Как продавали "Иркут"
Частное оборонное предприятие показало всему отечественному ВПК, что инвестиции в развитие можно не выпрашивать у госчиновников, а самим зарабатывать на рынке
На прошлой неделе МДМ-банк и Credit Suisse First Boston подвели итоги публичного размещения 23,3% акций НПК "Иркут". Одна половина размещаемого пакета - бумаги, принадлежащие менеджменту "Иркута", вторая - акции допэмиссии. Инвесторы выкупили все предложенные к продаже акции, заплатив за них в общей сложности 127 млн долларов. Это означает, что по итогам размещения капитализация "Иркута" составила 545 млн долларов. По словам Владимира Рашевского, председателя правления МДМ-банка, выступающего андеррайтером сделки, IPO "Иркута" - случай для отечественного фондового рынка беспрецедентный. Впервые в России на ММВБ и РТС вышла частная оборонная корпорация, контролирующая десятую часть оружейного экспорта нашей страны.
IPO номер три
Публичное размещение акций "Иркута" на внутреннем рынке - всего лишь третье в посткризисный период, но при этом крупнейшее по объему вырученных средств. До него провести IPO в России решались "Росбизнесконсалтинг" и "Аптечная сеть 36,6", привлечь они смогли только 13 и 14,4 млн долларов соответственно. Результаты IPO аптечной сети в январе 2003 года оказались ниже прогнозируемых - первоначально эта компания собиралась получить за свои акции от 17,6 до 25,6 млн долларов. Столь низкая стоимость размещения объясняется просто. По словам Владимира Рашевского, в 2001-2003 годах на рынке публичного долгового финансирования самым популярным инструментом были не акции, а корпоративные облигации.
Всего же за последние десять лет лишь семь российских компаний, включая "Иркут", провели IPO, причем четыре из них сделали это на Западе (см. таблицу). Но теперь ситуация изменилась. Владимир Рашевский считает, что размещение акций "Иркута" станет для других компаний эталоном успешного выхода на рынки акционерного капитала и они последуют примеру иркутян. По его словам, в 2005-2007 годах МДМ-банк прогнозирует очень активное развитие рынка IPO, так как это самый эффективный инструмент привлечения долгосрочного финансирования. С ним охотно соглашается и Диана Гиндин, управляющий директор Credit Suisse First Boston, выступающего консультантом IPO. "Феноменальный успех "Иркута" был для банка и его партнеров полной неожиданностью. К нам уже выстроилась очередь инвесторов с просьбой подыскать что-нибудь похожее", - говорит г-жа Гиндин.
Действительно масштабное road-show, проведенное в рамках IPO "Иркута" в Лондоне, Франкфурте, Гааге и в столицах скандинавских государств, показало, что интерес к российским высокотехнологичным компаниям на Западе достаточно велик. В ожидании падения цен на нефть западные инвесторы не хотят больше покупать бумаги российских сырьевых компаний. А вот желание диверсифицировать свой портфель и снизить риски у них остается. И акции оборонных компаний для этого как нельзя кстати. Правда, интерес к "Иркуту" был подогрет не только сложной ситуацией на мировом рынке нефти. Прямо накануне IPO "Иркута" о намерении приобрести бумаги этой компании заявил президент европейского аэрокосмического концерна EADS Райнер Гертрих, работающий с "Иркутом" по ряду совместных проектов. По нашей информации, EADS собирался купить пакет акций иркутской корпорации, близкий к блокирующему. Но у "Иркута" уже есть западные акционеры, контролирующие от 5 до 10% ее акций. Напомним, что пока наши законы запрещают западным инвесторам владеть блокирующим пакетом акций российской авиастроительной фирмы, поэтому реализовать свои планы EADS не смог. Правда, сейчас в Госдуме обсуждается правительственный законопроект, увеличивающий пороговое участие иностранцев в уставном капитале российских авиастроительных компаниях с 25 до 49%. Как только закон будет принят, EADS приобретет желанный пакет "Иркута", а в совет директоров этой корпорации войдет Вадим Власов, генеральный директор только что созданной дочерней компании EADS в России.
Чуть выше среднего
Но так ли успешно разместился "Иркут", как об этом говорят андеррайтеры и консультанты? Заявки на акции "Иркута" принимались в ценовом диапазоне от 54 до 68 центов за штуку. Окончательная же цена составила 62 цента за акцию, то есть всего лишь на один пункт выше среднего значения заявленного ценового коридора. Андеррайтеры получили более ста предложений о покупке акций "Иркута" от частных и институциональных инвесторов, но в итоге число удовлетворенных заявок сотни не достигло. Владимир Рашевский объясняет это тем, что компании важно было найти оптимум между ценой и объемом привлеченных средств.
Мнения прочих профессиональных участников фондового рынка насчет справедливости установленной цены разделились. Так, по мнению старшего аналитика по ценным бумагам управляющей компании "Атон-Менеджмент" Алексея Языкова, "Иркут" разместился на пределе возможного. "Нынешняя цена, безусловно, справедливая, но у этой бумаги на ближайшие пару месяцев потенциал роста практически исчерпан, - говорит г-н Языков. - Когда андеррайтеры устанавливали порог отсечения заявок, логичнее было бы ориентироваться на минимальное значение ценового коридора". Такого же мнения придерживается и аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов, оценивающий стоимость бумаг "Иркута" на уровне 55 центов за акцию.
А директор иркутской компании "Брокеркредитсервис" Сергей Четвериков, наоборот, считает цену акций "Иркута" сильно заниженной. По его словам, одна бумага иркутской корпорации должна стоить не меньше 71 цента. Таким образом, акции, по мнению г-на Четверикова, были размещены на 15% дешевле рынка, в результате чего эмитент недополучил около 17 млн долларов. Примерно также думают и в компании "Ренессанс-капитал", аналитики которой считают, что акция "Иркута" должна стоить более одного доллара за штуку.
