Кстати, говоря о роли человека в космосе, нельзя не упомянуть «Хаббл». Трудно переоценить вклад этого телескопа в исследование вселенной. С помощью «Хаббла» было открыто великое множество новых объектов - от астероидов и малых каменистых планет внутри Солнечной системы, до неизвестных ранее звезд и галактик. Данные этого телескопа помогли физикам лучше понять устройство черных дыр, а астрономы получили невероятную ещё пару десятилетий назад возможность исследовать (пусть и очень приблизительно) атмосферы наиболее крупных экзопланет. Земные наблюдения многих из этих объектов попросту невозможны.
Для работы «Хаббла» требуется периодическое обслуживание человеком. Модульная конструкция позволяет менять многие агрегаты, но без «Шаттлов» сделать это нельзя. Пока летали космические челноки, телескоп можно было поддерживать в работоспособном состоянии: было выполнено пять полетов (начиная от первого, когда был исправлен дефект основного зеркала — без этого ремонта «Хаббл» из лучшего проекта НАСА остался бы одним из провальных; до последнего полёта в 2009 г., когда аппарат стал практически «новым»). Но больше «Шаттлов» нет, и прекращение работы телескопа — лишь вопрос времени. А ведь это уникальный прибор, полностью заменить который с помощью JWST не получится — «наследник Хаббла» будет изучать вселенную в других оптических диапазонах.
Есть и ещё один пример, более свежий. Помните марсианский зонд InSight, у которого застряла бурилка? Пока ее так и не смогли вернуть в работу, более того — дистанционно даже не выходит понять, в чем именно проблема. Есть три основные версии:
- Самая банальная — бур упёрся в твёрдую скалистую породу (или в мерзлоту), преодолеть которую не в состоянии. Вполне может быть, хотя по представлениям геологов, таких препятствий на такой глубине там быть не должно.
- Другая версия состоит в том, что извлекаемой породой заклинило шнур, на котором закреплено устройство, и шнур просто не даёт буру опускаться ниже. Разработчик прибора из Германии утверждает, что такого быть не должно.
- И наконец, есть третья версия — буровое устройство нормально отрабатывает свой цикл работы, но сопротивление окружающей породы недостаточно, чтобы оказывать на бур требуемое сопротивление, поэтому при каждом ударе бура, он сначала опускается вниз, а потом отпрыгивает назад вверх. В общем, дергается на месте, да и только.
Третья версия кажется довольно печальной для разработчиков прибора, но ученые склоняются именно к ней. Во всяком случае, данные сейсмометра косвенно говорят именно о таких «скачках» бура туда-сюда на небольшой глубине, а не об ударах о что-либо твёрдое.
Пока операторы миссии не спешат с действиями, пытаясь разработать сценарии спасения прибора, т.к. количество циклов ударов бура ограничено, и просто так лишний раз его не потестишь. Есть надежды, что буровое устройство все же получится заставить продолжить движение вниз, хотя до обещанной глубины уже вряд ли удастся добраться в любом случае.
Возвращаясь к работе человека на поверхности — сколько бы времени заняло пробурить отверстие 6 метров глубиной? Не знаю, но это было бы явно быстрее и проще, чем возиться с проблемой дистанционно.
С результатами работы InSight все вообще пока довольно уныло. Сейсмометр пока не зарегистрировал ничего стоящего: по текущим наблюдениям Марс в тектоническом плане ещё тише Луны (сейсмической активности практически нет ни там, ни там, но на Луне больше мелких «встрясок» из-за падающих метеоритов, которые на Марсе до поверхности не долетают - какая-никакая, но атмосфера). Марсианский прибор зарегистрировал лишь несколько легких сотрясений, хотя и более продолжительных чем на Земле. Скорее всего, большая длительность «марсотрясений» связана с сухими породами (земные породы, насыщенные водой, гасят сейсмические колебания). А пока за примерно 4 месяца работы сейсмометра ученые увидели тектонически мертвую планету — были надежды обнаружить что-то более интересное.