О космосе - общая ветка

В российский музейный комплекс в Верхней Пышме Свердловской области доставили для реставрации один из сохранившихся космических кораблей "Буран", передает корреспондент Tengrinews.kz.

Корреспондент Tengrinews.kz связался с администрацией музея, чтобы прояснить ситуацию. В пресс-службе музея сообщили, что находящийся в их экспозиции корабль привезли не из Байконура. Это изделие 2.01 "Байкал", один из трех практически достроенных кораблей серии "Буран", который в течение многих лет хранился на Тушинском машиностроительном заводе, где собирали "Бураны", а затем - на аэродроме в Жуковском.

Летавший "Буран" (изделие 1.01) хранился на территории Байконура и, к сожалению, был полностью уничтожен в 2002 году, когда на него упала обрушившаяся крыша монтажно-испытательного комплекса. Второй "Буран" (изделие 1.02) хранится на Байконуре и, по последней информации, находится в частной собственности.

"Буран", доставленный в российский музей, был практически достроен (на 50 процентов) в 1993 году, когда программа была закрыта.

Сама по себе доставка "Бурана" стала уникальной операцией. Длина собранного корабля составляет оставляет 36,4 метра, а вес - более 50 тонн. Он преодолел расстояние более чем в 1500 километров, частично - по воде, частично - на грузовике. Как рассказали водители, перевозившие корабль в музейный комплекс, доставка заняла почти месяц, а на трассе перед габаритным грузом расступались водители.

"Мы планируем реставрировать космический корабль "Буран". Предстоит масштабная, очень сложная работа. В будущем построим для него специальный павильон и откроем уникальную экспозицию, посвященную советской космической программе "Энергия – Буран". "Буран" – это яркий след в истории покорения космоса и развитии авиакосмической отрасли. Мы гордимся тем, что он нашел "свой дом" именно у нас, на Урале", - комментирует директор музейного комплекса в Верхней Пышме Николай Резинских.

Точные сроки окончания реставрации и начала экспозиции "Бурана" в музее пока не назвали.

Напомним, что в 2020 году в "Роскосмосе" сообщили о попытках выкупить второй достроенный космический корабль "Буран", который хранится на космодроме Байконур. Поэтому он искал владельца шаттла, коим оказался казахстанец Даурен Муса. Он ответил, что затратил много ресурсов, чтобы "наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми, потому что это наша общая история".

Чуть позже Даурен Муса отметил, что готов рассмотреть предложение "Роскосмоса". Однако переговоры между РКК "Байконур" и "Роскосмос" не состоялись. Позже суд в Алматы отказал в удовлетворении иска комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов о возвращении шаттла государству.
 
А что с тем бураном, который застрял на серпантине под Туапсе? Он в Сириус то попал?
 
Реакции: SDA
Прошлым летом я посетил славный город Сочи, где в парке "Сириус" мной был обнаружен космический корабль "Буран". VKontakte | VK
 
Виталий Егоров (Zelenyikot) — популяризатор космонавтики, научно-популярный писатель, автор книг «Делай космос!», «Люди на Луне», «Путеводитель по космическим местам России». Он приехал в Казахстан, чтобы начать работу над своей новой книгой — на этот раз про космические места нашей страны.

Какие есть объекты, про которые мы точно можем сказать, что они казахстанские на «Байконуре», или там всё настолько тесно переплетено, что мы не можем отделить наше от российского?

Я был на «Байконуре» в 2021 году, на запуске российского модуля «Наука». Он запускался на ракете-носителе «Протон». Уже в тот момент «Протон» был снят с производства, его история заканчивалась. Мы, группа журналистов, были в сборочном комплексе, там были десятки наклеек различных миссий, которые он выполнял. Кто-то спросил представителя центра Хруничева, который занимался производством «Протона»: «Что будет после „Протона“? Мы повесим сюда амбарный замок и уйдём? Почему нельзя модернизировать комплекс, ведь новая ракета „Ангара“ уже на подходе?»

Он ответил: «Оглядитесь. Всё, что вы видите, нам не принадлежит. У нас нет никакого смысла вкладываться в модернизацию, перестройку протонного старта под ангарский. В какой-то момент мы просто встанем и уйдём. Что захочет Казахстан — то и будет с этим делать».

