ЖУКОВСКИЙ" ВСТАЕТ НА КРЫЛО
Принявший 12 сентября первый регулярный рейс международный аэропорт "Жуковский" до конца 2016 года намерен обслужить до 400 тысяч пассажиров, а уже в 2017-м нарастить объемы до 2 млн человек. Вместе с тем рост его популярности эксперты напрямую увязывают не только с привлечением авиакомпаний, но и с повышением транспортной доступности новой воздушной гавани.
С технологической точки зрения "Жуковский", расположенный примерно в 30 км от МКАД и официально открывшийся 30 мая, вполне годится для приема и отправки всех типов воздушных судов. Он обладает двумя взлетно-посадочными полосами (одна из них - самая длинная в Европе - 5,5 км), пропускная способность уже действующего терминала составляет 1380 пассажиров в час (900 на внутренних и 480 на международных воздушных линиях), а в аэровокзальном комплексе расположены 18 стоек для регистрации пассажиров. Имеются и все необходимые для них сервисы. Более того: аэропорт готов к увеличению пассажиропотока.
Строительством и развитием новой воздушной гавани занимается компания "Рампорт Аэро", учредителем которой является ТВК "Россия" - совместное предприятие "Ростеха" и литовского авиационного холдинга Avia Solutions Group. В настоящее время завершен первый этап строительства, а второй и третий запланированы на период до 2020 года и предполагают возведение еще двух пассажирских терминалов, которые в перспективе позволят увеличить пропускную способность аэропорта до 12 млн пассажиров в год. Вместе с ростом пассажиропотока в "Жуковском" намерены строить и новые объекты инфраструктуры, включающие гостиницу, торговые, офисные центры и т. д. Однако реализация этих планов напрямую будет зависеть от того, насколько воздушная гавань окажется востребованной как у перевозчиков, так и у пассажиров.
В настоящее время регулярные рейсы из "Жуковского" (в Минск) выполняет только авиакомпания "Белавиа". Однако желание летать из нового аэропорта выразили не менее десятка российских и зарубежных перевозчиков, а спектр заявленных ими направлений (в рамках выполнения как регулярных, так и чартерных рейсов) уже составляет более двадцати.
По данным Росавиации, в числе наиболее активно интересующихся организацией полетов из "Жуковского" компаний значатся "Икар" (Pegas Fly), "Нордавиа" и "ВИМ-Авиа". Так, "Икар" хочет летать из Подмосковья не менее чем в 12 стран мира, включая такие "курортные" направления, как Афины, Ираклион и Салоники (Греция), Гоа (Индия), Барселона, Пальма-де-Майорка и Малага (Испания), а также Каир, Шарм-эль-Шейх и Хургада (Египет), Бодрум, Даламан и Стамбул (Турция). В свою очередь, "Нордавиа" намерена получить разрешение на полеты в Салоники, Барселону и Тбилиси, а "ВИМ-Авиа" - в Мадрид, Амстердам и Льеж. Кроме них, летать из "Жуковского" намерены Air Kyrgyzstan, SCAT, "Ямал" и "Уральские авиалинии", которые уже получили допуски на рейсы по целому ряду зарубежных направлений (как в страны Европы и СНГ, так и в ряд других). Вместе с тем практика показывает, что получение разрешений на полеты от Росавиации вовсе не означает их автоматического начала - в конечном счете все будет зависеть от экономики - вряд ли кто будет летать себе в убыток.
В связи с этим эксперты перспективы нового аэропорта оценивают осторожно. Например, коммерческий директор компании ICS Travel Group Дмитрий Филатовский уверен: новинка может быть интересна и перевозчикам, и пассажирам при выполнении двух условий. "Во-первых, в новом аэропорту перевозчикам должны быть предложены лучшие (в первую очередь финансовые) условия обслуживания лайнеров, а пассажирам - удобная логистика, - говорит он. - Туроператоры начнут организовывать чартерные программы из аэропорта после того, как будет налажена удобная система доставки пассажиров, а также когда появится достаточно разветвленная сеть маршрутов из "Жуковского" по российским регионам - это необходимо для привлечения транзитных пассажиров".
В свою очередь, руководитель компании Pegas Touristik Анна Подгорная согласна, что "с точки зрения экономики для привлечения перевозчиков аэропорт обязательно должен располагать интересными им условиями". "С точки зрения пассажиров надо совершенствовать логистику, сделав ее максимально удобной для них, - подчеркнула она. - А также предложить перелеты по ценам, которые будут заметно ниже, чем в аэропортах Московского авиационного узла (МАУ)". Относительно планов по использованию "Жуковского" в интересах оператора в ближайшем будущем, эксперт констатировала: если организаторы новой воздушной гавани смогут привлечь авиакомпании, это вовсе не исключено. "Это вопрос к перевозчику, а не к оператору, поскольку именно он решает, откуда и как летать", - констатировала она.
Что касается собственно перевозчиков, то начальник Департамента по связям с общественностью авиакомпании "ВИМ-Авиа" Елена Федорова по поводу старта полетных программ из "Жуковского" ответила кратко, но по существу. "Да, "ВИМ-Авиа" подала ряд заявок, но допуски еще не получены, - резюмировала она. - Поэтому говорить об открытии рейсов из "Жуковского" пока рано".
Вместе с тем очевидно: если "Жуковский" сможет выполнить основные условия экспертов (т.е. привлечение перевозчиков за счет невысокой стоимости обслуживания лайнеров, низкие цены на перелеты и удобную логистику для пассажиров), он вполне способен перетянуть к себе часть клиентов МАУ. При этом одним из его главных козырей называют то, что он не входит в состав МАУ и, соответственно, в перспективе может рассчитывать на привлечение большого числа зарубежных перевозчиков, включая лоукостеров.