О принципах эффективного взаимодействия Разработчика сложной техники и Заказчика

Реклама
Такие оптические детали без покрытия можно сделать в любой промышленной оптической мастерской (только не "очковой" - там очень специфическое оборудование) или оптическом цехе, которые есть во всех НИИ, КБ и заводах, хоть как-то связанных с разработкой и производством оптических приборов. Таких мест в Москве - не один десяток.
это они себе делают, вряд ли на сторону? По всяким корпусам-панелям - куча мест где делают кому угодно - приносишь чертеж - уносишь изделие, а по оптике не встречал такого. Правда неактуально сейчас, но все же интересно.
 
это они себе делают, вряд ли на сторону? По всяким корпусам-панелям - куча мест где делают кому угодно - приносишь чертеж - уносишь изделие, а по оптике не встречал такого.
Да нет, с оптикой в принципе то же самое. Так, в моем НИИ - оптический цех с участком напыления вакуумных оптических покрытий на опытном заводе, а также несколько маленьких оптических мастерских и 2 или 3 (точнее не знаю) напылительные лаборатории в отделах НИИ. И все это в основном загружено работой по тематике НИИ, но заведомо берут и мелкие заказы со стороны.

Более того, я не поленился позвонить одному из своих клиентов и полюбопытствовал, как именно они делают оптику. Ответ подтвердил мои ожидания. Этот клиент - частная фирма, занимающаяся разработкой и производством хитрых лазеров для науки и сервисных приборов к ним, значительная часть продукции - на экспорт в США, Японию, Корею и т.п. Так вот, у их соседей (другая приборостроительная фирма, НЯЗ, занимающаяся ультрамикроскопами) - небольшая оптическая мастерская, где все соседи заказывают несложную оптику без покрытий. А все, что посложнее, а также покрытия для оптики местного изготовления, заказывают на стороне - в основном у нас, а также в ФИАНе.

Вообще, оптический ширпотреб (фотоаппараты и бинокли), который почти умер в РФ, - это даже не надводная часть айсберга оптической промышленности, а, скорее, снег на поверхности этого айсберга:D. В СССР было 29 оптико-механических НПО, ПО и отдельных заводов, входивших в 12 ГУ МОП СССР (не путать с 12 ГУ МО СССР-РФ, которое занимается хранением ядерных боеприпасов:confused2:). И среди них - такие монстры, как ЛОМО, БелОМО, Арсенал (Киев), УОМЗ (Свердловск), на каждом из которых работали десятки тыс. чел. На Красногорском Механическом Заводе, известном населению фотоаппаратами "Зенит", раньше работало 15 тыс. чел. - а это завод только 2го ряда по размерам...

Вся эта отрасль в основном делала разнообразнейшие военные прицельные, наблюдательные и топографические приборы, оптические ГСН и т.п., а также колоссальную номенклатуру профессиональных гражданских приборов - теодолиты, разнообразные промышленные и медицинские микроскопы, разнообразные спектральные приборы и т.д. и т.п. И многое шло на экспорт. В конце концов, до 20% стоимости современного танка - это обзорно-прицельный комплекс, в котором по несколько прицелов и визиров с ПНВ, пара лазерных дальномеров, тепловизор, гиростабилизатор пушки и др. А перископ подводной лодки - посложнее астрономического телескопа умеренного калибра.

Сейчас объемы производства сократились во много раз, но многие заводы живы и работают. В частности, Красногорский завод вовсю пашет, хотя с кадрами - большая проблема: разбежавшихся в середине 90х не вернуть, молодежи не хватает, и организованно завозят сменные бригады из Белоруссии, которые работают вахтовым методом (вроде по месяцу?):confused2:.
 
Последнее редактирование:
Вообще, оптический ширпотреб (фотоаппараты и бинокли), который почти умер в РФ, - это даже не надводная часть айсберга оптической промышленности, а, скорее, снег на поверхности этого айсберга
В качестве экстремального примера изделий советской оптической промышленности можно привести объектив "Мезон-2А" для спутниковых фотокамер: диаметр входного зрачка 600 мм, общая масса около 500 кг. Разработан примерно 40 лет назад.
 
