О космосе - общая ветка

dbms, вы пишете что двигателей с полной газификацией раз-два и обчёлся.
Поясните пожалуйста для чайника: почему двигатель Шаттла работающий на водороде/кислороде не считается двигателем с полной газификацией? Не в жидком же состоянии эти газы реагировли друг с другом.
 
Реклама
Уже никто никуда не полетит...Но денежки собрали

Суд по гражданским делам кантона Базель-Штадт (Швейцария) признал банкротом компанию Mars One, которая планировала отправить туристов на Марс. Исходя из данных коммерческого реестра кантона, Mars One Ventures сейчас находится в стадии ликвидации.
Решение суда было вынесено еще 15 января, но впервые об этом стало известно 11 февраля из сообщения одного из пользователей Reddit. Позже основатель компании голландский бизнесмен Бас Лансдорп подтвердил эту информацию изданию Spacenews. Он сообщил, что занимается поиском решения, работая с администратором и инвестором.
Ландсроп также заявил, что банкротом стала только Mars One Ventures – компания, которая занималась продажей спонсорства и прав на вещание, обеспечивая часть дохода некоммерческого фонда.
Некоммерческий фонд Mars One, ответственный за проведение экспедиции на Марс, продолжит свое существование, хотя его финансирование без обанкротившейся фирмы становится неопределенным, заявил бизнесмен. На счетах фонда, по данным издания Еngadget, осталось порядка £20 тыс.
Mars One – это проект Ландсропа, с помощью которого он собирался создать колонию людей на Марсе. Для путешествия на красную планету отобрали 100 человек.
Экспедицию планировали превратить в реалити-шоу. Основные финансовые поступления ожидали от продажи прав его на трансляцию.
 
SDA, коротенько вот в вики хорошо сформулировано (RS-25 это как раз двигатель шаттла):
Several variants of the staged combustion cycle exist. Preburners that burn a small portion of oxidizer with a full flow of fuel are called fuel-rich, while preburners that burn a small portion of fuel with a full flow of oxidizer are called oxidizer-rich. The RD-180 has an oxidizer-rich preburner, while the RS-25 has two fuel-rich preburners. The SpaceX Raptor has both oxidizer-rich and fuel-rich preburners, a design called full-flow staged combustion.
 
dbms, в приведённом вами отрывке идёт речь о том какой тип смеси: перекисленная или недокисленная.
В Рапторе, как я понял, два типа смеси, которые видимо потом смешиваются

RomanS, же пишет про то, то топливо может быть в разных агрегатных состояниях "газ-газ" или "жидкость-газ".
И вы чуть выше упоминаете "схему с полной газификацией компонентов" как нечто редкое.
Я понимаю этот термин буквально и это говорит об агрегатном состоянии, а не о соотношении окислителя и восстановителя в смеси.

Поясните пожалуйста термин "схема с полной газификацией компонентов" и почему именно в Рапторе это так, а в старых двигателях на водороде/кислороде это не так.
Или я неправильно понимаю слово "газификация" в этом термине?
 
