ в 47-й лётной школе, располагавшейся на авиабазе Queenstown.

IMG_1597.JPG


IMG_1600.JPG


IMG_1601.JPG


IMG_1602.JPG


IMG_1595.JPG


IMG_1598.JPG
 
Последнее редактирование:
V

vadik

Местный
Павильон, ч.7

North American Harvard

В южноафриканских ВВС самолёты этого типа эксплуатировались в период с апреля 1940 по ноябрь 1995 года. В 1940 году был дан старт программе Joint Air Training Scheme (JATS), в соответствии с которой на территории ЮАР были открыты 38 авиашкол в которых обучались новые лётчики и механики из Англии, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии и других союзных государств. За пять лет своего существования JATS подготовила почти 33500 авиационных специалистов. Всего США поставили по ленд-лизу более 800 "Гарвардов". Из них к 1945-му году в живых осталось 555 штук. 300 самолётов после окончания войны вернули в США, остальные остались в ЮАР. 95 самолётов докупили в 50-х годах. В силу различных обстоятельств перейти на новую матчасть удалось только в середине 90-х годов, когда закупили шверцайские Pilatus PC-7.
Самолёт, бортовой номер 7573 (с/н 88-15336), сейчас реставрируют добровольные помощники музея. Этот борт простоял 24 года в одном из парков страны и пришёл в удручающее состояние. Поэтому работы там не на один год.

IMG_1594.JPG


IMG_1608.JPG


IMG_1610.JPG
 
V

vadik

Местный
Павильон, ч.8

Fieseler Fi-156C-7 Storch

Связной самолёт короткого взлёта и посадки, немецкий. Бортовой номер VD+TD (с/н 475099). Данный экземпляр англичане в 1945 году перегнали в Фарнборо, а в 1946 году подарили ЮАР. В начале 70-х годов самолёт передали музею, и после небольшой реставрации, он выставлен в экспозиции.

IMG_1643.JPG


IMG_1648.JPG


IMG_1649.JPG


IMG_1653.JPG
 
V

vadik

Местный
Павильон, ч.9

Westland Wasp HAS.1

Английский вертолёт корабельного базирования совершил первый полёт в июле 1958 года, а в октябре 1963 года первые 6 вертолётов поступили на вооружение 22-й эскадрильи ВМФ ЮАР. Всего было закуплено 16 вертолётов. У военных моряков 7 кораблей имели возможность базирования вертолётов: два эсминца, три фрегата, гидрографическое судно и научно-исследовательское судно на котором в 1980-м году эти вертолёты проходили оценочные испытания в Антарктиде. Основное предназначение вертолёта - противолодочный, но также его можно использовать как транспортный, поисково-спасательный и санитарный. У южноафриканских моряков вертолёт получил прозвище "чайная тележка" из-за необычной схемы шасси, помогавшей вертушке не скатиться за борт во время качки. За время эксплуатации было потеряно 6 вертолётов, остальные списали в 1989 году.
В музее находится борт №96 (с/н F9659), последний из купленных вертолётов. Поступил на баланс в мае 1974 года. За время службы вертолёт базировался на всех трёх фрегатах ВМФ ЮАР, одном из эсминцев и гидрографическом судне. В ноябре 1975 года учавствовал в секретной операции у берегов Анголы. В последний раз вертолёт ходил в морской поход в 1987 году, а затем его передали в испытательный центр, где до 1989 года этот вертолёт использовался в школе лётчиков-испытателей. В 1991 году вертолёт передали музею, всего он налетал 988,7 часов.


Это всё что имею сказать и показать по Залу им. полковника МакГрегора. Неохваченными и за кадром осталось множество стендов. На них - стандартный набор любого музея. Фотографии, документы и т.п.

Благодарю за внимание и терпение прочитать это всё. :pivo: :oops:
Продолжение - будет. Остались ангары и "свежий воздух".

IMG_1613.jpg


IMG_1615.jpg


IMG_1620.jpg


IMG_1622.jpg


музей авиации 126.JPG
 
Реклама
V

vadik

Местный
Ангар №1, ч.1

Ангар номер 1 по своему замыслу призван наглядно демонстрировать эволюцию авиации.