ЛевМих, ради интереса - освоено ли в РФ производство микроболометрических матриц в серии и каков порядок цен на производство длиннофокусной оптики из германия?
 
xoid, тут я совершенно не в курсе:confused:.
У меня при жизни был только один эпизод участия в тепловизоре, но с охлаждаемой полупроводниковой матрицей. Да и то меня привлекли (сверхурочно за сугубую мзду) лишь к разработке специального малошумящего видеоусилителя для испытаний этой матрицы, когда "основной состав" это дело провалил, и надо было срочно спасать положение. Все сделали за 1,5 м-ца, но сразу после испытаний у меня случился второй инфаркт :cry:. ИМХО, не случайно:confused2:.
 
Про физику

... такой предмет, как физика, у врачей преподаётся только на 1 курсе - и галопом. Высшая математика и вовсе не преподавалась, когда я училась. Если бы вы слышали, какие стенания вызвало внедрение вышки для стоматологов ...
Проблема не в том, что врачи не знают основ физики и математики - хотя это тоже не способствует...
Конечно, чем лучше клиент знает физику, тем проще обсуждать с ним принцип действия и технические характеристики разрабатываемого прибора. Но все-таки, ИМХО, это не главная проблема. Так, я много раз обсуждал устройство и принципы работы наших приборов для контроля оптических покрытий с разными заводскими технологами по оптическим покрытиям - и их образования (часто это был всего лишь химический техникум) хватало, чтобы понять суть дела.
Не могу молчать (С). Разумеется, физика – основа всякой техники, и потому больше других естественных наук способствует единомыслию в самых разных технических вопросах. Но, в то же время, общая физика («общая» - в отличие от т.н. «теоретической») – самая простая, самая наглядная и самая естественная из всех естественных наук:D.

Это не просто мое ИМХО, а это истинная правда, поскольку в общей физике очень мало фактов, которые надо вызубрить (в отличие от биологии, географии и т.д.), а все выводится из весьма ограниченной совокупности наглядных основных законов простыми логическими действиями (в отличие от геометрии, где надо умственно напрягаться). Я твердо уверен, что любой вопрос по устройству и принципу действия любого технического устройства можно объяснить любому здравомыслящему человеку из европейской цивилизации (т.е., в принципе знакомому с логикой и признающему самостоятельность материального мира), если он хочет это понять и готов слушать и вникать, даже если его физическое образование – в пределах 7-8 классов:confused2:.

В моей практике было 2 эпизода, когда мне пришлось знакомить с физикой (на уровне не ниже продвинутой средней школы) взрослых людей, у которых в школе после 7го класса вообще не было физики, - и за весьма ограниченное время было достигнуто полное понимание предмета:D. Поскольку обе истории, ИМХО, забавные и поучительные, расскажу их.

1. Когда мне было слегка за 20 (4 или 5 курс), одна моя знакомая слезно попросила меня помочь ей ознакомиться с физикой. Эта знакомая, моя ровесница, в свое время окончила художественную спецшколу и была вольной художницей, но надумала поступать в ВУЗ - Строгановское художественно-промышленное училище, а поскольку оно «промышленное», то там один из экзаменов – физика. Однако в школе у них физика закончилась 7м классом – уволился учитель, и начальство решило, что не надо умножать сущности:D.

Мы занимались 3 дня с утра до вечера и рамочно прошли весь курс школьной физики. Разумеется, я концентрировался в основном на ключевых моментах, пропуская подробности, которые достаточно описаны в учебнике. И я максимально пользовался бытовыми аналогиями и наглядной агитацией.

Так, для наглядного знакомства с электромагнетизмом, я быстро разобрал электробритву с коллекторным двигателем и все научные слова иллюстрировал, тыкаясь в соответствующую часть двигателя: вот здесь магнитное поле, ток в обмотке течет туда, по правилу такой-то руки на него действует сила в эту сторону и потому ротор должен вращаться в этом направлении. Потом я включил бритву, и мы убедились в торжестве науки:).

В конце занятий я пролистал школьные учебники и отметил, на что обратить особое внимание при закрепляющем чтении оных. После этого у нее было 3 дня на самоподготовку. В результате она получила заслуженную пятерку на экзамене:D.

