Обрабока ВС ПОЖ. Куча вопросов.

In Utero

Новичок
Доброго времени суток!
Я студент РХТУ им. Менделеева, пишу диплом на кафедре мембранных технологий, но так уж вышло, что тема еще и связана с авиацией, а в этом я полный профан.

Меня интересуют несколько вопросов:

1. Раствор ПОЖ готовится индивидуально для каждого ВС в соответствии с текущими погодными условиями или изменение состава раствора ПОЖ происходит посезонно?
2. Компании, предоставляющие услуги обработки ВС ПОЖ перед вылетом как правило работают с одной и той же ПОЖ или для каждого "клиента" используется своя ПОЖ? (В дальнейшем хотелось бы "работать" только с Арктикой ДГ)
3. Какой объем раствора (в среднем) выливается на ВС и сколько его стекает / сколько остается на ВС ?
4. Сколько времени занимает обработка ВС ПОЖ? (желательно для наиболее часто встречающихся моделей ВС)
5. Проходит ли обработка во время дождя? Как влияет дождь на качество обработки ВС ПОЖ?
6. На каком покрытии обычно происходит обработка? Для этого отведены специальные площадки? Какие размеры площадки для обработки самого большого из часто встречающихся ВС ?
7. Как обычно организован сбор стоков? Сток идет в канализацию (за что платится куча денег водоканалу) или выливается в окр. среду (за что отстегивают "зеленым") ?
8. Какие требования к воде, используемой для приготовления рабочего раствора ПОЖ? (жесткость карбонатная, жесткость общая, железо растворенное, общее солесодержание, pH, уд. сопротивление и др.)
9. ПОЖ Тип I и Тип II. Что это и в чем отличие?

Вот, в принципе, основные вопросы. Буду невероятно благодарен, получив на них ответы. Или хотя бы ссылки/названия изданий, где можно об этом почитать.

Заранее большое спасибо!
 
Последнее редактирование:
Реклама
1. Раствор ПОЖ готовится индивидуально для каждого ВС в соответствии с текущими погодными условиями или изменение состава раствора ПОЖ происходит посезонно?
Если под "раствором" понимается применение ПВК-жидкости вместе с горячей водой, то — да. При температурах наружного воздуха выше минус 5°Ц с самолёта сначала могут удалить снег\обледенение горячей водой, потом облить горячей жидкостью (или сразу смесью воды с жидкостью). При температурах ниже -5° обработка только горячей (до +60°Ц) жидкостью.
2. Компании, предоставляющие услуги обработки ВС ПОЖ перед вылетом как правило работают с одной и той же ПОЖ или для каждого "клиента" используется своя ПОЖ?
Все производители ВС стремятся к стандартизации: одной и той же жидкостью обрабатывают всех. Есть, конечно, "отщепенцы", для которых стандартные жидкости не сертифицированны, но это уже их проблемы — завозят и хранят "свою" жидкость за свой счёт.
3. Какой объем раствора (в среднем) выливается на ВС и сколько его стекает / сколько остается на ВС ?
Стекает около половины (на глаз — чуть больше половины).
По личной статистике:
Як-40 — 40...100литров (в зависимости от от метеоусловий, чем ниже температура и, чем больше льда\снега на обшивке, тем больше жидкости уходит). Был случай, когда тонну вылили (минус 25°Ц после двухсуточной стоянки под мокрым снегом, но это уже экстраординарность).
Ан-24 50...150л
Ту-134 — порядка трёх сотен.
4. Сколько времени занимает обработка ВС ПОЖ? (желательно для наиболее часто встречающихся моделей ВС)
Самолёты класса Як-40/Ан-24 10...15минут. Ту-154 — до получаса (ветер сильный, например), но обычно укладываются в 20...25мин.
Современные "элефанты" справляются за 10...15минут даже для А320/Ту-154
5. Проходит ли обработка во время дождя?
...если в облаках прогонозируется обледение (температура у земли +5° и ниже), то да.
Как влияет дождь на качество обработки ВС ПОЖ?
Практически никак. Жидкость очень вязкая.
6. На каком покрытии обычно происходит обработка? Для этого отведены специальные площадки?
В цивилизованных портах да. Но обычно прямо на стоянке после закрытия дверей..
7. Как обычно организован сбор стоков? Сток идет в канализацию
В дренаж.
Во Франкфурте, вроде, организован сбор, сепарация и повторное использование, но утверждать не буду.
8. Какие требования к воде, используемой для приготовления рабочего раствора ПОЖ? (жесткость карбонатная, жесткость общая, железо растворенное, общее
На практике — обычная вода из с-мы водоснабжения.
9. ПОЖ Тип I и Тип II. Что это и в чем отличие?
В эффективности. Одна — разбавленный вариант другой.
Ссылок нет — всё из головной каши и скромного, но опыта.
 