Paterson Biplane No.2

В 1911 году в Южной Африке был основан Африканский авиационный синдикат. Одним из его основателей был Cecil Compton Paterson, авиационный конструктор. Синдикат занимался проведением демонстрационных полётов по стране, но просуществовал недолго. Флот Синдиката насчитывал два самолёта - моноплан Блерио и биплан Патерсона. Впоследствии Патерсон основал собственную фирму и, помимо постройки самолётов, также занимался обучением пилотов для армии ЮАР.
Несколько лет назад для Мемориала пионеров авиации музеем ВВС была построена поноразмерная реплика Биплана Патерсона, а вторую реплику было решено построить летающей. Вторая реплика сейчас и находится в музее.

IMG_1563.jpg


IMG_1510.jpg


IMG_1558.jpg


IMG_1520.jpg


музей авиации 161.JPG


музей авиации 150.JPG
 
V

vadik

Местный
Ангар №1, ч.2

Dassault Mirage IIIBZ

В начале 60-х годов ВВС Южной Африки озаботились переходом на сверхзвуковую технику. В итоге во Франции были заказаны 16 Mirage IIICZ и 17 Mirage IIIEZ, а для обучения и тренировок лётчиков в 1964 году были закуплены три двухместных Mirage IIIBZ. Все самолёты поступили на вооружение 2-й эскадрильи ВВС. После снятия с вооружения все три самолёта были сохранены: борт 818 передали как учебное пособие авиационно-технической школе, борт 817 использовали для испытаний различного оборудования, он и сейчас ещё летает под регистрацией ZU-DMD, а борт 816 (с/н 218F-18A) был передан музею в октябре 1990 года. Работники музея и волонтёры восстановили оригинальную окраску самолёта и поставили рядом с бипланом Патерсона для демонстрации технологического прогресса в авиации за более чем 70 лет её развития.

IMG_1549.jpg


IMG_1562.jpg


IMG_1560.jpg


IMG_1552.jpg


IMG_1554.jpg
 
V

vadik

Местный
Sikorsky S-51

Бортовой номер А1 (с/н 51-102). Первый вертолёт, принятый на вооружение в Южной Африке. Три таких вертолёта (номера с А1 по А3) в 1948 году поступили в 12-ю эскадрилью ВВС, первым заданием для них стала обработка земли химикатами от мухи цеце. До 1952 года все три вертолёта разбили. Первым пал А1 - в октябре 1950 года. Тем не менее его восстановили и в 1957 году отдали 17-й эскадрилье. В 1964 вертолёт закончил военную службу и после дембеля получил регистрацию ZS-HBT. Спустя несколько лет вертушку списали, а в 1976 году кейптаунская свалка предложила музею забрать останки ветерана. После кропотливой реставрации первенца поместили в 1-й ангар.

IMG_1547.jpg


IMG_1576.jpg


IMG_1543.jpg


IMG_1544.jpg


IMG_1546.jpg


IMG_1548.jpg
 
V

vadik

Местный
Ангар №1, ч.3

Aerospatiale SA330C Puma

Бортовой номер 129 (с/н 1070). Всего ВВС ЮАР заказали 68 "Пум" в трёх разных модификациях. Поставки первого варианта SA330C начались в январе 1970 года, закупили 20 штук таких. Лидером в освоении этих вертолётов была 19-я эскадрилья, позднее она передала SA330C 30-й и 31-й эскадрильям. За свою жизнь южноафриканские "Пумы" не только возили людей и грузы, но и тушили пожары, спасали терпящих бедствие на суше и на море, участвовали в миротворческих операциях и интенсивно повоевали. Начиная с 1989 года "Пуму" начали постепенно заменять на Atlas Oryx (по сути та-же "Пума", только очень сильно модернизированная) и последний официальный полёт этого вертолёта состоялся 15 июля 1997 года.
Борт №129 приняли на баланс в январе 1971 года. В 1975-76 годах вертолёт находился в зоне боевых действий в южной Анголе. Впоследствии 129-й побывал там не раз. В середине 80-х вертолёт сдали на базу хранения, а оттуда передали в музей. На данный момент у музея в наличии три "Пумы": 129-я, борт 133 (выставлен в зоопарке г. Претория), борт 175 входит в состав Исторической эскадрильи ВВС ЮАР.