2. В 95 г. я попал в больницу. Соседом по палате был 27-летний филолог Кеша, который также закончил какую-то сугубо гуманитарную спецшколу, и для него физика также закончилась в 7 классе. Но Кеша был любопытен и задавал мне разнообразные вопросы о природе вещей, на которые я отвечал серьезно, проводя необходимый ликбез по физике, без бумажки и с умеренной жестикуляцией. Основные принципы – от простого к сложному, максимум наглядных примеров и аналогий («Вот и у птичек также» (С)).

Я хорошо помню логическую схему моего ответа на вопрос о физическом происхождении музыки: почему поет струна скрипки и почему звучит органная труба. Эта схема была следующая.

1) Достаточно системный ликбез по основам колебаний и волн применительно к музыке:
- колебания грузика на пружинке,
- основное колебание струны как обобщение грузика на пружинке,
- распространение волн в длинной струне, на воде и в воздухе,
- стоячие волны в струне и высшие гармоники струны, тембр звука,
- резонатор Гельмгольца как аналог грузика на пружинке (это «кувшин», в котором роль грузика играет масса воздуха в горлышке, а пружинки – упругость воздуха в объеме),
- корпус скрипки как резонатор Гельмгольца,
- органная труба как резонатор, основное колебание и высшие гармоники трубы.

2) Минимальный ликбез по возбуждению автоколебаний в протяженных объектах:
- рост бугров и ям на снежной горке при ее эксплуатации (при исходном наличии неровностей, лыжник или санки движутся по слегка волнообразной траектории и, как следствие, все меньше давят на снег на буграх и все больше – в ямках),
- более общий случай – образование волн на границе раздела двух сред, движущихся относительно друг друга вдоль этой границы (в разделе теоретической физики «Механика сплошных сред» это явление торжественно называется «неустойчивость тангенциального разрыва»),
- пример проявления «неустойчивости тангенциального разрыва» - образование волн на воде под действием ветра.

3) Наконец, закономерный итог - возбуждение автоколебаний в музыке по аналогии с волнами на воде:
- возбуждение колебаний струны под действием скольжения смычка по струне (на самом деле тут важнее трение),
- возбуждение колебаний воздуха в органной трубе под действием постоянного потока воздуха из воздуходувки.

Это объяснение заняло полдня (а делать все равно было нечего), но зато завершилось полным пониманием сути дела сугубым гуманитарием Кешей.:D
 
Последнее редактирование:
1. Когда мне было слегка за 20 (4 или 5 курс), одна моя знакомая слезно попросила меня помочь ей ознакомиться с физикой. Эта знакомая, моя ровесница, в свое время окончила художественную спецшколу и была вольной художницей, но надумала поступать в ВУЗ - Строгановское художественно-промышленное училище, а поскольку оно «промышленное», то там один из экзаменов – физика. Однако в школе у них физика закончилась 7м классом – уволился учитель, и начальство решило, что не надо умножать сущности.
Мы занимались 3 дня с утра до вечера и рамочно прошли весь курс школьной физики.
В результате она получила заслуженную пятерку на экзамене.
Как странно! Только вчера на городском форуме пришлось рассказать аналогичную историю, произошедшую с моей дочерью. Слово в слово. В 9 классе ей пришлось сдавать в обязательном порядке физику, чтобы попасть в профильный класс.Я совершенно не волновалась, по физике у неё была твердая пятерка.А она нервничала все больше, за 4 дня до экзамена выяснилось, что по физике ребенок ни в зуб ногой.Учительница, мягко говоря, плохо разбиралась в физике и, как выяснилось, в математике:D " Мама, ты представляешь, как она нас учит вычислять квадрат числа пятнадцать? Десять умножить на десять и прибавить пять умноженное на пять!" ......
Наше счастье, что нашелся талантливый студент из педагогического университета, который за 4 занятия сумел объяснить ребенку физику, экзамен был сдан на отлично.
:facepalm:У меня до сих пор в голове не укладывается, как учитель физики может настолько не знать математику :facepalm:
Проблема не в том, что врачи не знают основ физики и математики - хотя это тоже не способствует...
проблема в том, что у нас сейчас некоторые учителя физики не знают физику и математику, к сожалению

извините, что не сдержала эмоций, задели за живое:pivo:
 
освоено ли в РФ производство микроболометрических матриц в серии
Насколько знаю - нет, но есть предприятия которые собирают тепловизионные модули, например http://www.thermoframe.ru/index.html.
зы. интересно, а какая связь между болометрами и длиннофокусной оптикой, они ведь не "дружат" между собой.
 