почитайте ссылки (англ.), будут вопросы, продолжим ;) .
ПОЖ Арктика-ДГ выпускает российская фирма Арктон г. Нижнекамск (Татарстан), попробуйте с ними поговорить. Они в принципе, без проблем идут на контак, даже мне один раз ответели по Новосибирску.
 
Последнее редактирование:
Спасибо! Почитал инструкцию Арктики ДГ. Нашел частичные ответы на некоторые вопросы. и запутался...

Когда и где происходит образование СЛО? Во время полета или на земле? С какой целью проводят ПОО? Для предотвращения образования СЛО в воздухе и/или на земле? (Про негативное влияние СЛО на аэродинамику знаю, еще почитаю. ПОО также проводят для удаления СЛО) В каком случае образование СЛО более интенсивное?

1. Раствор ПОЖ готовится индивидуально для каждого ВС в соответствии с текущими погодными условиями или изменение состава раствора ПОЖ происходит посезонно?
Если под "раствором" понимается применение ПВК-жидкости вместе с горячей водой, то — да. При температурах наружного воздуха выше минус 5°Ц с самолёта сначала могут удалить снег\обледенение горячей водой, потом облить горячей жидкостью (или сразу смесью воды с жидкостью). При температурах ниже -5° обработка только горячей (до +60°Ц) жидкостью.
Я имею ввиду, готовится ли раствор отдельно для каждого ВС? Или есть стандартные "заготовки" для отдельных сезонов?
Что такое ПВК-жидкость?

Современные "элефанты" справляются за 10...15минут
"Элефанты" - машины, для проведения ПОО?

Проводят ли ПОО в закрытых ангарах на установках типа автоматической автомойки или всегда снаружи и вручную?

сбор, сепарация и повторное использование
В этом, собственно, и суть диплома... только все на бумаге.

Сток идет в дренаж...
а дальше куда?

Можно узнать примерную цену Арктики ДГ? На сайте производителя пишут, что цена договорная...
 
In Utero сказал(а):
Я имею ввиду, готовится ли раствор отдельно для каждого ВС?
машина ПОО стоит в определённом месте, по возможности, на пути следования самолётов на старт. Самолёты стоят в очереди на обработку. По каналам радиосвязи, дядя из машины ПОО вызывает борт на обработку. Самолёты с пропеллерами обрабатывают до запуска двигателей и обычно на стоянках.
In Utero сказал(а):
Сток идет в дренаж...
а дальше куда?
на Западе фильтруется.
 
Последнее редактирование:
Когда и где происходит образование СЛО? Во время полета или на земле?
Что есть "СЛО"? "Снего-ледовые Образования"?
И во время полёта и на земле.
На земле — при выпадении мокрого снега или при резких понижениях температуры и влажном воздухе.
В полёте — при снижении самолёта из холодных и сухих слоёв атмосферы в тёплые и влажные; при входе в облака с переохлаждённой водой (или при пролёте через переохлаждённый дождь, сырой снег, етц); при полёте в температурах в диапазоне.+5°Ц...—10°Ц при температуре, близкой точке росы. Уф. Может, что ещё забыл.
С какой целью проводят ПОО? Для предотвращения образования СЛО в воздухе и/или на земле?
Для удаления и дальнейшего предотвращения. Срок схода жидкости с обшивки — порядка 15...30минут, но в советские времена Ан-24ые, приходившие в Горький из Прибалтики (1000+ км лёта) приземлялись ещё с плёнкой жидкости на обшивке, что, безусловно, перебор для нынешних тонких профилей, но Ан-24му не страшно, наверное.
В каком случае образование СЛО более интенсивное?
В случае переохлаждённой воды и высокой скорости полёта.
Я имею ввиду, готовится ли раствор отдельно для каждого ВС? Или есть стандартные "заготовки" для отдельных сезонов?
Стандартные для разных температур наружного воздуха, как я писал в первом постинге. Наготове обе.
Что такое ПВК-жидкость?
Противокристаллизационная.
"Элефанты" - машины, для проведения ПОО?
Да. Специализированные машины с "пистолетом", управляемым из кабины или вручную из корзины; корзина с пистолетом подвешены на "кривой руке"; в "походном" положении корзина с сегментом "руки" свисает перед кабиной, как хобот. Не знаю — "элефант" — жаргонизм или официальная марка.
Проводят ли ПОО в закрытых ангарах на установках типа автоматической автомойки
Нет.
или всегда снаружи и вручную?
Вручную, к счастью, всё реже. Но в портах со старой техникой — увы, ручками.
Можно узнать примерную цену Арктики ДГ? На сайте производителя пишут, что цена договорная...
Для авиакомпании обойдётся от 22000...25000 росс.рублей/тонну. Какова поставочная цена от производителя — не могу сказать.
 
Elephant - название официальное. Написано на стреле Элефанта.

