Новости ПАО "Туполев"

— Кто в итоге будет производить средний военный транспортник – "Ильюшин" или "Туполев"?

— Средний транспортник должен появиться к концу 2020-х годов. Это работа, которая во многом определяет облик транспортной линейки на десятилетия вперед. Поэтому впервые за многие годы создание перспективного среднего транспортного самолета организовано через конкурс концепций и КБ. Нам необходимо думать далеко вперед на входе в этот проект.

Мы проанализировали рынок, увидели различные тенденции. В мире происходит обновление парка традиционных средних транспортников грузоподъемностью порядка 20 тонн. С другой стороны, на рынке в последнее десятилетие сформировался новый сегмент среднетяжелых транспортников грузоподъемностью порядка 30-40 тонн. Поэтому у нас организован конкурс, проработаны концепции и облик двух вариантов проекта среднего транспортника, созданы эскизные проекты.

Межведомственная рабочая группа с участием ключевых институтов, авиационной науки, представителей промышленности, Минобороны и Минпромторга рассматривает варианты. Необходимо учесть целевые задачи использования нового транспортника, включая параметры техники, которую планируется перевозить этими самолетами после 2030 года.

На основе этой проработки ожидаем решения с участием заказчиков – Минобороны и Минпромторга — о том, какая платформа будет взята за основу.

При работе над перспективными новыми проектами и в рамках программы трансформации ОАК мы начинаем формировать объединенные инженерные команды. Поэтому я не сомневаюсь, что конструкторский потенциал и инженерные компетенции КБ Ильюшина и КБ Туполева – главных участников конкурса, а также других школ, которые могут быть подключены к работам на следующем этапе, будут востребованы при создании перспективного среднего транспортного самолета.
- Ту-330 опять дают шанс? Или будет два средних транспортника? ( как-то это избыточно учитывая старые Ил-76) :oops:
 
Реклама
- Ту-330 опять дают шанс? Или будет два средних транспортника? ( как-то это избыточно учитывая старые Ил-76) :oops:
Да там всё в тумане.
Заказчик, вроде бы, был готов рассмотреть только проект Ила. Однако ОАК возжелала, типа, конкурса - и продавила ещё и участие в рассмотрении туполей. На кой хрен это было нужно Слюсарю и Ко, я не понимаю. Как не понимает никто из тех, с кем я это обсуждал.
Пока это вылилось в задержку рассмотрения (изначально оно намечалось, дай бог памяти, на сентябрь) - и, как я понимаю, отнюдь не из-за ильюшинцев.
 
Интересная новость.
Сколько времени может продержаться в воздухе Ту-204/214 на высоте, скажем, 300-500 метров?
Или имеющееся оборудование позволяет обнаруживать субмарины с высоты 10 км?
 
Сколько времени может продержаться в воздухе Ту-204/214 на высоте, скажем, 300-500 метров?
самое интересное, что пару лет назад(емнип), он уже рассматривался на эту роль. Это когда Индия начинала искать себе противолодочник и тогда туполь не прошел по своим характеристикам
 
Реклама
Это другой вопрос, но его обозвали худшим, стало интересно
Siledka, Его не "обзывали худшим". А-40 как реального противолодочного самолета нет. И не было никогда. По чисто бумажкам же - А-40 сильно лучше Ил-38, да.
 
В курилке были слухи о переделке крыла у Бе-200. Если его сделают более летучим, то может приблизится по длительности полёта к Ил-38. И можно будет из него сделать патрульную машину
Сейчас с этим все плохо
но это уже тема для другой ветки
#автоудаление
 
МиГ-31, цех, где Ил-38 собирался, ещё стоит. Над ним нависают новые и, на мой взгляд, уродливые, высотные жилые дома. Но вот полосы уже нет.
 