IMG_1536.jpg


IMG_1534.jpg


IMG_1581.jpg


IMG_1583.jpg


IMG_1584 copy.jpg
 
V

vadik

Местный
Ангар №1, ч.4

Atlas Alpha XH-1

В 1970-х годах ЮАР, обеспокоенная распостранением "коммунистической заразы" с севера, ввязалась в боевые действия в Анголе и Намибии. Там южноафриканским военным пришлось на собственной шкуре испытать боевые качества наших "крокодилов" - боевых вертолётов Ми-24. Естественно, в ЮАР захотели иметь что-то похожее. В то время международное сообщество "наградило" ЮАР оружейным эмбарго в честь политики апартеида. Поэтому пришлось рассчитывать только на местные умы и производственные мощности. В марте 1981 года с концерном Atlas (ныне Denel) был подписан контракт на проектирование лёгкого штурмового вертолёта, и в январе 1983 года началось строительство "демонстратора технологий" (как сказали-бы сейчас). Вертолёт создавался на базе французского Alouette III, состоявшего тогда на вооружении. В новой машине изменили фюзеляж, шасси и добавили систему вооружения. В 1984 году новый вертолёт показали командованию армии и 3 февраля 1985 года состоялся его первый полёт. Программа XH-1 никогда не ставила целью серийное производство этого вертолёта. Главная задача - комплексная проверка способности местного авиапрома к созданию вертолётов такого класса. По первоначальному замыслу этой программы XH-1 даже не планировалось поднимать в воздух, тем не менее несколько полётов всё-таки сделали. В дальнейшем исследования XH-1 открыли дорогу к проектированию полноценного вертолёта-штурмовика местной разработки "Rooivalk".
Музей заполучил первый и единственный XH-1 в июне 1992 года.

IMG_1532.jpg


IMG_1526.jpg


IMG_1523.jpg


IMG_1528.jpg
 
V

vadik

Местный
Ангар №1, ч.5

Кроме самолётов и вертолётов в первом ангаре есть и двигатели и части других летательных аппаратов. Например:
1. Ротативный "Гном-Рон" времён Первой мировой
2. Четырёхцилиндровый deHavilland Gypsy II (с/н 2166), стоявший на DH Gypsy Moth ZS-AJX. В 1940 году этот самолёт реквизировали ВВС ЮАР для учебных целей.
3. Изделие ТВ3-117МТ, серия 3, зав. №Н78МТ423162. А если проще - движок с ми-восьмого.
4. Редуктор ВР-14. Тоже стоит на милевской "восьмёрке"
5. Левое полукрыло лёгкого самолёта ERCO 415 Ercoupe
6. Киль от deHavilland DH.89A Dragon Rapide (ZS-DLS).

Лично мне очень понравился подход к разъяснению месторасположения выставленных "запчастей" на самолёте. Рядом просто лежит рисунок-три проекции и на нём заметным цветом выделена демонстрируемая часть самолёта. Очень доходчиво и понятно.


В первом ангаре всё посмотрели, можно двигаться во второй. :pivo:

IMG_1514.jpg


IMG_1517.jpg


IMG_1538.jpg


IMG_1542.jpg


IMG_1565.jpg


IMG_1578.jpg
 
V

vadik

Местный
Ангар №2, ч.1

Второй ангар занят экспозицией наполовину, вторая половина пустовала.

Микоян МиГ-21бис

Бортовой С-340 (с/н 75096900). Наш знаменитый истребитель принадлежал ВВС Анголы и был потерян по банальной причине - выработка топлива. 14 декабря 1988 года он совершил вынужденную посадку на территории Намибии. Посадка на ферму не пошла самолёту на пользу, на "пробеге" была существенно повреждена нижняя часть фюзеляжа. Анголяне самолёт назад не потребовали (а зачем? советские камарады ещё пришлют, новый). Поскольку самолёт восстанавливать было затруднительно, ВВС ЮАР передали его для изучения местному авиастроительному концерну Atlas Aviation, а в 1991 году истребитель подарили музею.

Если уж зашла речь про советскую технику, то необходимо упомянуть и Ми-24А (с/н 4202034), принадлежавший ранее ВВС Алжира. Машина сейчас находится на реставрации, в другом месте. Жаль, не удалось её лицезреть.

