Серьёзный
Новичок
Хотелось бы вернуться к катастрофе Ту-154 президента Польши и обратить внимание общественности на то, что ускользнуло и от польской, и от российской стороны в расшифровке транскрипции переговоров экипажа.
Судя по содержанию стенограммы (а не звукозаписи, это означает невозможность учёта интонации), во-первых, в кабине пилотов была атмосфера недисциплинированности, несобранности (обычно в полётах такого не бывает) было очень много пустого трёпа, бахвальства, подколы кого-то и т. п., связь со "свояками" других членов экипажа во время переговоров КВС с диспетчером, что могло мешать и раздражать КВС (командира воздушного судна). Помимо этого - присутствие постороннего персонажа (А), который разбирался в авиации и говорил едва ли не больше всех, будучи представителем верховного лица. Он как бы включился в разговор пилотов, и при этом он давил на КВС с тем, чтобы обязатально сесть, а не идти на запасной аэродром (Минск, Витебск). Даже, точнее, так: "А" давил на КВС, чтобы не просто сесть, а сесть как можно скорее, торопил командира. И как будет видно впоследствии, вмешивался в управление полётом, так что 2-й пилот слушал его, а не командира. События развивались примерно так:
10:23:08,3 (А) Господин капитан, когда вы уже приземлитесь (неразборчиво), могу ли я спросить?
(Этот вопрос был задан ещё до связи с диспетчером.)
10:23:32,4 КВС связывается с диспетчером. В течение этого разговора вклинивается польский борт 044 и начинает параллельный разговор с экипажем. Здесь же "А" комментирует и встраивается в разговор как дополнительный член экипажа.
10:24:30,1 (Диспетчер) ... туман, видимость 400 метров. (ШТурман)... (2 Пилот) ... (КВС) Я понял, дайте, пожалуйста, метеоусловия. (2 П) ... (Диспетч.) ... туман, видимость 400 метров, 4-0-0 meters. (2 П) ... (КВС) Температура и давление, пожалуйста. (Борт 044) Мы приветствуем тебя сердечно. Ты знаешь, в общих чертах здесь полный каюк. Видно метров 400 приблизительно и по нашему вкусу высота нижней кромки облаков меньше 50 метров, значительно. (этот текст по времени наложился на ответ диспетчера, Дисп.) Температура плюс 2, давление 7-45, 7-4-5, условий для приёма нет. (КВС) Спасибо, ну если возможно попробуем подход, но если не будет погоды, тогда отойдём на второй круг. _ Далее КВС просит разрешения на снижение, диспетчер разрешает на определённую высоту, 10:26:18,8 КВС произносит несколько реплик подряд, обращённых к "господину директору", сначала говорит, что в таких условиях садиться нельзя, ответы не слышны, но тот его постепенно "продавливает"."А": Какой запасной? - КВС: Минск или Витебск; - в это время прощаются с 044 бортом, те говорят, что им с трудом удалось сесть, может быть и вам удастся, если нет, то летите в Москву или ещё куда-нибудь. Потом КВС просит снова связаться с 044 и выяснить у них толщину облаков (хотя она уже могла измениться).Это перемежается с переговорами с диспетчером, который им говорит высоту, на которую он им разрешает снижение. (10:25:31,0 ... снижение 1500.) ... 10:30:21,0 снижение 500 метров. ... 10:32:04,5 (Д) 500 метров заняли? 10:32:07,6 (КВС) Пока нет. 1000 снижаем. 10:32:08,8 (Д) Понял. 10:32:14,4 - 10:32:18,5 (А) - (4 реплики подряд, неразборчиво) ... 10:33:43,1 (Дисп.) ... высота 500? 10:33:47,0 (КВС) Подходим 500 метров. 10:33:48,0 (Дисп.) Понял. 10:33:58,9 (А) (неразборчиво). 10:34:00,9 (А) (неразборчиво). ... Дальше экипаж передаёт друг другу команды и - вот он, момент истины! 10:34:29,4 !!!(А)!!! 400 уменьшаю (какое он имеет право что-то тут уменьшать и приказывать?!!) 10:34:33,9 !!!(2 Пилот)!!! Есть 400. (какое он имеет право подчиняться приказу не своего командира?!!) 10:34:35,6 (КВС) (неразборчиво). (довели мужика!) 10:34:36,4 (2 Пилот) 3-8-0. 10:34:44,7 (А) Шасси. (он уже как будто сидит в одном из кресел!?!) 10:34:45,7 Звуковой сигнал, F=500Гц. 10:34:48,2 (А) 6. (нет, вообще это трудно понять.) 10:34:53,8 (Дисп.) PLF 1-0-1, 500 заняли? 10:34:55,5 (КВС) Заняли 500 метров. _ Почему он это сказал? Зачем обманул диспетчера? Начиная с этой своей фразы он уже всем им подписал смертный приговор. Нельзя обманывать диспетчера! А может быть, у него просто выпало из головы, вытеснилось, что "А" приказал уменьшить высоту до 400, и 2-й пилот это выполнил? Или он этого просто не услышал? Так или иначе, далее диспетчер вёл их так, как если бы они в этот момент были на высоте 500 метров, а на самом деле они были на 400, или на 420-425-430, и вот этих-то обманных, вымороченных, незаконных 100 метров им и не хватило для благополучного приземления. Всё это видно на реконструкции падения польского самолёта (файл swf). А "А" - по всей видимости был генерал Бласик, потому что никто другой из администрации не решился бы и просто не смог бы на 20 секунд взять на себя управлять самолётом. А сделал он это, т.к. очень торопился: 10:38:02,2 (А) Он взбесится, если ещё (неразборчиво) (!за 3 секунды до падения! Он - это, видимо, президент Качиньский.) Правильно у нас, русских говорят - на тот свет всегда успеешь.