Боевые роботы в составе вооружения — сильно. Интересно, чем они будут заниматься на борту.
На самом деле Ту-214 серийно, тоже, считай, не производится, самолёт в год — я вас умоляю. Какое уж там «активно». Более того, нельзя даже сказать, что он в принципе производится, так как в этом виде по сути это не производство, а этакое «полуопытное» строительство. Впрочем, в заметке сказано, что будут не строить, а переделывать уже построенные машины. Что, вероятно, наиболее реалистично, так как КАПО годами не может обеспечить выпуск необходимого количества машин — поэтому и разведчиков всего 2, и то один «совсем опытный» с неполноценным, как я понимаю, комплексом, а не 10, сколько надо бы минимум иметь (по направлениям с учётом резервных бортов, чтобы полностью заменить Ил-20), ретранслятор Ту-214СУРТ «Ястреб» (на замену Ил-22) и Ту-214ПП «Порубщик» (который пришлось суррогатным образом вынужденно ставить на тот же Ил-22) вообще так до сих пор и не созданы (хоть и разработаны). Что и ясно было ещё лет 6-7 назад, но качественных изменений, увы, за прошедшее время, совершенно никаких. Даже ЛМК 507-ю переделывали 3 года, что ли.

Поэтому и с противолодочной машиной будет та же история, даже с учётом переделки из имеющихся. Даже не представляю, сколько можно их переделать и «из кого». Штук 5, наверное, максимум. Но. Пока сделают прототип (как сообщалось, комплекс не «Новелла», а совершенно новый, он ещё в разработке) полностью испытают и доработают — пройдёт ещё 10 лет, в лучшем случае — 7, а там уже совсем иные расклады будут, имхо.

К слову, я даже высказывал 4-5 лет назад идеалистическую идею о замене всех 214 в СЛО на МС-21СУС (проект которого, в частности, в военной версии имелся в ГПВ ещё года с 13-го как минимум), а высвободившиеся борты как раз переделать в спецмашины для ВВС. Но теперь эта перспектива стала ещё туманнее.

И правильно ли понимаю, что на Авиастаре уже в принципе невозможно производство Ту-204? И в силу загрузки 476, и в силу демонтажа всего оборудования?

Ну а А-40 действительно нет вообще ни в каком виде, хотя разговоры о его производстве периодически возникают.

А так, наверное, иных вариантов платформы и нет.

Помнится, что ОКР «Апатит» по новому самолёту ПЛО включала разные носители, в том числе и Бе-200, и даже модельку его в этом варианте показали на первой «Армии».
Но что касается Бе-200, то у него из-за узкой колеи шасси бОльшие ограничения по боковому ветру, чем у сухопутных машин. То есть хуже эксплуатационные характеристики. Да и лодка там ни к чему, недаром ранний проект Бе-300МП был сухопутным, хотя указанный недостаток сохранил. Впрочем, это уже столетняя история, явно неживая.

Интересно, что в итоге с Ил-114П. Или надежды мало на нужное количество бортов, или объём фюзеляжа мал для всего необходимого (доп. баки, количество буёв/бомб, комфорт экипажа) — чем он не подходит?

Может, перенести куда этот оффтоп или
 
Последнее редактирование:
16 января 2020 г., AEX.RU – Главное командование ВМФ планирует создать противолодочный самолет на базе пассажирского лайнера Ту-204. Об этом пишет Газета.ru.

В российском ВМФ подготовили технические требования к новейшему противолодочному авиационному комплексу (ПлАК), базой которого станет пассажирский лайнер Ту-204 или его вариант Ту-214, однако сейчас требования разработаны к самолету противолодочной обороны (ПЛО) на базе амфибии А-42 «Альбатрос» и других пока нет, а главнокомандующего Военно-морским флотом еще только собираются пригласить в ПАО «Туполев», чтобы ознакомить его с предложениями фирмы по созданию противолодочного самолета на базе Ту-214, сообщает издание.

Определенным толчком к возврату создания противолодочного самолета на базе машины ПАО «Туполев», по всей видимости, явились полеты самолета радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р (так называемого изделия 411) в Сирию. Там эта машина вскрывала практически всю оперативную обстановку на глубину более 400 км, а также без всяких гидроакустических буев обнаруживала подводные лодки. Иными словами, самолет зарекомендовал себя в этих вылетах исключительно хорошо.