dbms, вы пишете что двигателей с полной газификацией раз-два и обчёлся.
Поясните пожалуйста для чайника: почему двигатель Шаттла работающий на водороде/кислороде не считается двигателем с полной газификацией? Не в жидком же состоянии эти газы реагировли друг с другом.
В любой ракете топливо хранится в жидком виде. Для того, чтобы компоненты топлива попали в камеру сгорания, их нужно подать туда турбонасосом. Рабоче тело для него - газ, который образуется из компонентов топлива в газогенераторе. В специальную камеру подается смесь, содержащая либо излишек горючего (восстановительный газ), либо излишек окислителя (окислительный газ). Эта смесь частично сгорает, но в основном испаряется из-за излишка одного из компонентов, а затем газ идет через турбину, которая качает топливо уже в главную камеру сгорания (в жидком виде естественно). Дальше варианты. Если генераторный газ после этого просто выбрасывать наружу, то получим открытый цикл. В этом случае оба компонента идут в камеру в жидком виде и да, так и реагируют (они предварительно распыляются, правда). Более эффективный вариант: не выбрасываем генераторный газ, а используем его в камере. Тогда газ (или кислый, или восстановительный), пройдя через турбину насоса, идет в камеру и там догорает, второй компонент качается из бака в жидком виде. Получается схема газ-жидкость. Так работает, например, РД-170 (керосин в жидком виде, кислород, пройдя через газогенератор и покрутив турбину, в газообразном). В RS-25 наоборот - кислород жидкий, водород газ (закрытый восстановительный цикл). Газ-газ - гораздо более экзотический случай, там газифицируются оба компонента. Есть два независимых газогеренатора - в один подается смесь с избытком горючего, в другой - с избытком окислителя. Потом оба газа идут в камеру, где и смешиваются. До сих пор, как тут уже писали, летающего образца такой схемы не было. Теоретически имеет свои преимущества, но технически трудная штука. Тут Маск, можно сказать, изменил сам себе. До сих пор намеренно опирался на проверенные и дешевые, пусть и не особо эффективные технологии, и вдруг взялся за самый хай-тек. Теоретически такой двигатель можно сделать на любом топливе, но на практике керосиновый двигатель никто так делать не станет: горячий восстановительный газ (испарившийся керосин) образует много гари, которая будет закупоривать трубопроводы. Поэтому, собственно, РД-170 использует окислительный газ: горячий кислород под давлением - тоже зверски неприятная штука, в нем горит вообще всё, но там выбора нет. С водородом и метаном проще - они гари не дают, можно использовать восстановительный газ (да и полную газификацию тоже).
Ну, где-то так... Надеюсь, не очень запутанно.
 
Последнее редактирование:
RomanS, спасибо за пояснение.
У меня возникло ещё вопрос:
Если сделали два газогенератора, как в Рапторе, то они оба работают на турбонасосы или как? Каждый качает свой компонент?
Или один качает, а втрой просто газифицируется?
 
RomanS, спасибо за пояснение.
У меня возникло ещё вопрос:
Если сделали два газогенератора, как в Рапторе, то они оба работают на турбонасосы или как? Каждый качает свой компонент?
Или один качает, а второй просто газифицируется?
Ну, формально насоса всегда два. Один качает горючее, второй - окислитель. Но обычно они приводятся одной турбиной, а тут можно сделать две, что в принципе тоже идет в плюс - чем дальше друг от друга компоненты топлива, тем лучше. Так что да, два газогенератора, к каждому своя турбина и свой насос. В Вики картинка есть. Видно два насоса (turbopump), два газогенератора (preburner). Заодно видно, как метан используется для охлаждения сопла, прогоняясь через рубашку вокруг него.
 
Последнее редактирование:
Тут Маск, можно сказать, изменил сам себе. До сих пор намеренно опирался на проверенные и дешевые, пусть и не особо эффективные технологии, и вдруг взялся за самый хай-тек.
тут он был практически вынужден, преимуществом выбранной схемы является более мягкий режим работы - температура и давление ниже, что для потенциального многократного использования весьма кстати
 
для тех кто в ладах с английским есть хорошее видео от старины Скотта, где он доступным языком объясняет отличия различных схем
 
На счетах фонда, по данным издания Еngadget, осталось порядка £20 тыс.
Mars One – это проект Ландсропа, с помощью которого он собирался создать колонию людей на Марсе. Для путешествия на красную планету отобрали 100 человек.
Экспедицию планировали превратить в реалити-шоу. Основные финансовые поступления ожидали от продажи прав его на трансляцию.
Задача выполнена, количество идиотов и их финансовые возможности выяснены.
 
Реклама
а про историю создания и детали работы РД-270 можно (на русском) почитать тут - РД-270 (8Д420)
там же кстати есть и описание РД-170

из интересного например про РД-270:
В ОКБ-456 традиционно широко использовалась отработка агрегатов нового двигателя в составе экспериментальных ЖРД, создававшихся на базе ранее разработанных. Для доводки агрегатов двигателя РД-270 такая схема оказалась неприемлемой как из-за принципиально новой схемы, так и из-за размерности агрегатов. Из-за высоких давлений и больших расходов для проведения автономных испытаний в условиях, близких к натурным, были необходимы уникальные стенды, на проектирование и строительство которых потребовалось очень много времени и средств. В итоге объем проверочных испытаний агрегатов двигателей был существенно меньше того, что имело место при доводке других двигателей разработки предприятия. Даже в планах отсутствовали автономная отработка камеры, двух газогенераторов и ТНА на режимах, близких к натурным, Отработка этих агрегатов предусматривалась уже в составе двигателя. Этим объясняется сравнительно малый темп и низкая успешность первых испытаний двигателя.
а Спейс Икс допилили имеющийся у НАСА тестовый стенд в Stennis Space Center чтобы он мог работать с метаном, обкатали и проверили на нем вычислительные модели, и значительную часть доводки перенесли в виртуальную реальность
 

