«Туполев» ищет 1 млрд долларов
«Туполев» ищет 1 млрд долларов
На строительство 50 среднемагистральных самолетов
Как стало известно РБК daily, ОАО «Туполев» - разработчик регионального пассажирского самолета Ту-334 - передаст в лизинговую компанию «Ильюшин финанс и Ко.» (ИФК) пакет документов на приобретение пятью российскими авиакомпаниями 50 самолетов. Как говорят участники рынка, самолет уже составляет конкуренцию разрабатываемому АКХ «Сухой» SuperJet-100. Последний при государственной поддержке собрал твердые заказы только на 40 самолетов. Однако несмотря на то, что ОАО «Туполев» получило твердые заказы на самолет, запустить его в серийное производство на КАПО им. С.П. Горбунова оно не может из-за отсутствия средств.
Казанский авиационный завод в 2007 году планирует начать серийное производство самолета Ту-334, об этом РБК daily рассказал гендиректор, генеральный конструктор ОАО «Туполев» Игорь Шевчук. По его словам, в 2007 году будут сданы в эксплуатацию два лайнера. Как сообщил главный конструктор Ту-334 Игорь Калыгин, на сегодняшний день на эту модель уже имеется 50 заказов от шести российских авиаперевозчиков.
По данным Игоря Калыгина, по десять машин хотят приобрести авиакомпании «Руслайн» (специализируется на организации и выполнении чартерных авиаперевозок на самолетах бизнес-класса) и «Авиастар-Ту» (грузовые перевозки). Твердые контракты на приобретение пяти самолетов заключили «Авиалинии Татарстана», «Кавминводы-авиа» и украинская «Мотор Сич». «Также сейчас в стадии подписания контракт с одной из казахстанских авиакомпаний. Сейчас мы проводим переговоры с представителями Министерства обороны России, которое в скором времени будет списывать свои самолеты Ту-134, на замену им могут прийти Ту-334», - говорит РБК daily Игорь Калыгин. «Всего протоколы о намерениях подписаны с 24 авиакомпаниями на 297 самолетов», - резюмирует главный конструктор самолета.
По словам представителей «Туполева», сейчас решается вопрос о серийном выпуске самолета. Технология создания Ту-334 и Ту-204 схожа, поэтому при переподготовке предприятие понесет минимальные затраты. На сегодняшний день завод без перевооружения в состоянии нарастить производство к 2010 году до десяти машин в год. Однако если будут вложены дополнительные средства, объем производства может достичь 25-40 машин в год. «Для этого предприятию потребуется 100 млн долл., из них 70 млн долл. нужно получить из федерального бюджета в течение трех лет, остальные поступят из бюджета Республики Татарстан, как обещал президент республики Ментимер Шаймиев», - говорит Игорь Калыгин.
По информации РБК daily, до конца этой недели документы по покупке самолетов поступят на рассмотрение в ИФК - предварительное решение об этом было достигнуто на переговорах во время выставки в Китае. «Есть авиакомпании, желающие купить новую машину, но у них нет средств, которые могут пойти на покупку техники даже в лизинг. Мы посмотрим, есть ли в предоставленном «Туполевым» списке авиакомпаний платежеспособные, с реальными бизнес-планами», - говорит РБК daily Александр Рубцов. При этом он добавил, что сразу 40 самолетов ИФК заложить не сможет.
Сами авиакомпании должны еще определиться, делать ставку на «Ту» или поддержать «государственный» SuperJet. «На каком-то рубеже авиакомпаниям придется столкнуться с выбором - SuperJet или Ту-334. Но первый самолет более современен, а второй будет дешев, правда, стоимости его мы не знаем, так как не определен завод-изготовитель», - резюмирует Александр Рубцов. По словам источника в авиапроме, тема Ту-334 в течение долгого времени была под запретом и только сейчас о ней стали говорить. «Долгое время ИФК, которая работала с ВАСО (где мог производиться Ан-148), затягивала принятие решения о финансировании строительства самолетов Ту-334. Но когда сотрудники ИФК увидели весь пакет заказов на продукцию, они сразу попросили предоставить копии документов. Сейчас Ту-334 рассматривается как конкурент самолета SuperJet», - говорит источник РБК daily.
По словам Игоря Шевчука, Ту-334 вполне сможет поделить рынок с SuperJet, так как последний делается с прицелом на международный рынок. «В то время как Ту-334 ориентирован прежде всего на рынок России и стран СНГ», - резюмирует Шевчук. Цена одного 95-местного самолета RRJ по каталогу составляет порядка 26 млн долл. (без НДС -18%) - больше, чем машина «Туполева».
В настоящее время «Гражданские самолеты «Сухого» заключили контракты с российскими компаниями на поставку 40 самолетов: 30 приобретет «Аэрофлот», 10 - Финансовая лизинговая компания (которая перестает заниматься лизингом самолетов). «Пока самолеты не конкурируют, для SuperJet этот самолет станет конкурентом только в том случае, если он начнет эксплуатироваться авиакомпаниями», - говорит РБК daily директор по связям с общественностью компании «Гражданские самолеты «Сухого» Ольга Каюкова.
СЕРГЕЙ СТАРИКОВ
Ближнемагистральный турбореактивный самолет Ту-334 имеет вместимость 102 пассажира и дальность полета до 3150 км при расчетной коммерческой нагрузке. Первый его полет состоялся в феврале 1999 года. К настоящему времени изготовлено два опытных образца Ту-334, они получили сертификат типа NСТ231 и сертификат типа по шуму NСШ145. Собрана опытная партия из пяти самолетов, в том числе один для ресурсных испытаний. Каталожная стоимость самолета составит 20-22 млн долл. с учетом НДС.
14.11.2006
www.rbcdaily.ru