Однако идея создания на базе самолета Ту-214 патрульного комплекса для ВМФ далеко не нова и уходит корнями в середину 1990-х годов. Тогда патрульный самолет на базе Ту-214 выиграл конкурс у самолета Ту-170ПРЛЦ и амфибийного самолета А-42 разработки КБ Бериева. По результатам этого конкурса создание патрульного комплекса на базе самолета Ту-214 было определено постановлением правительства № 61-10 от 19 февраля 1996 года. На фирме Туполева даже сделали деревянный макет самолета Ту-214П (буква «П» означает патрульный).
 
Отчасти это копипаста старого материала Михаила Ходарёнка: ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ Ту-330.

В ней имеется грубая опечатка про Ту-170ПРЛЦ, также процитированная. Очевидно, что речь про Ан-170ПРЛЦ (такая машина проектировалась на базе Ан-70, ну и Туполев не мог выиграть сам у себя).

Также она неполная, есть продолжение, заслуживающее цитаты для понимания происходившего:
«К 2000 году финансирование разработки этого комплекса после успешной защиты эскизно-технического проекта и макета было, практически, обнулено.
Чтобы не терять набранного темпа работ, КБ Туполева рассмотрело возможность создания патрульного комплекса на базе Ту-330. Получилось лучше. Тогда главнокомандующий ВМФ подписал решение о рассмотрении возможности и оценке продолжения работ на базе самолета Ту-330.
После этого в нарушение постановления правительства и решения главкома ВВС управление морской авиации ВМФ вновь организует конкурс на патрульный комплекс уже с участием Ту-330. Конкурс выигрывает А-42.
Таким образом, А-42, уступивший Ту-214 в одном конкурсе, по решению этого управления оказывается эффективнее Ту-214 в другом конкурсе.»

Интересно, кстати, что именно и кто именно заставил выиграть А-42? ;)

А вот ещё. Ежели Туполев теперь снова участвует в конкурсе на СВТС с наработками по Ту-330, и, например, победит (ну мало ли), то чем это не платформа для нового ПЛО? Ну, наверное, близкая к реальности схема может быть такой: сначала б/у 214, потом новый СВТС (из Ил-276, я думаю, самолёт ПЛО уже должны были тоже нарисовать, ниша для новой платформы спецмашин точно имеется, и из 276 можно как раз нагородить ещё и упомянутые ретрансляторы, и помеховые машины, и разведчики).
Но, возвращаясь к ПЛО — всегда же считалось, что такие самолёты плохо летают на малых высотах с малыми скоростями, чтобы точно ставить буи. С другой стороны, буи можно бросать и с 1 км, и вроде даже эффективно. Плюс, вроде бы Посейдон себя как бы оправдывает, а он тоже низко и медленно не летает. Или я неправ? Или более мощная механизация указанных транспортников позволяет этот недостаток устранить?

К слову, лётчики ВМФ выполнили несколько полётов на Ту-214 во второй половине 90-х для оценки применимости машины в ПЛО. Вроде бы остались не очень довольны именно характеристиками на малых скоростях и высотах. Но что касается скоростей, то похожую проблему испытывал и разведчик Ту-214Р при использовании РЛС БО, там чем медленнее сканирование, тем лучше результат, и внесли доработки в работу механизации и РЛЭ, насколько известно.

Интересно, кстати, откуда дровишки про обнаружение ПЛ с борта 411-й машины. Что-то такое вроде писали, сходу не найду, где.

В заключение напомню, что официально опубликованное обозначение было Ту-204П. Возможно, вначале планировали именно на его базе. А потом уже на 214. Обозначение Ту-214П, возможно, и имеется, но официально оно нигде не подтверждалось. С тем же успехом он может быть 214ПЛО или типа того.

Не лишним будет повторить фото модели, подсмотренной в макетном цехе Туполева не помню уже, сколько лет назад. Считается, что это именно вариант конкурса 1996 г.
Интересно, что магнитометр (если это он) находится не в классическом месте, а под крылом. Ну в ХЧФ, наверное, так проще, чтобы не переносить ВСУ (как минмум, её выхлоп), а на законцовке киля, наверное, тоже, чтобы не пересчитывать его аэродинамику и не менять силовой набор.

