"Иркут" избавляется от летчиков
В минувшую субботу на пресс-конференции в Иркутске президент научно-производственной корпорации "Иркут" Алексей Федоров рассказал о договоренностях и соглашениях, достигнутых в ходе шестого Московского авиакосмического салона (МАКС). По словам господина Федорова, наряду с эскалацией производства самолетов-амфибий Бе-200 корпорация с ближайшие годы активно займется еще одним перспективным направлением авиастроения - созданием беспилотных летательных аппаратов.
Президент "Иркута" сообщил журналистам, что шестой МАКС отличался от предыдущих салонов тем, что на нем были презентованы проекты, предназначенные именно для продажи, а не просто самолеты, которые производятся в России. Здесь же на пресс-конференции господин Федоров рассказал о слиянии своей корпорации с опытно-конструкторским бюро имени Яковлева ("Ъ" писал об этом). В настоящий момент менеджеры компаний проводят оценку активов. Укрупненный холдинг должен появиться к середине 2004 года. Как объяснил на пресс-конференции господин Федоров, смысл объединения заключается в том, что ЯК получает доступ к производственным мощностям, а "Иркут" - к научным разработкам конструкторов.
Слияние, по словам господина Федорова, позволит вновь образованной компании заняться весьма амбициозными проектами в области беспилотной техники. "Мы стоим на пороге революции в мировой авиации", - прокомментировал господин Федоров перспективы беспилотных летальных объектов. Дело в том, что сегодня подготовка летчика обходится в "десятки миллионов долларов", а бортовое оборудование, необходимое для нормальной работы человека не только стоит денег, но и занимает много места. Лишенный таких недостатков беспилотный аппарат может управляться тремя способами: либо только с помощью встроенной программы без какой-либо возможности повлиять на полет с земли; исключительно оператором, который находится на земле, либо с помощью комбинированного варианта. Применение беспилотной техники охватывает как военную, так и гражданскую сферы. Несмотря на перспективность, мировые разработки в этом направлении сдерживались недостаточным техническим уровнем специалистов и отсутствием законодательной базы. Технический уровень уже позволяет проектировать летающие без человека самолеты, в то время как законодательную базу еще предстоит создать.
Как уже писал "Ъ", на МАКСе "Иркут" и Министерство чрезвычайных ситуаций РФ презентовали совместный проект по созданию беспилотного летательного аппарата "Иркут-МЧС". К его разработке "Иркут" приступил в прошлом году. Самолет, оснащенный новейшей аппаратурой, может использоваться для своевременного обнаружения и ликвидации лесных пожаров, а также для наблюдения за трубопроводами, транспортными коммуникациями и ЛЭП, охраны рыбных запасов, выявления ледовых заторов, инженерной разведки зон чрезвычайных ситуаций. Корпорация планирует начать летные испытания экспериментального образца в октябре-ноябре. Первый серийный комплекс будет введен в эксплуатацию во втором-третьем квартале 2004 года.
На пресс-конференции господин Федоров рассказал также и о стратегии продвижения Бе-200 на мировом рынке. В настоящий момент "Иркут" ведет переговоры с компаниями из Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Особо среди потенциальных покупателей президент корпорации, видимо, как самого перспективного, выделил Китай. В 2003 году самолет пройдет международную сертификацию, в 2004-2005 "Иркут" уже намерен приступить к выполнению экспортных контрактов. Продвигать Бе-200 корпорация собирается с помощью европейского концерна EADS. Возможно, что часть самолетов Бе-200, предназначенных для зарубежных покупателей, будет собираться в Европе. Нужно отметить, что к продвижению Бе-200 на мировой рынок уже подключился и президент РФ Владимир Путин - демонстрация возможностей амфибии стала одним из пунктов визита господина Путина в Италию, на встречу с премьер-министром этой страны Сильвио Берлускони.
Источник: газета "Коммерсантъ"