Наши в Иране (истории)

avro

Модератор
Общеизвестно, что в 1990-х в Иране в мокром лизинге находилась масса ВС авиакомпаний России (и даже СНГ) с нашими отечественными экипажами и ИТС.

Тут недавно исполнилось 30 лет началу более чем 10-летней истории эксплуатации лизинговых Ту-154М в Iran Air Tours, Машхад (Мешхед).

Возможно, среди участников форума найдутся очевидцы и участники тех событий. Кроме ER-1973 :)

Сегодня встречались с двумя новосибирскими бортинженерами Ту-154 работавшими в Машхаде в 1990-х. Но сначала нашлось уже готовое про челябинцев, причем на Як-42.

___________________________________

Як-42 СЕК.jpg


Фото сделано в Иране

...Многие российские авиакомпании в 1990х годах зарабатывали на «мокром лизинге» - сдаче в аренду самолетов с экипажами. В начале 1997 года челябинцы заключили подобный договор с Ираном на базировку четырех Як-42 в городе Машхад. Под флагом Iran Air Tour там уже не один год работали Ту-154 из разных городов России, в т.ч. машины и экипажи из Новосибирска. Яки в компоновке 120 кресел планировалось использовать внутри Ирана для направлений с малым пассажиропотоком, на линиях, где не могли летать Ту-154, и для раскрутки новых маршрутов. Но по факту на 80% рейсы были такими же, как и у Ту-154.

Когда первые два Як-42 впервые прибыли в Машхад, быстро выявилось отсутствие кухни, с чем иранцы были не согласны. Все «иранские» машины были срочно доработаны на заводе в Быково. В т.ч. на более удобные были заменены все пассажирские кресла. Полеты с иранскими пассажирами начались в марте 1997 года.
В Челябинске в то время среди пилотов существовало деление на международную и внутреннюю группы. В первую иранскую командировку попали экипажи с хорошим международным опытом. Во второй группе были экипажи с опытом меньше. Для участников третьей группы первые полеты за рубежом начались непосредственно в Иране. И если при полете из Челябинска в Ганновер большую часть полета самолет находится над Россией, а потом над Белоруссией, где все переговоры с землей велись на русском языке, то в Иране среда была полностью иноязычная. От брифинга в аэропорту до подготовки ВС в трансферном аэропорту - все надо было делать на английском.
Учиться приходилось очень быстро. Кроме языка новым были многочисленные визуальные заходы на посадку и работа в горах. Высоты аэродромов достигали почти 2000 метров, а длина полосы порой не превышала 1800 метров. Температуры на земле - до плюс 40. Обычно в день 4-5 посадок при среднем времени полета немногим более часа. За день выполнялся маршрут, например, Машхад – Исфахан – Абадан и обратно. На один из аэродромов, Илан, после одного рейса на Як-42 решили больше не летать, т.к. он находится в котловине и при отказе двигателя на взлете на второй круг уйти было крайне сложно. Но на аэродромы Хорам Абад и Санандадж летали только Яки.
Периодические формы на Як-42 приходились на 300 и 600 часов налета. Первую делали в Машхаде, вторую - дома в Челябинске. В Иране действовала своя ЛСТО и станция по монтажу колес. В составе экипажа всегда находилось два техника. Скороподъемность, высота и скорость полета Як-42 были ниже, чем у Ту-154, но в целом это не оказывало критичного влияния. Вся иранская программа прошла без происшествий. Завершилась она в мае 1999 года. Вместе с челябинцами в Иране поработали экипажи Як-42 из Краснодара, Волгограда и Казани.

Отсюда: Челябинские авиаторы в южных странах
 
Реклама
Порылся про Илам.

Ила́м (перс. ایلام‎) — город на западе Ирана, на границе с Ираком. Административный центр провинции Илам. Население — 168 тыс. человек, в основном — курды.

Сейчас туда летает Mahan Air на ВАе-146.

Билет OW в Тегеран стоит IRR 7,153,000.00.

Илам 146.jpg
 
Последнее редактирование:
Насколько помню - работали в 2010-м кроме нас (РФ) представители Таджикистана, Украины и вроде бы Армении (за них не стану ручаться).
 
Последнее редактирование:
Serg, среди бывавших в Иране оба варианта употребляются примерно 50 на 50. Только не Мо, а Ма.
 
06.03.2002 - в базовый аэропорт «Толмачево» из Ирана прибыл самолет Ту-154М (RA-85705) авиакомпании «Сибирь». Пилотировал лайнер экипаж командира второй авиаэскадрильи Владимира Заварзина. Тем самым успешно завершена 10-летняя иранская программа лизинга самолетов «Сибири» с экипажами. В 1990-х годах количество новосибирских Ту-154М в авиакомпании «Иран Эйр Турс» достигало трех машин. За это время полеты в сложных географических условиях Ирана освоили более 200 летчиков авиакомпании «Сибирь».

В 1999 году силами Авиационно-технического комплекса «Сибири» в иранском городе Мешхед была открыта линейная станция техобслуживания (ЛСТО) самолетов Ту-154М. Она обслуживала не только лайнеры «Сибири», но и самолеты других российских авиакомпаний. За 10 лет в иранских командировках побывало более 100 инженеров и техников «Сибири». После завершения работы авиакомпании в Иране оборудование ЛСТО вывезено в Россию.
 
Из моих архивов, но автор неизвестен. Про Новокузнецк в Иране. Не позже 2005 года.