S9wne.jpg


UPD.: Ильюшин уже и декларировал это: Новый БПС? | Авиационный форум AVIAFORUM.RU. Как я понимаю, имея в виду 276, или даже аж целый 476?

По этой ссылке, к слову, в комментах коротко сформулировано «качество» технических предложений, поступавших в 90-е военным от разработчиков. Это и понятно, тогда все средства борьбы за финансирование были хороши. Это, кстати, часть одного моего спора с ув. Алексеем A_Z (он тогда утверждал про «незнамо что», цитата) на предмет степени проработки первого проекта Ту-204П — как-то же он конкурс выиграл? И была успешная защита ЭТП (а не только «презентации со слайдами»), если Ходарёнок не лукавит (заподозрить его в этом случае причин не вижу). Или только тем, что платформы-конкуренты были, по сути, на бумаге?

Наверное, надо в ту ветку перенести этот пост потом, или я к себе в «Мистические» унесу с некоторой доработкой. Так, пожалуй.
 
Последнее редактирование:
Новый самолет «Туполева» на базе Ту-214 планируется собирать на Казанском авиазаводе
Новый самолет «Туполева» на базе Ту-214 планируется собирать на Казанском авиазаводе
СМИ уже окрестили разработку на базе пассажирского воздушного судна противолодочным авиационным комплексом.
17 января 2020, 07:00
Автор: Динара Прокопьева
0157.jpg

архив/Владимир Васильев


(Казань, 17 января, «Татар-информ», Динара Прокопьева). ПАО «Туполев» доверит Казанскому авиационному заводу собирать новый самолет на базе пассажирского Ту-214. Это возможно в случае подписания госконтракта, сообщили корреспонденту «Татар-информ» в пресс-службе ПАО «Туполев».
«Действительно, в ПАО „Туполев“ ведутся по данному направлению предварительные проработки с Минобороны РФ по использованию в качестве базового — самолета Ту-214 с усиленным крылом. В случае подписания госконтракта работы будут выполняться на Казанском авиационном заводе (филиале ПАО „Туполев“)», — ответили в пресс-службе на вопрос, где будут собирать новый противолодочный самолет на базе пассажирского.
Ранее газета «Известия» писала, что для морской авиации ВМФ России готовят новую боевую машину. Ею может стать противолодочное воздушное судно на базе пассажирского. По данным газеты, это будет либо Ту-214, либо Ту-204.
 
Реклама
БИЗНЕС Online

Главная / Машиностроение
15.01.2020
В ожидании «погрома Сердюкова»: 7 вызовов для КАЗа на фоне взлетающего Ту-160М
К началу 2020 года Казанский авиазавод должен был восстать из пепла. На деле он, надрывая жилы, поднимает в небо один новый самолет

КАЗ им. Горбунова в ожидании больших перемен, связанных с вхождением в «Ростех». В среднем и нижнем звеньях с некоторым злорадством предвкушают большую чистку «расплодившихся» топов, которую якобы учинят Чемезов и Ко. Сейчас критически важно поднять наконец первый ракетоносец, приближенный к варианту Ту-160М, что, по данным «БИЗНЕС Online», произойдет в ближайшие дни. Да, это достижение, но руководство ОАК и вовсе обещало радикально модернизированный завод. Где же он?