Оппортьюнити – всё.
Больше попыток восстановить связь предпринимать не планируется.

Официальная пресс-конференция будет в течение дня.
 
«Роскосмос» намерен в 2019 году сократить финансирование проекта космического телескопа «Спектр-УФ» в три раза, а в 2020 году — еще в десять раз, что фактически остановит работы по созданию «русского "Хаббла"». Об этом сообщил РИА Новости заместитель научного руководителя проекта, заместитель директора Института астрономии РАН Михаил Сачков.
«Если на один год есть какой-то провал [финансирования], то это не совсем катастрофа. Катастрофа — это когда на три года провал, тогда уже никакое внутреннее кредитование невозможно. Сейчас получается так», — сказал ученый.

По его словам, участники проекта «Спектр-УФ» получили письмо от «Роскосмоса», где предлагается в 2019 году «подписанный контракт сократить в три раза, 2020 год от планируемого сократить в десять раз, а от исходного финансирования — в 15 раз». «Самое печальное, что и в 2021 году тоже почти нулевое финансирование», — добавил Сачков.
Замдиректора института отметил, что если «раньше нам казалось дикостью в два раза снижение финансирования, то теперь сокращение в десять раз — норма».
 

Оппортьюнити – всё.
Больше попыток восстановить связь предпринимать не планируется.

Официальная пресс-конференция будет в течение дня.

Хорошая машинка была...

В NASA отмечают, что последний успешный сеанс связи с марсоходом был в июне 2018 года, после чего контакт с Землей был прерван из-за сильной пылевой бури.
Инженеры произвели "более тысячи" попыток запустить Opportunity, но безуспешно.
"Мы определили, что вероятность получения сигнала слишком мала для продолжения усилий по восстановлению", – подчеркнул менеджер проекта Mars Exploration Rover Джон Каллас.
Оpportunity был доставлен на Марс в 2004 году вместе с аппаратом-"близнецом" Spirit. Марсоходы были рассчитаны на 90 земных суток работы, однако прослужили значительно дольше. Spirit застрял в песке в 2009 году и после безуспешных попыток освободить его марсоход признали утерянным. Opportunity продолжал исследование планеты.
В августе 2018 года стало известно об исчезновении Opportunity. В NASA считают, что причиной могла стать пылевая буря, из-за которой солнечная батарея не смогла перезарядиться и вошла в спящий режим. Ученые опасались, что марсоходу не хватит мощности, чтобы продолжать работу.
В сентябре орбитальная станция Mars Reconnaissance Orbiter нашла марсоход на склоне кратера Индевор. Установить связь с ровером не удалось.
 
Телестудия Роскосмоса:
Солнечный парус – энергия космоса
08 февраля 2019
Идею перемещения в космосе с помощью «солнечного ветра» высказал в начале прошлого века один из основоположников ракетостроения Фридрих Цандер. В конце XX идею воплотили в жизнь советские и российские инженеры. Эксперимент получил название «Знамя-2»...

 
Роскосмос:
«Спектр-Р»: миссия продолжается
15 февраля 2019 года состоялось заседание Государственной комиссии по рассмотрению хода летных испытаний космического аппарата «Спектр-Р» (Радиоастрон).

Государственная комиссия, заслушав доклады представителей ракетно-космической отрасли и научного сообщества, приняла решение продолжить работы по установлению связи с космическим аппаратом (КА) «Спектр-Р» до 15 мая 2019 года. С этой целью КА «Спектр-Р» передан НПО им. Лавочкина для проведения работ по программе Главного конструктора.