Разумеется, Казахстан не будет производить «Протоны». И это, конечно, для Казахстана большая проблема — что будет с «Байконуром». Причём, 2050-ый — очень оптимистичный ориентир. По моим оценкам, у России отпадёт всякая необходимость продолжать работу на «Байконуре», когда Россия уйдёт с Международной космической станции. Ранее «Роскосмос» говорил, что это будет в 2030 году. Но пока Россия летает на МКС, Россия будет работать на «Байконуре».

А как связаны «Байконур» и МКС?

Сейчас «Роскосмос» запускает космонавтов и полезную нагрузку на МКС с Байконура. Но после некоторой модернизации, полезную нагрузку на станцию можно запускать и с «Восточного». Россия может это делать уже сейчас. Но людей с «Восточного» запускать опаснее, чем с «Байконура». Потому что при запуске, когда работает ракета, а люди сидят в корабле и переживают перегрузки, любая самая надёжная ракета может отказать. В Казахстане люди бы экстренно сели на твёрдую поверхность, а при полёте с «Восточного» часть траектории будет проходить над Охотским морем, что намного опаснее. «Роскосмос» не готов рисковать людьми при каждом запуске.

Ну, ещё есть фактор сотрудничества. Он играет роль и со стороны России, и со стороны Казахстана. Страны заинтересованы продолжать сотрудничество, но когда отпадёт практическая потребность… Смотрите, сейчас правая часть «Байконура», с которой запускался «Зенит», уже фактически отдана Казахстану — это ракетный комплекс «Байтерек». Левое крыло космодрома закроется года через три, когда «Протоны» закончатся. Останутся «союзные» пусковые площадки. А они есть и у России — в «Плесецке» и на «Восточном». Зачем России платить аренду фактически только них?
 
Реакции: SDA
Казахстан хотел зарабатывать вместе с Россией на ракетных запусках. «Роскосмос» в 2015 году убедил российское правительство дать ему денег на разработку новой ракеты «Союз-5», взамен украинскому «Зениту», обосновав это тем, что «Союз-5» будут покупать и частники из компании S7 Space, и Казахстан для космодрома «Байтерек».
Прошло больше пяти лет, «Роскосмос» не сделал эту ракету. Последний срок, когда он обещал её запустить, был 2023-й год, и за это время S7 Space практически обанкротились, они не в состоянии запускать ракеты, а сами российские ракеты попали под санкции, и даже ракеты с российскими комплектующими.
Получается, даже если «Роскосмос» сделает ракету для «Байтерека», её всё равно никто не купит, потому что она российского производства.
Ладно, может быть, Иран — раз в три года, кто-то из Африки… то есть страны, которые не боятся санкций. Но такие страны интересны Китаю, который тоже под санкциями. А у Китая много своих ракет, на которых можно заработать.
«Роскосмос» не сделал ракету, которую никто не купит и которую нельзя запускать с сегодняшнего «Байтерека», потому что его нужно модернизировать под эту ракету. Казахстан не хочет выделять деньги под модернизацию космодрома для несуществующей ракеты, которую никто не купит, даже несмотря на то, что она ещё не существует. Патовая ситуация.

А с чем останется Казахстан, когда Россия уйдёт?

«Казкосмос», безусловно, должен думать о том, что делать с этим добром. Большую часть того, что достанется, будет невозможно использовать, потому советские ракеты не самые эффективные.

Космодром сейчас слишком специализирован под те ракеты, которые больше не используются?

Да, даже стартовые столы «Союза» и «Протона» сильно отличаются, хотя между ними разница 10 лет. Соответственно, если сейчас создавать новые ракеты, нет смысла привязывать их к комплексам пятидесятилетней давности.
 
Надеяться на то, что придёт новый Маск на «Байконур» и решит все проблемы Казахстана, конечно, не стоит. Но, как минимум, «Казкосмос» должен постараться создать все необходимые условия, чтобы, если такой появится, ему было легко работать. Конечно, идеальный вариант — это сделать свой казахстанский «Зенит».