В ближайшие дни Казанский авиазавод им Горбунова — филиал ПАО «Туполев» поднимет в первый полет первый Ту-160М
В ближайшие дни Казанский авиазавод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» поднимет в первый полет первый Ту-160М Фото: president.tatarstan.ru
УЖЕ НА АЭРОДРОМЕ…
В ближайшие дни Казанский авиазавод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) поднимет в первый полет первый Ту-160М, сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Чтобы не усугублять и без того изрядную терминологическую путаницу, сразу уточним: название Ту-160М, по данным источников, будет и у модернизируемых до этого формата строевых, и у построенных заново ракетоносцев. То есть названия Ту-160М2 не предполагается.
Если поднятый в январе 2018 года достроенный из советского задела Ту-160 был стандартным «Белым лебедем», то ожидающая первого полета машина — действительно модернизированная
Если поднятый в январе 2018 года и достроенный из советского задела Ту-160 был стандартным «Белым лебедем», то ожидающая первого полета машина действительно модернизированная Фото: president.tatarstan.ru
Что до интересующего нас самолета, то это одна из строевых машин. Если поднятый в январе 2018 года и достроенный из советского задела Ту-160 был, вопреки широко распространенному мнению, стандартным «Белым лебедем», то ожидающая первого полета машина действительно модернизированная. Правда, пока улучшения затрагивают не вооружение, не двигатели, а только радиоэлектронное оборудование: системы управления самолетом, навигации и обороны совершенно новые.
То, что машина уже находится буквально на полосе, «БИЗНЕС Online» подтвердил генеральный директор «Туполева» Александр Конюхов. «Самолет на аэродроме, — сообщил он. — Идут отработки. Вылет состоится после пробежек, устранения замечаний по результатам пробежек и при условии полной готовности самолета. Точные даты называть не можем. Это техника и осторожность».
Александр Конюхов: «Самолёт на аэродроме. Идут отработки. Вылет состоится после пробежек, устранения замечаний по результатам пробежек и при условии полной готовности самолета. Точные даты называть не можем. Это техника и осторожность»
Александр Конюхов: «Самолет на аэродроме. Идут отработки. Вылет состоится после пробежек, устранения замечаний по результатам пробежек и при условии полной готовности самолета. Точные даты называть не можем. Это техника и осторожность» Фото: president.tatarstan.ru
Очевидно, что для КАЗа и «Туполева» успех по первому Ту-160М важен не только из соображений выполнения обязательств перед военными, которые, по имеющимся данным, в ожидании заявленной 7 лет назад машины уже чуть не по потолку выхаживают, или перед верховным главнокомандующим, для которого поездки на Казанский авиазавод стали уже обычным делом, но и как своего рода реперная точка. Рискнем сказать, что именно с 2020 года в истории завода просто обязан начаться новый виток, замыкающий сумбурную эпоху несбыточных надежд, нереализованных проектов, нищеты, труднообъяснимой смены директоров, лихорадки с кадрами и череды невразумительных структурных преобразований.
Почему? Есть основания полагать, что дальше отступать уже некуда. Не дело это, когда могучий в былые времена завод едва ли не все силы бросает на подъем одного-единственного самолета. А по данным наших источников, это именно так. «Сейчас на КАЗе все заточено под данную машину, чуть ли не в три смены по ней работают», — утверждает один из собеседников. По его словам, силы предприятия истощены настолько, что сегодня оно может построить в год максимум два самолета типа Ту-214. Собственно, каковы заказы, таков и результат.
Цикл строительства Ту-160 в нынешних условиях — минимум два года
Цикл строительства в нынешних условиях — минимум два года Фото: president.tatarstan.ru
«ЭТО КАК ПОСЛЕ 25 ЛЕТ БЕЗВРЕМЕНЬЯ СДЕЛАТЬ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ»
Очевидно, что этого недостаточно для поставленных перед предприятием грандиозных (а они именно такие), чрезвычайно сложных задач.
Первая и, как не раз заявляло руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), главнейшая — создание флота Ту-160М. Она делится на две подзадачи: модернизацию имеющихся 15 «Белых лебедей» и строительство новых (контракт, напомним, заключен на 10 ракетоносцев). Нет смысла повторять все, что уже сказано об этом проекте, остановимся лишь на паре проблемных моментов, иллюстрирующих масштаб задачи.