В начале января КА «Спектр-Р» перестал выходить на связь с Центром управления полетами. В течение месяца специалисты Роскосмоса/НПО им. Лавочкина пытались восстановить контроль над аппаратом. Несмотря на отсутствие на настоящий момент связи с КА, по оценкам специалистов, существует вероятность, что контакт с КА можно восстановить, поскольку одной из причин может быть накопленная радиация. По косвенным данным основные системы космического аппарата функционируют, аппарат находится в работоспособном состоянии.

КА «Спектр-Р» (Радиоастрон) проработал в интересах научного сообщества в 2,5 раза дольше запланированного срока и перевыполнил все основные возложенные на него функции в качестве источника ценных научных данных о нашей Вселенной. В 2019 году будет запущен КА «Спектр-РГ», который создаст карту Вселенной, где будут отмечены все крупные скопления галактик. С помощью этого аппарата ученые всего мира смогут ответить на вопрос – как происходила эволюция галактик. Также продолжаются работы над другими научными аппаратами данной серии – «Спектр-УФ» и «Спектр-М».

Юрий Ковалёв, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией АКЦ ФИАН опубликовал на портале trv-science.ru материал, в котором рассказывает об открытиях в астрофизике, сделанных при помощи «Спектр-Р»: Проект «Радиоастрон»: итоги работы
 
Последнее редактирование:
Несколько занятных фактов о «полезной нагрузке» первого полета Falcon Heavy. То есть, про автомобиль Тесла.

Это инсайд от работника SpaceX, утащен с реддита, поэтому - на английском. Размещать англоязычный текст на форуме - не комильфо, но уж больно меня позабавили некоторые факты ) Так что спрячу под спойлер. Интересующиеся прочтут, если что Google translate в помощь (y)

Inside Starman’s space suit is a poseable, full body, foam dressmakers dummy. It went through vacuum chamber testing to make sure it wouldn’t blow up and look funny. The inside of the helmet face shield is painted black so you can’t see the dummy’s face. Starman’s hands are stitched to the door and steering wheel with thick thread. They did pull tests with a tension gauge to make sure it was secure. The Tesla Roadster is completely gutted. No battery, suspension, drive train. Just a shell. The tire has big hole drilled in it to vent pressure. Only the one tire visible in the camera view was mounted. The camera angles went through several changes until Elon was satisfied they looked good. The tiny roadster on the dash is a Hot Wheels model, and it is just glued in place with strong epoxy.
 
Роскосмос:
18.02.2019 14:24
ТПК «Союз МС-12» прошёл проверку в вакуумной камере
На космодроме Байконур продолжается подготовка к запуску транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-12».

Завершена проверка систем и отсеков корабля на герметичность в модернизированной вакуумной камере с использованием гелиево-воздушной среды. Затем «Союз МС-12» был перевезён на стенд, где проводится подключение корабля к наземным проверочным системам.

Запуск корабля «Союз МC-12» намечен на март 2019 года. В экспедицию на Международную космическую станцию отправится экипаж в составе Алексея Овчинина (Роскосмос), Тайлера Никлауса Хейга (NASA) и Кристины Хэммок Кук (NASA).
 
Реклама
Роскосмос:
19.02.2019 09:07
Роскосмос и Space Adventures подписали контракт на полет двух космических туристов
Госкорпорация «Роскосмос» и американская компания «Space Adventures, Inc.» подписали контракт об осуществлении краткосрочных космических полётов на Международную космическую станцию (МКС) двух непрофессиональных космонавтов на одном корабле. Полет на борт станции состоится до конца 2021 года.

Роскосмос и Space Adventures сотрудничают в области космического туризма с 2001 года, когда на орбиту полетел первый космический турист — Денис Тито. Всего за это время по программе космического туризма в космосе побывало 7 человек, а Чарльз Симони побывал на борту МКС два раза.

Заключение указанного контракта позволит дополнительно «загрузить» производственные мощности РКК «Энергия», РКЦ «Прогресс», ЦЭНКИ и другие предприятия ракетно-космической промышленности. Предприятия отрасли уже приступили к созданию транспортного пилотируемого корабля «Союз МС» и ракеты-носителя «Союз-2» для полета туристов в космос. Выполнение всех работ по созданию космической техники будет осуществляться за счет средств космических туристов.
 
Назад