Совсем скоро начнется реконструкция главного аэропорта страны. В Минск-2 (так по привычке мы называем Национальный аэропорт) с помощью китайских инвестиции построят новый современный пассажирский терминал и вторую взлетно-посадочную полосу.
Ольга АНТИПЕНКО — 08.12.2010
И тут же появились вопросы («Зачем вкладывать такие деньги в аэропорт, через который и так мало кто летает?») и слухи («Вторую полосу будут делать, потому что старая уже непригодна к использованию»). Чтобы прояснить ситуацию, мы поговорили с директором департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Вадимом Мельником.
«ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ В НАШЕМ АЭРОПОРТУ ПАССАЖИРОВ БУДЕТ В ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЕГОДНЯ»
- Вадим Григорьевич, когда точно начнется реконструкция аэропорта и сколько денег на нее потребуется?
- Мы подписали контракт на 600 млн. долларов с Всекитайской импортно-экспортной корпорацией точного машиностроения. Но сколько будет стоить проект в конечном итоге, покажет проектно-сметная документация. Она сейчас разрабатывается. Представители из Китая приезжали к нам, осмотрели территорию. Скорее всего, первые работы начнем делать уже весной 2011 года. Само здание аэропорта закрываться не будет, просто расширится его территория, добавятся новые этажи, гейты и так далее. Закончить реконструкцию планируется к 2014 году.
- Получается, как раз к проведению чемпионата мира по хоккею. Говорят, что реконструкцию затеяли ради этого мероприятия.
- Не надо думать, что мы это делаем специально для чемпионата мира по хоккею. Конечно, это мероприятие для нас важно, также как для России, например, Олимпиада-2014 или чемпионат мира по футболу в 2018 году. Конечно, хочется встретить гостей, как положено. Но у проекта по реконструкции Национального аэропорта Минск есть и более глобальные задачи. У нашего аэропорта громадный потенциал, особенно, если использовать его как транзитный.
Но через Минск же практически никто не летает! В день десятка два рейсов - это же совсем мало. В том же Венском аэропорту столько самолетов за час вылетает. Стоит ли вкладывать такие деньги?
- Не все так плохо! Сейчас через наш аэропорт проходит 1,5 млн. пассажиров в год. А пять лет назад было всего 400 - 450 тысяч. Получается, что за пятилетку пассажиропоток увеличился больше чем в три раза. Покажите мне любой другой аэропорт, который бы рос такими темпами. А ведь это еще при том, что в 2008 году был кризис, авиаперевозки сократились во всем мире.
Необходимость расширения аэропорта назрела давно. Ведь во времена Советского Союза он был построен исключительно для внутренних линий «Аэрофлота» и только небольшая часть аэропорта использовалась для международных линий - летали самолеты в Берлин, Дрезден, Вену, Варшаву. Предполагалось, что международных рейсов будет немного. Но сейчас ситуация совершенно другая. Конечно, после развала Союза мы пытались как-то расширить аэропорт, увеличили таможенные зоны, но этого недостаточно.
Приведу такой пример. В Риге в международном аэропорту несколько лет назад сделали транзитный терминал. Их аэропорт перевозит в год 3,5 млн. пассажиров, из них только 900 тысяч летит непосредственно в Ригу, остальные же просто используют Ригу как транзитный пункт. Так же аэропорты в Вене, во Франкфурте и так далее.
Теперь смотрим, что в Минске. Из 1,5 млн. пассажиров непосредственно в Минск летит 1 млн. Транзита очень мало. Да, есть рейсы из Тбилиси, Еревана, пассажиры прилетают в Минск, а потом уже летят в Европу. Поток таких пассажиров растет. Потенциал у Беларуси в этом плане огромный. У нас выгодное положение географическое, в стране все спокойно. К тому же, не всем сейчас удобно использовать российские аэропорты - загруженность там большая, из-за пробок не всегда легко добраться из одного аэропорта в другой.
- А сейчас почему через Минск не хотят летать массово?
- Чтобы предложить наш аэропорт для транзитного пассажира, нужно создать для него определенные условия. Нужно, чтобы ему было где подождать два-три часа до своего рейса, зайти в ресторан, кафе, в дьюти-фри... Нужно, чтобы была гостиница, в которой можно переночевать, если вдруг рейс перенесли или задержали. Нужно, чтобы без особых проблем можно было доехать из аэропорта до центра города и так далее. Сейчас, к сожалению, мы этого нашим пассажирам в нужном объеме и качестве предложить не можем. Вот для этого и необходимо вкладывать деньги и строить транзитный терминал. По планам, к 2014 году мы хотим перевозить уже 5 млн. пассажиров в год, то есть в три раза больше, чем сейчас. Но без транзита сделать это будет сложно.