По известным данным, первая поставка построенного с нуля самолета запланирована на конец 2022-го. Это очень короткий срок, ведь, как отмечали эксперты, цикл строительства Ту-160 в нынешних условиях — минимум два года. Насколько известно, работы уже начались. Для этого в 2017 году на КАЗе восстановили технологии вакуумного отжига, сварки и сборки узлов из титановых сплавов (речь об оборудовании для работы с 20-метровыми монолитными плитами переменной толщины). Но восстановить еще не значит поставить на поток. «Сегодня технологию доводят, — подчеркивает один из источников. — Замечаний пока очень много».
Это не говоря о том, что колоссальные вещи зависят от смежников. Судя по заявлениям военных, компания «Кузнецов» еще в 2018 году должна была передать им первые (тоже изготовленные с нуля) двигатели НК-32-02, но пока об этом ничего не слышно. «Кузнецовская фирма в не самом лучшем состоянии, — говорит один из наших собеседников. — 25 лет безвременья — и сделай космический аппарат. Такого не бывает. Например, горячая часть двигателя — это весь научно-технический потенциал СССР за десятилетия!»
Вторая задача — радикальная модернизация ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3. В конце 2018 года первый полет совершила первая машина, а как ранее сообщалось, до стандарта Ту-22М3М должно быть доведено 30 самолетов. В конце минувшего августа министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров весьма оптимистично заявил «Интерфаксу», что первый М3М проходит заводские летные испытания, к концу года к нему присоединится второй, а в третьем квартале 2020-го они будут предъявлены на государственные совместные испытания. По его словам, готовится контракт на модернизацию Ту-22М3.
В ноябре 2019 года в СМИ прогремела информация (впрочем, никем не подтвержденная) о том, что военные начали отправлять в Казань находящиеся на хранении Ту-22М3. Особый смак новостям по «тройкам» придает то, что они должны нести гиперзвуковые «Кинжалы» и «Цирконы».
Третья задача — все материальные и нематериальные вложения в Ту-160М и Ту-22М3М должны стать основой для производства перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Только вчера «Известия», ссылаясь на имеющуюся у них контрактную документацию, написали, что предварительные испытания назначены на апрель 2023 года, государственные — на февраль 2026-го, а в серию самолет пойдет в 2027-м.
Четвертая задача — для ритмичности работы, которая необходима любому нормальному заводу, КАЗу нужна относительно массовая машина. Здесь наиболее обоснованная надежда — на победу в объявленном весной 2019 года конкурсе на создание среднего военно-транспортного самолета. В нем участвуют «Ильюшин» с Ил-276 и «Туполев» с Ту-330. Ход дела не оглашается. «Немало аргументов в пользу „Туполева“, но противоположная сторона говорит, что у „Ила“ уже готовы хвост и кабина, а по Ту-330 ничего нет, — говорит наш источник. — Действительно, хотя у туполевской машины большая унификация с Ту-204/214, у илюшинцев готовы чертежи на хвост и кабину, а у „Ту“ их нет — надо перерабатывать под грузовую машину. С другой стороны, у проекта Ту-330 есть несомненное преимущество по грузовой кабине: он фактически выполняет функции железнодорожного вагона, любой военный груз в него точно въезжает. Сирия показала, что многие грузы были вынуждены возить на огромном Ан-124 вместо среднего Ил-76, а у Ил-276 — кабина такая же, что и у „76-го“. С Ту-330 эта проблема решается».
Заявлено, что первый полет новый транспортник должен совершить в конце 2020-х годов.
В 2016 году президент ОАК Юрий Слюсарь (в центре) обещал, что в обновление КАЗа вложат «несколько десятков миллиардов рублей», и уже в 2019-м мы увидим предприятие другого технологического уровня
В 2016 году президент ОАК Юрий Слюсарь (в центре) обещал, что в обновление КАЗа вложат «несколько десятков миллиардов рублей» и уже в 2019-м мы увидим предприятие другого технологического уровня Фото: © Алексей Никольский, РИА «Новости»
…И ТУТ ПРИХОДИТ «РОСТЕХ»