Есть замечательный документ изданный Airbus - Getting to grips with Cold Weather Operations. Там все детально расписано. Поищите в Гугле. Удачи!
 
Последнее редактирование:
Экзот сказал(а):
Для авиакомпании обойдётся от 22000...25000 росс.рублей/тонну. Какова поставочная цена от производителя — не могу сказать.
Как и говорил мне один чел еще 3 года назад, грубо говоря - литр-доллар.
 
Реклама
Три года назад врал этот чел., как сивый мерин. Хотя, конечно, при прохождении через парочку-тройку провайдеров, стоимость с тогдашних 18...20т.р. могла доползти и до 22...25...
 
In Utero сказал(а):
Проводят ли ПОО в закрытых ангарах на установках типа автоматической автомойки или всегда снаружи и вручную?
К сказанному коллегами могу добавить, что видел когда-то фотку установки ускоренной (чуть-ли не автоматической) обработки самолета ПОЖ. В кадре был ЕМНИП какой-то из MD80. Сама установка - здоровая "П"-образная рама (пролет между опорами больше размаха крыла на несколько метров) с установленными на ней форсунками (ЕМНИП, форсунки на телескопических штангах). Не помню, была ли установка на рельсах (т.е. фактически стационарной) или просто на колесах.

Т.о. можно говорить о некоем отдаленном сходстве с автомойкой, но всё равно - все работы на открытой площадке. 8-)
 
Black Cat сказал(а):
Не помню, была ли установка на рельсах (т.е. фактически стационарной) или просто на колесах.
ЕМНИП, собирались ставить где то перед предварительным. Стало быть, стационарная.
Видел (на фото) вариант с ездящей по верхней перекладине "кривой рукой" с распылителем..
 
Экзот сказал(а):
Три года назад врал этот чел., как сивый мерин. Хотя, конечно, при прохождении через парочку-тройку провайдеров, стоимость с тогдашних 18...20т.р. могла доползти и до 22...25...
Не исключаю, что это была цена продажи налево. НО речь была про SVO.
 
Eduard сказал(а):
Не исключаю, что это была цена продажи налево. НО речь была про SVO.
Да не, наоборот — при поставке через одного...двух провайдеров цена может возрасти заметно. Например, уверен, что при снабжении на стоянке ГосНИИ ГА цена облива выше, чем на "большом" перроне.
 
Black Cat сказал(а):
К сказанному коллегами могу добавить, что видел когда-то фотку установки ускоренной (чуть-ли не автоматической) обработки самолета ПОЖ. В кадре был ЕМНИП какой-то из MD80. Сама установка - здоровая "П"-образная рама (пролет между опорами больше размаха крыла на несколько метров) с установленными на ней форсунками (ЕМНИП, форсунки на телескопических штангах). Не помню, была ли установка на рельсах (т.е. фактически стационарной) или просто на колесах.

Т.о. можно говорить о некоем отдаленном сходстве с автомойкой, но всё равно - все работы на открытой площадке. 8-)


есть ли у кого информация о применении таких установок в России, марка, производитель, стоимость и т.д.

а также сведения о способах сбора, хранения, утилизации, регенерации отработанной ПОЖ???
 
Resh сказал(а):
о применении таких установок в России, марка, производитель, стоимость и т.д.
Не применяется это в России. Возможно, и на Западе не пошло в серию.
Resh сказал(а):
сведения о способах сбора, хранения, утилизации, регенерации отработанной ПОЖ???
На покрытии аэродрома (и\или по бокам от него) всегда есть дренаж. Да, для воды, но ничего не мешает изменить его назначение в зоне облива. А уж как отделить реагент от воды и остальных примесей — вопрос к технологам другого профиля.
 
Экзот сказал(а):
Не применяется это в России. Возможно, и на Западе не пошло в серию.

На покрытии аэродрома (и\или по бокам от него) всегда есть дренаж. Да, для воды, но ничего не мешает изменить его назначение в зоне облива. А уж как отделить реагент от воды и остальных примесей — вопрос к технологам другого профиля.

спасибо за ответ,

по каким причинам применение данного оборудование могло не пойти в практику? это не удобно? дорого?

из документов ИКАО мною вычитано о применении в аэропорту Монреаля стационарноого ангара для проведени противообледенительной обработки, который позволяет собрать отработанную ПОЖ.

что касается сбора отработанной ПОЖ , то интересны сами методы сбора и хранения отработанной ПОЖ - организация площадок временного накопления отработанной ПОЖ. к сожалению, очистные от общей дренажной сети аэропортов не справляются с этим реагентом и поэтому необходим отдельный сбор и утилизация, так как регенерация вряд ли возможна, если ПОЖ собирается с поверхности, где присутсвует и нефтепродукты и множество других загрязнителей.

Интересен практический опыт аэропортов в этом направлении и информация о возможных решениях
 
Реклама
Назад