...Началось всё в октябре 1998-го, когда в «Аэрокузнецке» уже действовало арбитражное управление. Первой в Иран полетела 758-я машина. Никакой особой спецподготовки летного состава не было - опыт МВЛ уже имелся. А местные особенности – ну что ж, постигали на месте. Базировка сначала была на острове Киш в Персидском заливе, 120 км от побережья ОАЭ. Летали по всему Ирану и за рубеж, по окрестностям тоже. Позже перебазировались в Мешхед, где работали вместе с толмачевцами (а также Читой, Братском, Омском и МинВодами) в составе сводного отряда.
Ныне (2005 год) у «Аэрокузбасса» продолжается эта самая иранская программа, сейчас там 2-3 самолета
 
Реклама
Тушки после работы в Иране. И Ил-62 SAT там же.

Иран Ту-154.jpg


Комментарий в ВК: Последний полет совершили 24 февраля 2011 года, потом все тупо бросили и закрыли. Затем была попытка снова поднять три борта на крыло. Прилетали в Новокузнецк, договаривались, чтобы наши поставили им бригаду на то, чтобы восстановить и поставить на крыло. Но... Потом им немного послабление америкосы дали и они отказались от тушек два борта летало, какое то время. Один сделали пожарным, другой , чтобы тренировать пилотов катапультироваться. Что и как сейчас, толковой информацией не располагаем. Тушки раскидали по портам в Иране, где посуше климат. Но, и в таком состоянии их смысла уже поднимать нет...
 
Последний полет совершили 24 февраля 2011 года, потом все тупо бросили и закрыли.
А в 2011 году правительство Ирана ввело запрет на эксплуатацию ТУшек во всех иранских авиакомпаниях.
 
Тушки после работы в Иране. И Ил-62 SAT там же.

Посмотреть вложение 814547

Комментарий в ВК: Последний полет совершили 24 февраля 2011 года, потом все тупо бросили и закрыли. Затем была попытка снова поднять три борта на крыло. Прилетали в Новокузнецк, договаривались, чтобы наши поставили им бригаду на то, чтобы восстановить и поставить на крыло. Но... Потом им немного послабление америкосы дали и они отказались от тушек два борта летало, какое то время. Один сделали пожарным, другой , чтобы тренировать пилотов катапультироваться. Что и как сейчас, толковой информацией не располагаем. Тушки раскидали по портам в Иране, где посуше климат. Но, и в таком состоянии их смысла уже поднимать нет...
Да, так и было. В ноябре 2010 года начали останавливать самолёты по выработке назначенного ресурса. Первой помнится к забору поставили EP-MBT. Дальше процесс начал набирать обороты. На фото "калашного ряда" первыми стоят самолёты "ERAM AIR", которые летали до 2010 года. Насчёт попыток наладить ТО на российской территории - ходили слухи и в "Толмачёво", что иранцы готовы рассмотреть такой вариант. Но пришли другие времена, опять же делать было нечем, поскольку всё оборудование для ТО разобрали или распродали. Да и приезжали иранцы - неизвестно, поскольку им в конце 2010 года виделись другие перспективы. Насчёт перегонки самолётов в другие аэропорты Ирана - не уверен. Судя по спутниковым фото, в "Мехрабаде" они и остались. Один - на острове Киш в качестве памятника. Вот фото самолётов на хранении в а/п "Мехрабад" от 2012 года.
2062943 11 02 2011.jpg
 
Последнее редактирование:
Один сделали пожарным, другой , чтобы тренировать пилотов катапультироваться.
Насчёт "птеродактиля" , который сделали для довольно странной отработки катапультирования - это в прошлом RA-85653, далее EP-MCS. Его так переделали в 2012-м году. Летал или нет - не знаю.

2150303.jpg
 
А в 2011 году правительство Ирана ввело запрет на эксплуатацию ТУшек во всех иранских авиакомпаниях.
Говорить об остановке парка Ту-154 начали в середине лета 2010 года. Видимо сильно повлияло на принятие такого решения катастрофа Ту-154М в Казвине (2009 год), а после катастрофа (Ил-62М 2009 год) и авария Ту-154М в Машхаде (2010 год). Во всяком случае стало заметно отношение иранцев к нашим самолётам даже на бытовом уровне. Нередко приходилось слышать от них, даже на рынках, что: "Туполёв - бэд!". Обидно было, что мы подготовили базу для проведения ТО с продлением ресурса ВС - а тут такой финал. В октябре стало понятно, что всё остановится примерно к весне. Так, собственно и случилось.
 
Первое, что сильно удивило в Иране (в плане гражданской авиации) - довольно экзотические типы летательных аппаратов для 2010 года. Когда я увидел выруливающий BOEING-707, да ещё с пассажирами на борту - слегка опешил. После стало привычным наблюдать то, что раньше только в виде моделей от VEB "Plastikart" приходилось собирать, да в кино или на фото видеть. Кстати, дымил BOEING-707 натурально, как паровоз. При этом совершенно отсутствовали Ан-24,26 Ан-12. За полгода единственный раз Ан-12 прилетал, насколько помню - из Запорожья. BOEING-737 в "Мехрабаде" (Тегеран) был в единственном экземпляре, постоянно стоял он возле правительственного ангара и практически не летал. Про военные самолёты и вертолёты - в следующий раз. :sneaky:
101_0017.jpg
101_0003.jpg
 
Реклама
Назад