В самом "Иркуте" итогами размещения остались довольны. Президент иркутской корпорации Алексей Федоров на пресс-конференции в Москве даже заявил, что в обозримой перспективе его компания может провести еще одно публичное размещение акций, но уже на западных фондовых биржах.
И все-таки это успех
Оптимизм г-на Федорова понять можно. В нынешних условиях более успешного результата от IPO "Иркуту" трудно было ожидать. Показатели корпорации не вызывают ни малейшего сомнения в ее финансовой устойчивости. Судя по отчетности, проведенной по стандартам US GAAP, в 2002 году "Иркут" продемонстрировал хороший рост: объем продаж компании по сравнению с 2001 годом вырос почти на 150%, до 528 млн долларов. В рейтинге "Эксперт-200" это наивысший показатель роста выручки в 2002 году. Столь внушительный рост "Иркуту" обеспечил двухмиллиардный индийский контракт на поставку 164 истребителей Су-30МКИ и организацию лицензионного производства до 2017 года. Однако в 2003 году, по предварительным данным, продажи "Иркута" по стандартам US GAAP снизились до 493 млн долларов. Зато корпорация впервые покажет прибыль в 7 млн долларов.
Но все-таки на момент размещения показатели иркутской корпорации не так хороши, как, скажем, у МТС и "Вимм-Билль-Данна" (ВБД), когда они размещались на фондовой бирже в Нью-Йорке. Для сравнения: в момент IPO МТС в 2000 году у этого сотового оператора объем продаж составлял 485 млн долларов в год, а чистая прибыль была выше 85 млн долларов. В итоге МТС, разместив 17% акций, смогла привлечь 364 млн долларов. Успехи "Вимм-Билль-Данна" намного скромнее, но и они впечатляют. По итогам 2002 года производитель соков и молока реализовал своей продукции на 938 млн долларов, получив чистую прибыль в 35,7 млн долларов. В результате, продав 24% акций, ВБД выручил 199 млн долларов.
Судя по бизнес-плану "Иркута" финансовые и производственные показатели корпорации год от года будут улучшаться. В 2004 году иркутяне ожидают увеличения объема продаж почти вдвое - до 813 млн долларов, а чистой прибыли - более чем на порядок, с 7 до 85 млн долларов. За последний год общий портфель заказов "Иркута" увеличился до 4,5 млрд долларов. Во многом это произошло благодаря победе компании в тендере правительства Малайзии на поставку 18 истребителей Су-30МКМ, этот контракт оценивается в 900 млн долларов. "Иркут" тем не менее де-факто все еще остается компанией одного продукта - истребителя Су-30МК и его модификаций. В структуре портфеля заказов на эту машину приходится 80%. И практически полностью компания зависит от спроса на самолеты на внешнем рынке. Наша армия новых истребителей не заказывает уже лет десять, а старые ремонтирует и модернизирует в основном на заводах Минобороны.
Спрос на новые тяжелые истребители российского производства на мировом рынке пока еще достаточно высок, их с удовольствием покупают Индия, Китай, Малайзия, Вьетнам и ряд других азиатских стран. По прогнозам американской исследовательской компании Teal Group, до 2012 года Россия поставит различным государствам около 250 самолетов Су-27/Су-30 на 11,5 млрд долларов. Но это последние деньги, которые может получить наша страна от продаж боевых самолетов семейства Сухого. Уже в начале следующего десятилетия истребители четвертого поколения семейства Су-27/Су-30 начнут вытесняться с рынка либо новыми американскими машинами пятого поколения F-35, либо старыми F/A-18, которые в массовом порядке будут списываться из рядов ВВС США и продаваться по демпинговым ценам. В России же разработка самолета пятого поколения за последние пять лет так и не переросла стадию аванпроекта.
На что потратят деньги
В последние два года Алексей Федоров предпринимает все усилия, чтобы диверсифицировать бизнес своей корпорации, увеличив в том числе и долю продаж гражданской продукции в общем объеме производства. Как сообщил журналистам на пресс-конференции глава "Иркута", вырученные от IPO средства пойдут на финансирование перспективных программ корпорации и приобретение 75,46% ОКБ им. Яковлева.
"Это вопрос нескольких недель", - заявил нам г-н Федоров. Сейчас ОКБ им. Яковлева - одно из самых депрессивных авиапредприятий. Там трудится около тысячи человек, а объем продаж год от года колеблется в диапазоне 5-15 млн долларов. Тем не менее именно разработка яковлевского ОКБ - Як-130 - победила МиГ-АТ в конкурсе ВВС России на создание для нашей армии нового учебно-тренировочного самолета. Всего же емкость мирового рынка самолетов типа Як-130 оценивается в 8-15 млрд долларов, и у "Иркута" после поглощения ОКБ им. Яковлева есть все шансы занять четверть его как минимум.
Но основные планы в "Иркуте" связывают с развитием программы многоцелевого транспортного самолета, создаваемого на базе Ил-214, с проектом самолета-амфибии Бе-200 и организацией производства компонентов для самолетов Airbus. Согласно маркетинговому исследованию EADS, в течение двадцати лет на мировом рынке может быть продано 300-320 таких самолетов на сумму 7 млрд долларов. Все эти меры, по мнению Алексея Федорова, позволят иркутской корпорации к 2013 году увеличить продажи до 1,7 млрд долларов и снизить до 50% долю военной техники в общем объеме производства.
Источник: журнал "Эксперт