- А может, все дело не только в удобном аэропорту, но еще и в ценах. Ведь из Вильнюса и Каунаса лететь в Европу гораздо дешевле.
- Чем больше рейсов будет летать через Минск, тем дешевле будут перелеты для пассажиров. После строительства нового терминала, думаю, наш аэропорт будет гораздо более интересным для российских, австрийских, чешских, польских и других авиакомпаний. Пусть летают через нас, заключают договора с нашим национальным перевозчиком «Белавиа», с другими компаниями. Главная задача - привлечь как можно больше авиакомпаний, чтобы пассажир мог через Интернет заказать себе билет на удобные для него рейсы и получать за это скидки. Чем больше компаний будет летать, тем дешевле будут билеты.
Я уверен, что через 10 - 20 лет, в нашем аэропорту будет столько же рейсов, сколько и в Вене! Ведь 5 лет назад через нас летало только 4 иностранные авиакомпании, а сейчас - около 20.
«С НАШЕЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСОЙ ВСЕ В ПОРЯДКЕ!»
- Значит, вторую полосу будут строить не из-за того, что старая непригодна для использования, а чтобы больше пассажиров летало?
- Сразу скажу, что существующая ВПП в нормальном состоянии. Вообще, полоса в аэропорту - это не экономика, это, прежде всего, безопасность. Одна полоса может совершенно спокойно выдержать 10 - 15 млн. пассажиров в год. Но вторую полосу мы строим не потому, что нам нужно больше пассажиров. Действующая ВПП была построена в 1983 году. Естественно, какие-то работы на ней постоянно проводятся. Ведь даже если маленький кусочек полосы откололся, он может попасть в двигатель самолета... Любой самолет может садиться на нашу полосу совершенно безопасно. Недавно полосу закрывали частями, ремонтировали, зачищали поверхность. Международные эксперты, технадзорные организации сделали заключение, что до 2017 года ее можно спокойно использовать.
- А потом?
- Не исключено, что потребуется капитальный ремонт. Ведь что такое взлетно-посадочная полоса? Это гигантская конструкция, в глубину уходит на 12 метров, слой специальных плит, потом - слой бетона, потом снова плиты, потом бетон... Кстати, полоса не статична, от перепадов температур плиты играют. Так вот при капитальном ремонте потребуется вынимать старые плиты и заменять их на новые. Чтобы это сделать, придется полностью закрыть полосу, а значит, и аэропорт! Вы представляете, что такое закрыть главный аэропорт страны, да еще не на месяц, а на год-два минимум!
Да, в 70-е годы был случай, когда аэропорт Минск-1 закрывался из-за ремонта полосы и все летали в Мачулищи. Но тогда были другие самолеты. Я же сейчас «Люфтганзу» или «Эйтихад» в Мачулищи не посажу! Пускать авиакомпании в аэропорты областных центров тоже бессмысленно: это экономически не выгодно, да и не полетит никто. Вот для этого и нужна вторая полоса. Любой аэропорт, который хочет развиваться, имеет по две или три полосы. И чаще всего, одна используется, а вторая ремонтируется. Представляете, если бы в том же Франкфурте была одна полоса и ее закрыли на ремонт. Для Европы это был бы такой же коллапс, как апрельское извержение вулкана в Исландии, когда многие аэропорты вообще прекратили полеты.
ЕСТЬ ВОПРОС
На каких условиях Китай даст денег на аэропорт?
Средства, которые пойдут на терминал и новую полосу, на языке специалистов называются связанным кредитом. То есть это не просто одолженные деньги. Чтобы получить их, к реализации проекта должны быть привлечены китайские компании, специалисты, технологии. Однако это не значит, что строить будут только Беларусь и Китай. К проекту планируется привлечь и других участников, в частности, российские компании.
КСТАТИ
Что появится в нашем аэропорту к 2014 году:
- вторая взлетно-посадочная полоса. Она будет находиться на расстоянии 1,7 км от нынешней, и на посадку смогут одновременно заходить два самолет;
- гостиница с бизнес-центром, рестораном, казино, залом переговоров и зимним садом. С помощью специальной галереи этот комплекс соединят с существующим аэровокзалом;
- новая автостоянка, а также СТО и автомойка;
- в перспективе аэропорт с железнодорожным вокзалом свяжет скоростная электричка.