IMG_1678.jpg


IMG_1669.jpg


IMG_1672.jpg


IMG_1667.jpg


IMG_1684.jpg


IMG_1675.jpg
 
V

vadik

Местный
Ангар №2, ч.2

Dassault-Breguet Mirage F-1CZ

Бортовой номер 203 (с/н 4CZ 4F/4A)
Франция всегда прагматично подходила к отношениям с ЮАР, что позволяло французским авиационным (и не только) фирмам иметь весьма привлекательный рынок сбыта. В 1971 южноафриканский авиаконцерн Atlas даже приобрёл лицензию на производство Mirage F-1, но такая ноша местному авиапрому оказалась не по силам. Одновременно на северо-западной границе страны обстановка становилась всё более "приятной". В итоге ВВС ЮАР закупили в 1974 году 16 истребителей-перехватчиков Mirage F-1CZ. Поставки самолётов (б/н с 200 до 215) начались в сентябре 1974 года и закончились в июле 75-го. Все самолёты поступили на вооружение 3-й эскадрильи ВВС.
Музейный экземпляр несёт на левой стороне фюзеляжа значок, свидетельствующий о том, что он сбил ангольский самолёт. 5 октября 1982 года лётчик ВВС ЮАР Johann Rankin одержал свою единственную победу над ангольским МиГ-21. "Мираж" выполнял разведывательный полёт над базами вражеских партизан и, видимо, вынужден был защищаться.

IMG_1673.jpg


IMG_1668.jpg


IMG_1671.jpg


IMG_1676.jpg


IMG_1677.jpg


IMG_1683.jpg
 
V

vadik

Местный
Ангар №2, ч.3

Также в ангаре демонстрируются:
1. Радиолокационная станция "Сапфир", стоявшая на Миг-21бис
2. Для сравнения рядом разместили французский радар Thomson-CSF Cyrano IV, стоявший на Mirage F-1CZ
3. Наша двухствольная 23-мм пушка ГШ-23Л, снятая с ангольского МиГа.
А также двигатели:
4. Американский Pratt&Whitney Double Wasp времён Второй мировой. Такими двигателями оснащались противолодочные самолёты и морские разведчики Lockheed Ventura.
5. Французский Atar 9K-50, стоявший на Mirage F-1
6. Стенд, посвящённый катапультным креслам.

Также в этом ангаре находится ещё один экспонат, самый длинный. Двухступенчатая ракета-носитель RSA-3 местной разработки, совместно с израильтянами. В объектив не влезла. :oops:

Второй ангар в целом осмотрен, можно плавно перемещаться в третий.

IMG_1662.jpg


IMG_1663.jpg


IMG_1665.jpg


IMG_1666.jpg


IMG_1670.jpg


IMG_1681.jpg
 
Реклама
V

vadik

Местный
Ангар №3, ч.1

Canadair CL-13 Sabre Mk.6

Б/н 361 (с/н 1470)
В 1954 году ВВС начали искать замену устаревшим истребителям DeHavilland Vampire. После оценки ряда моделей было решено выбрать канадский "Сейбр" последней, шестой, модификации. Значительную роль в таком выборе сыграло то, что 2-я эскадрилья уже была знакома с этим типом по войне в Корее. Тогда "Сейбры" брали "в аренду" у США. Несмотря на то, что на вооружении 2-й эскадрильи стоял лучший тип западного истребителя и лётчики её довольно часто появлялись над "аллеей МиГов", особенных успехов южноафриканцам добиться не удалось. В 1955 начались поставки 34-х новых истребителей. Их поделили поровну между 1-й и 2-й эскадрильями. Кстати, в ВВС ЮАР исторически сложилась практика "национальных формирований". Так, 1-я эскадрилья была "бурской", а 2-я - "английской". "Сейбр" оказался первым самолётом в Южной Африке, преодолевшим звуковой барьер (в пологом пикировании). Местные лётчики очень ценили этот самолёт за его высокую маневренность и считали "Сейбр" "мечтой лётчика-истребителя". 2-я эскадрилья распрощалась с "Сейбром" в 1964 году, а 1-я пролетала на этих самолётах до 1976 года. В 1981 году десять самолётов продали американской частной фирме, причём один истребитель фирмачи восстановили до лётного состояния.
Борт 361 был построен в декабре 1955 года и первоначально нёс номер 23680 ВВС Канады. В октябре 1956 года его определили в 1-ю эскадрилью ВВС ЮАР. Последний полёт совершил 16 февраля 1972 года. После этого самолёт списали из-за обнаружения сильной коррозии. Истребитель поставили на долговременное хранение, а в апреле 1976 года передали музею. Перед этим самолёт подвергся маленькой реставрации и перекраске в "камуфляж" начала 60-х годов.

IMG_1689.jpg


IMG_1716.jpg


IMG_1685.jpg


IMG_1687.jpg


IMG_1690.jpg


IMG_1701.jpg