Реклама
Мне интересен следующий вопрос по теме ветки - о неформальных "алгоритмах" согласования цены на "научно-техническую продукцию" (разработка и/или поставка), не являющуюся настолько типовой, чтобы эта цена была в каком-то прайсе. Т.е., у меня есть "любительское" мнение по этому вопросу, но я готов его поправить. А именно, у меня давно сложилось впечатление (из личного опыта и разной "рассеянной" информации), что можно выделить следующие 3 модели поведения в торге (названия - условные, но они, ИМХО, сильно коррелируют с ареалом распространенности соответствующей модели).

1. "Американская" модель: спрашивают цену, если она устраивает - запрашивают счет, контракт и т.п., а если не устраивает, то даже не отвечают. Последнее меня просто коробит - я привык воспринимать как хамство полное отсутствие какой-либо реакции (хотя бы да-нет) на сообщение, предполагающее ответ.

2. "Восточная" (и/или "южная"?) модель: исходная цена заведомо очень сильно завышена, и очень важен процесс торговли (часто весьма эмоциональный). А основания для скидки могут быть самыми разными, в т.ч., не имеющими нникакого отношения к предмету торга. Мне эта модель глубоко чужда своей иррациональностью и избыточной эмоциональностью.

3. "Европейская" (или североевропейская?) модель: исходная цена умеренно завышена, изначально предполагается возможность скидки, но эта скидка должна иметь рациональные основания. И процесс торга - это взаимные поиски такого основания для взаимовыгодной скидки. Во многом это поиск возможности взаимовыгодных партнерских отношений и деления риска (оптовая скидка с поставочной цены - тривиальный частный случай, и шкала такой скидки часто изначально предлагается).

В своих коммерческих делах (заказные разработки и/или разовые или мелкосерийные поставки) я всегда стараюсь действовать именно по варианту, который я обозвал "европейским", и даже отказываюсь от отношений с теми немногими клиентами, которые категорически отрицают такой подход. Именно поэтому я так напирал в этой теме на взаимопонимание и взаимное доверие между Разработчиком и Заказчиком, очевидно, очень важные для этой модели торга (и одна из задач такого торга - это повышение взаимного доверия). Но меня очень интересует мнение людей, профессионально занимающихся бизнесом. Спасибо.
 
почему не дружат? Вроде очень даже дружат
О чем и речь, у оптических систем болометров относительное отверстие 1:1. Фокус 225, следовательно поплыли габариты (290) и масса (4 кг) и это только один модуль. Добавляем корпус, опорно-поворотное, начинка (питание, охлаждение, обогрев и тд) ..., поэтому, как правило, болометры используют для систем, дальность распознавания которых - до 1000 м. На бОльших дальностях лучше использовать охлаждаемые, но тут цена и возможность их приобрести (здесь уже выходит на первый план политика).
 
Последнее редактирование:
Но меня очень интересует мнение людей, профессионально занимающихся бизнесом.

Если интересует мнение человека с низким интеллектом, но тем не менее уже 15 лет занимающегося бизнесом, то пожалуйста:

Мы пишем софт и довольно часто получаем запросы на заказные разработки. Это очень похоже на заказную разработку железок. В первую очередь надо понимать, что:

1. С Вами контачит не владелец компании и даже не технарь. Заказами таких вещей обычно занимается менеджер, которому технари спустили задачку, а финансисты выделили бюджет. В этих рамках он и будет крутиться, пытаясь договориться. Как он это делает - да, национальные особенности :)

2. Для начала надо выяснить бюджет, с этой информацией принимать решение существенно проще. Иногда бюджет озвучивают сразу же.

В первую очередь мы оцениваем сложность задачи и справимся ли мы с ней вообще. Разработчики сильно загружены текущими задачами и чтобы сподвигнуть нас на заказную разработку, надо или предложить много денег или эта задачка будет интересна нам самим. Компании, которые занимаются только заказными разработками, поступают проще: у них почасовая оплата времени специалистов, которые занимаются задачей. Т.е. тот самый прайс лист, но не на решения, а на время.

В плане общения мне "европейская" модель тоже ближе.
 
Назад