Любая ракета, которая начинает создаваться сегодня, будет работать в мире, где уже есть Starship, который сейчас проходит лётные испытания. Он уже способен доставлять на орбиту грузы, просто не за 5 000 000 долларов, к которым стремится Маск.

Но даже если стоимость запуска Starship будет составлять 50 000 000 долларов, как у Falcon 9, он всё равно будет запускать на орбиту в семь раз больше груза. И если мы сейчас начинаем создавать условный новый «Зенит» за 50 000 000 долларов, а это займёт в лучшем случае пять лет, он будет конкурировать со Starship, которая в семь раз эффективнее.

Так что единственный смысл сейчас создавать условный «Зенит» — чтобы загрузить работой «Байтерек». На такую ракету найдётся свой заказчик, но будущее за Starship и её аналогами. Если бы мы жили в идеальном мире, я бы сказал, что единственный осмысленный способ создавать сейчас ракетную компанию — это делать второй Starship или даже третий, потому что второй уже делают китайцы.

В сухом остатке вы хотите сказать, что «Байконур» сделает конкурентоспособным в этом мире космических скоростей только чудо?

В общем, да. Вспоминаю времена, когда я жил и работал в России, тогда появлялись разные российские частные космические компании, большинство из них погибали, и я пытался вывести для себя какой-то секрет успеха. И я говорил, что если мне принесут убедительный бизнес план о том, как компания за 10 лет выйдет на самоокупаемость и начнет заниматься стабильным бизнесом — я им скажу, что этот план нереалистичен.

Получается, всё, что остаётся Казахстану — просто начать что-то делать и надеяться, что это выгорит? Государство должно смириться, что космонавтика — это чёрная дыра для бюджета, которая может не принести никаких результатов, но вкладываться в неё всё равно нужно?

Понятно, что нельзя сказать, мол, извините, дорогие налогоплательщики, вот эти школы и библиотеки ещё лет десять стоят не отремонтированные, а мы тут вот будем закачивать ракету, которая не знаем, нужна ли кому-то вообще.

Я думаю, нужно искать либо международное партнёрство, либо частное коммерческое, либо частное-коммерческое-международное. Можно сказать, что вот у нас есть «‎Байтерек»‎, и мы открываем конкурс заявок на проекты — так, к примеру, Китай делает в своём проекте Международной научной лунной станции.
 
Послать письма африканцам, арабам, китайцам, предложить всем частным компаниям. И посмотреть, что будет. Дать понять Вселенной, если угодно, что Казахстан готов сотрудничать с любым партнёром, кто предложит реальное участие — не формальное, а взаимовыгодное сотрудничество.
Сейчас это как выглядит: «Роскосмос» пришёл в комплекс «‎Байтерек» и повесил амбарный замок. И даже если у кого-то есть идея сделать свой «Зенит», он не знает, что можно идти в «Казкосмос», договариваться, предлагать.
А если Казахстан чётко скажет: 2023-й год прошёл, где ракета? Нет ракеты, значит, мы будем искать новых партнёров. Более того, у Казахстана было запланировано 200 000 000 долларов на модернизацию этого космодрома под российскую ракету. Так почему бы не потратить их для другой ракеты и не начать на этом зарабатывать?
Байконур как город будет работать, обслуживать этот стартовый комплекс. А Россия хочет — остаётся на «Байконуре», не хочет — не остаётся. Это её личное дело. При этом Казахстан, запуская хоть свою, хоть любую другую ракету, не будет конкурировать с «Роскосмосом», потому что тот под санкциями.
 
Corvus, и зачем вы притащили это? Зеленый Кот не просто "вышел не в ту дверь" - он вышел с громким стуком, вопя в ЖЖ и на Ютюбе, что вот буквально еще 5 минут в "этой стране" и его бы упрятали в застенки. И что пока он сидел "тут" он был вынужден себя ограничивать, но вот за пределами на международном просторе он как развернется в полную силу как задышит демократическими молекулами. И что? Никому он "там" не нужен оказался. И сейчас наблюдается ползущая попытка вернуться и прикинуться что ничего не было. Не было позорного бегства с глумлением над остающимися.
И обидно, когда уважаемые люди типа Сурдина толи не понимают этого, толи действительно считают, что ничего страшного и тащат обратно (через свои видео, публикации) Виталика обратно.
#ау