Но все вышеперечисленное невозможно решить без модернизации КАЗа — и это пятая задача. Что интересно, модернизация уже должна была завершиться. В 2016 году президент ОАК Юрий Слюсарь (на днях переизбран в этой должности еще на пять лет) обещал, что в обновление завода до 2020-го вложат «несколько десятков миллиардов рублей» и уже в 2019-м мы увидим предприятие другого технологического уровня, по сути, новый завод. Надо ли говорить, что этого нет?
По открытым данным, предполагались «комплексная реконструкция всех основных производств — сборочного, механического, заготовительно-штамповочного, гальванического и термического, сварочного, подготовки производства — с их оснащением наиболее передовым технологическим и инженерным оборудованием»; новая энергетика завода; «комплексная реконструкция летно-испытательного комплекса»; «строительство нового топливозаправочного модуля»; «возведение ангарного комплекса», «нового корпуса агрегатной и окончательной сборки»; «строительство инженерного центра, в составе которого предусмотрен центр обработки данных — современнейшее информационное ядро, синхронизирующее работу конструкторских и технологических служб завода в едином информационном цифровом поле, позволяющее реализовать все этапы жизненного цикла изделий и весь документооборот в цифровом формате».
«По отдельности что-то делают, запускают, ремонтируют, а в целом нет», — утверждает источник. Собственно, все это выплыло наружу, когда стала известна странная история с проблемами главного исполнителя всех работ — Казанского Гипронииавиапрома. Уверяют, что с переходом проектного института под крыло «Ростеха» работа возобновилась, но так и остается непроясненным, почему она до сих пор не велась как надо.
Отметим, что сегодня и сама ОАК вместе с КАЗом тоже находится в процессе вхождения в «Ростех». Как заявил в конце прошлого года гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов, процесс передачи акций завершится в первом полугодии 2020-го, весь 2021-й будет посвящен реорганизации авиастроительной отрасли, которая сконцентрируется в авиационном кластере «Ростеха» под руководством индустриального директора, экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Первый сказал, что новая стратегия ОАК будет готова в начале 2020 года.
«С января „Ростех“ плотно заходит на завод, начинает проверять все договоры, смотреть, куда деньги идут, зачем тот или иной станок покупается», — говорят источники.
Действий Анатолия Сердюкова (слева) на КАЗе ждут с изрядной нервозностью, ибо им уже заявлено, что одна из главных проблем ОАК —  «избыточное количество руководителей различного уровня»
Действий Анатолия Сердюкова (слева) на КАЗе ждут с изрядной нервозностью, ибо им уже заявлено, что одна из главных проблем ОАК — «избыточное количество руководителей различного уровня» Фото: © Валерий Мельников, РИА «Новости»
ПОЧЕМУ ПУТИН НЕ УБИРАЕТ СЕРДЮКОВА
Действий Сердюкова на КАЗе, судя по данным наших источников, ждут с изрядной нервозностью, ибо Анатолием Эдуардовичем уже заявлено, что одна из главных проблем ОАК — «избыточное количество руководителей различного уровня». Источники уверяют, что на КАЗе она приобрела уже непомерные масштабы.
«Да, в любых коллективах всегда идет брожение, что слишком много начальников, но на КАЗе, как говорят, даже сам Конюхов уже ругается и не знает, что делать, — утверждает один из собеседников. — Сплошные директора, заместители директоров, заместители заместителей, директора дирекций — черт ногу сломит! Вы посмотрите: группа по совершенствованию производственной системы службы технического директора. Это что такое? Помощь техдиректору, который, видимо, пришел со стороны и завода не знает. Финансовый отдел и одновременно финансовое управление — в чем отличия? Просто появился начальник финансового управления. Отдел экономики труда, отдел организации труда, отдел разработки нормативов и нормирования труда. Вместо былого отдела маркетинга — три отдела. Управление по закупкам ПКИ, отдел по планированию и бюджетированию закупок ПКИ. Ха-ха! Это же все начальники и их замы. При этом на крутые позиции ставят неопытных молодых людей… Я понимаю, если бы завод, как в советское время, когда коллектив был 28 тысяч человек, делал по 50 самолетов в год, так ведь нет — один-два… На предприятии сейчас — 8 тысяч человек, из них 2 тысячи — основные рабочие, еще примерно столько же — вспомогательные, столько же (или чуть больше) — ИТР, а все остальное — надстройка! А ведь экономика бьется, только когда все в нужных пропорциях. Впрочем, что говорить про завод: в минавиапроме — самом большом министерстве СССР — работали 1 200 человек, а сегодня в ОАК — 800, „Ростехе“ — 800, „Вертолетах России“ — 800, ОДК — 600. И в этой головке, кстати, все деньги, а они должны быть на предприятиях… Для сравнения: в середине 80-х на заводе было 11,5 тысячи основных рабочих, 8 тысяч — вспомогательных, 4,5 тысячи — ИТР».