Судя по содержанию стенограммы (а не звукозаписи, это означает невозможность учёта интонации), во-первых, в кабине пилотов была атмосфера недисциплинированности, несобранности (обычно в полётах такого не бывает) было очень много пустого трёпа, бахвальства, подколы кого-то и т. п., связь со "свояками" других членов экипажа во время переговоров КВС с диспетчером, что могло мешать и раздражать КВС (командира воздушного судна). Помимо этого - присутствие постороннего персонажа (А), который разбирался в авиации и говорил едва ли не больше всех, будучи представителем верховного лица. Он как бы включился в разговор пилотов, и при этом он давил на КВС с тем, чтобы обязатально сесть, а не идти на запасной аэродром (Минск, Витебск). Даже, точнее, так: "А" давил на КВС, чтобы не просто сесть, а сесть как можно скорее, торопил командира. И как будет видно впоследствии, вмешивался в управление полётом, так что 2-й пилот слушал его, а не командира. События развивались примерно так:
10:23:08,3 (А) Господин капитан, когда вы уже приземлитесь (неразборчиво), могу ли я спросить?
(Этот вопрос был задан ещё до связи с диспетчером.)
10:23:32,4 КВС связывается с диспетчером. В течение этого разговора вклинивается польский борт 044 и начинает параллельный разговор с экипажем. Здесь же "А" комментирует и встраивается в разговор как дополнительный член экипажа.
10:24:30,1 (Диспетчер) ... туман, видимость 400 метров. (ШТурман)... (2 Пилот) ... (КВС) Я понял, дайте, пожалуйста, метеоусловия. (2 П) ... (Диспетч.) ... туман, видимость 400 метров, 4-0-0 meters. (2 П) ... (КВС) Температура и давление, пожалуйста. (Борт 044) Мы приветствуем тебя сердечно. Ты знаешь, в общих чертах здесь полный каюк. Видно метров 400 приблизительно и по нашему вкусу высота нижней кромки облаков меньше 50 метров, значительно. (этот текст по времени наложился на ответ диспетчера, Дисп.) Температура плюс 2, давление 7-45, 7-4-5, условий для приёма нет. (КВС) Спасибо, ну если возможно попробуем подход, но если не будет погоды, тогда отойдём на второй круг. _ Далее КВС просит разрешения на снижение, диспетчер разрешает на определённую высоту, 10:26:18,8 КВС произносит несколько реплик подряд, обращённых к "господину директору", сначала говорит, что в таких условиях садиться нельзя, ответы не слышны, но тот его постепенно "продавливает"."А": Какой запасной? - КВС: Минск или Витебск; - в это время прощаются с 044 бортом, те говорят, что им с трудом удалось сесть, может быть и вам удастся, если нет, то летите в Москву или ещё куда-нибудь. Потом КВС просит снова связаться с 044 и выяснить у них толщину облаков (хотя она уже могла измениться).Это перемежается с переговорами с диспетчером, который им говорит высоту, на которую он им разрешает снижение. (10:25:31,0 ... снижение 1500.) ... 10:30:21,0 снижение 500 метров. ... 10:32:04,5 (Д) 500 метров заняли? 10:32:07,6 (КВС) Пока нет. 1000 снижаем. 10:32:08,8 (Д) Понял. 10:32:14,4 - 10:32:18,5 (А) - (4 реплики подряд, неразборчиво) ... 10:33:43,1 (Дисп.) ... высота 500? 10:33:47,0 (КВС) Подходим 500 метров. 10:33:48,0 (Дисп.) Понял. 10:33:58,9 (А) (неразборчиво). 10:34:00,9 (А) (неразборчиво). ... Дальше экипаж передаёт друг другу команды и - вот он, момент истины! 10:34:29,4 !!!(А)!!! 400 уменьшаю (какое он имеет право что-то тут уменьшать и приказывать?!!) 10:34:33,9 !!!(2 Пилот)!!! Есть 400. (какое он имеет право подчиняться приказу не своего командира?!!) 10:34:35,6 (КВС) (неразборчиво). (довели мужика!) 10:34:36,4 (2 Пилот) 3-8-0. 10:34:44,7 (А) Шасси. (он уже как будто сидит в одном из кресел!?!) 10:34:45,7 Звуковой сигнал, F=500Гц. 10:34:48,2 (А) 6. (нет, вообще это трудно понять.) 10:34:53,8 (Дисп.) PLF 1-0-1, 500 заняли? 10:34:55,5 (КВС) Заняли 500 метров. _ Почему он это сказал? Зачем обманул диспетчера? Начиная с этой своей фразы он уже всем им подписал смертный приговор. Нельзя обманывать диспетчера! А может быть, у него просто выпало из головы, вытеснилось, что "А" приказал уменьшить высоту до 400, и 2-й пилот это выполнил? Или он этого просто не услышал? Так или иначе, далее диспетчер вёл их так, как если бы они в этот момент были на высоте 500 метров, а на самом деле они были на 400, или на 420-425-430, и вот этих-то обманных, вымороченных, незаконных 100 метров им и не хватило для благополучного приземления. Всё это видно на реконструкции падения польского самолёта (файл swf). А "А" - по всей видимости был генерал Бласик, потому что никто другой из администрации не решился бы и просто не смог бы на 20 секунд взять на себя управлять самолётом. А сделал он это, т.к. очень торопился: 10:38:02,2 (А) Он взбесится, если ещё (неразборчиво) (!за 3 секунды до падения! Он - это, видимо, президент Качиньский.) Правильно у нас, русских говорят - на тот свет всегда успеешь.