Для полноценного выполнения только ближайших задач КАЗу требуется набрать примерно 4 тыс. основных рабочих
Для полноценного выполнения только ближайших задач КАЗу требуется набрать примерно 4 тыс. основных рабочих Фото: president.tatarstan.ru
«Эта проблема общая, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „Арсенал Отечества“, член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский. — Оборонка была сформирована под гигантские объемы производства, и проблема избыточного персонала радикально не решалась, потому что государство давило на соцответственность. Сейчас объемы совершенно другие, а переформатироваться мало кто успел. Да вы на государство наше в целом посмотрите, численность управляющего персонала в госорганах — разве не та же тенденция?! „Ростех“, без всякого сомнения, начнет менять ситуацию. Будет достаточно много интересного. И трепещут не только на вашем заводе — по всему ОАК».
«Думаю, Сердюков учинит с руководством авиапрома примерно такой же погром, как некогда в министерстве обороны, когда он из 11 тысяч человек центрального аппарата оставил две, — предрек в разговоре с „БИЗНЕС Online“ заместитель директора центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — И ему подобного не простили. Уверен, когда он начнет всех этих товарищей „пускать под нож“, такой же стон пойдет, что он убивает оборонку».
«Почему Путин Сердюкова не убирает? Потому что многие вещи тот сделал правильно, — говорит один из наших источников. — Беда в том, что и Анатолий Эдуардович не особо понимает, что делает. У него просто — это убрать, то убрать, третье убрать, а как подобное будет работать — потом разберемся. Вот он военпредов сократил чуть ли не на треть, а когда ушел, вернули людей обратно, но уже не квалифицированных подполковников-полковников, а лейтенантов... И когда они опыта и знаний наберутся?»
Наши источники утверждают, что руководство КАЗа и «Туполева» решило сыграть на опережение и провести собственную реформу. «Мы переходим на более плоские структуры с сокращением уровней управления, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Конюхов. — Это ускорит прохождение процессов в производстве, позволит повысить оперативность, мобильность и скорость принятия решений непосредственно на производственных участках, увеличить зарплату и проявить себя инициативным сотрудникам. Масштабных сокращений не будет, учитывая ежегодный рост производственной программы по гособоронзаказу».
О том, что такое «плоские структуры», по заводу ходит много разговоров. Например, утверждают, что цехов теперь вовсе не будет.
Реформа руководства — это шестая задача КАЗа.
Руководство КАЗа и «Туполева» решило сыграть на опережение и провести собственную реформу
Руководство КАЗа и «Туполева» решило сыграть на опережение и провести собственную реформу Фото: president.tatarstan.ru
ИЗ ЖЕЛАЮЩИХ РАБОТАТЬ НА АВИАЗАВОДЕ — ОЧЕРЕДЬ, НО…
И наконец, седьмая, самая сложная.
Как говорит осведомленный источник, для полноценного выполнения только ближайших задач КАЗу требуется набрать примерно 4 тыс. основных рабочих. «Где их взять — непонятно, — разводит он руками. — На некоторых участках ситуация уже очень нехорошая. Вместе с тем из желающих — очередь, но всех не берут — опыта нет. Дай бог 15 толковых ребят в год придут — и их еще надо доводить».
Тимур Латыпов
Фото на анонсе: © Максим Богодвид, РИА «Новости»
Ваша версия: что происходит с российским авиастроением?
10%Ничего особенного – нормальный процесс восстановления из праха
35%Вакханалия непрофессионалов
2%Работа идет как надо, а видимый бардак – это запутывание геополитического противника
50%Обычное освоение с выгодой для избранных миллиардов бюджетных денег
1%Успехи налицо – сделано много
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт

Предприятия: КАЗ им. С.П. Горбунова
Версия для печати
www.business-gazeta.ru/print/453475
БИЗНЕС Online, 2020 ©
 
Назад