Обретшие бессмертие. (ЧА)

Экзот

Элефантерия
Наткнулся на любопытную, на мой взгляд, .
Несмотря на самомнение автора отн-но пригодности Ан-26го к работе по ледовой разведке и ошибку с типом самолёта Головина, статья интересная:
В прикреплённом файле — непосредственно по топику форума, остальное — под ссылкой.
 

Вложения

  • 1.txt
    13,6 КБ · Просмотры: 66
Последнее редактирование:
Реклама
Спасибо!Очень интересная статья.Непонятно только,почему Бурыкин не нашел данных про некоторых летчиков?О гибели Асямова в Англии в авикатастрофе написано в мемуарах летчика Пусепа "Тревожное небо",о гибели Головина на самолете Поликарпова ВИТ во время испытательного полета-так же есть много книг...
 
Про гибель Сергея Александровича Асямова (по Э.К.Пусэпу):Асямов до войны летал в Восточной Сибири,потом перешел в Полярную авиацию,где летал с Пусэпом.В годы ВОВ-командир ТБ-7(ПЕ-8).Его экипаж считался лучшим в полку.28.04.42г. на ТБ-7 (второй пилот Пусэп) из Москвы в Тилинг (около Данди,Англия) доставил работников Наркомата Иностранных Дел СССР.Затем,экипаж ТБ-7 на самолете "Фламинго" был доставлен в Лондон.Там по просьбе советского посла И.М.Майского экипажу было предложено отвезти в Тилинг группу английских и советских офицеров для показа бомбардировщика ТБ-7.Асямов предложил своему экипажу жребий,кто полетит в Тилинг и покажет советский самолет.Вытащил из спичечного коробка 4 спички и сломал одну из них-кто сломанную вытащит,тот и полетит.Сломанная досталась ему.На маршруте Лондон-Данди самолет взорвался в воздухе и все,кто был на его борту,погибли (из них 6 английских офицеров).Начальник АДД генерал-лейтенант А.Е.Голованов лично доложил об этой авиакатастрофе Сталину.Тот был удручен гибелью людей.Расследование авиакатастрофы было поручено советско-английской комиссии под председательством адмирала Н.М.Харламова.Катастрофа была признана "случайной".
Что касается гибели Головина,то самолет "ВИТ" (воздушный истребитель танков) разрушился в воздухе во время испытательного полета из-за ошибок,допущенных при его проектировании.Поликарпов очень переживал это,тем более,что до этого на другом "ВИТ" погиб экипаж Липкина,а еще ранее на И-180 погиб Чкалов.Об этом есть в мемуарах авиконструктора Яковлева "Цель жизни".
 
GUK сказал(а):
Непонятно только,почему Бурыкин не нашел данных про некоторых летчиков?
Я в самом начале писал, что, судя по отношению к "Торосу", автор статьи к авиации отношения не имеет, потому, сразу попросил к нему снизхождения. :) Ценность статьи то не в этом. :)

Кстати, про судьбу Головина и гибель Пе-8 на Англией я тоже не знал. :(
 
Асямов погиб на самолете "Фламинго",когда летел из Лондона в Данди,чтобы показать ПЕ-8.А с Головиным в самолете ВИТ погибли еще Александров и Добров.Для удобства комментариев по теме выкладываю здесь карту Арктики на русском:
http://img80.imageshack.us/my.php?image=arcoceanyp0.gif
 
1.Не ВИТ, а СПБ.
2. СПБ Головина не разрушился в воздухе, а не вышел из плоского штопора во время штопорных испытаний. Экипаж (П.Г.Головин, ведущий инженер К.И.Александров и бортмеханик Н.Г.Добров) слишком поздно стал покидать самолёт. Это произошло 27 апреля 1940г.
3. М.А.Липкин и Г.А.Булычёв погибли не до этого, а после: 20 июля 1940г. Этот самолёт действительно развалился в воздухе при испытаниях на скорость.
4. Наконец, о Яковлеве: в тот же день, когда погиб Головин, разбился И-26-1, погиб Пионтковский. Причина: ошибки при проектировании замков стоек шасси. Об этом он пишет?
 
Последнее редактирование:
Бурундук, АСЯ тот еще "объективный писатель"... Про ННП лучше Иванова читать, а про самого АСЯ -Адлера.
 
А здесь про другие арктические авиакатастрофы советских летчиков:

В 1932г. на Новой Земле разбился гидроплан экипажа Леонида Михайловича Порцеля.В проливе Маточкин Шар летающая лодка развалилась при ударе о воду из-за того,что внезапно налетел сокрушительный ветер-новозеландская бора о котором экипаж не знал.Летчики Порцель,Дальфонс и штурман Ручьев погибли.Чудом уцелели и добрались до берега механик Чечин и Марк Иванович Шевелев.
06.02.38г. в 19:40,идя на выручку папанинцам из Долгопрудного,на высоте 600м. на подходе к Кольскому п-ву,в 18км. южнее Кандалакши,при плохой видимости врезался в Небло-гору,необозначенную на карте,советский дирижабль СССР-В-6 "ОСОАВИАХИМ".От столкновения с горой дирижабль взорвался и разрушился.Погибло 13 человек из 19.Урны с прахом погибших похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.Командовал дирижаблем Николай Семенович Гудованцев (погиб).
18 марта (по другим данным-18апреля) 1938г. в 04:40 утра при взлете под Архангельском и Холмогорами с аэродрома Княж-острова разбился самолет АНТ-6 (ТБ-3) "Авиаарктика" Н-212 Я.Д.Мошковского.Погибли: Герой Советского Союза пилот М.С.Бабушкин,врач Ефим Россельс,техник по автопилотам Иван Рудный,бортинженер В.Гутовский (или Жутовский).Причина катастрофы:весь вечер и всю ночь летчики пьянствовали в местном ресторане,не спали:отмечали окончание поисков самолета Леваневского и своё возвращение в Москву.При взлете самолет сошел с полосы и сломал шасси о бугор,стойка шасси пробила бензобак и самолет загорелся.Чтобы избежать взрыва и потушить самолет Мошковский направил его в реку.Командир летного отряда утонул,т.к. был в шубе.После катастрофы Мошковского арестовали,но быстро выпустили.Все летчики считали виновным в катастрофе Мошковского.В 1939г. он погибнет в Москве при выполнении парашютного прыжка особой сложности.Есть версия,что ему отомстили за гибель товарищей,подпортив его парашют.
В 1938г. в районе якутского озера Себен-Кюэль разбивается самолет Н-240 экипажа Самохина.
19.02.39г. в Северной Якутии в районе озера Серен_Кюэль разбился двухмоторный самолет Н-263 под командованием летчика М.Ф.Лутца.Экипаж 5человек и 11пассажиров погибли.На месте катастрофы была поставлена памятная металлическая табличка,прикрепленная к пропеллеру,который виден издали.
Накануне войны на Таймыре,на Диксоне,в излучине реки Глубокой,впадающей в Енисей, совершил вынужденную посадку самолет АНТ-4 (ТБ-1) Н-227 (серия 12я,заводской № С-А-6).При посадке одна из лыжных стоек оказалась сломана,вторая-отвалилась.Экипаж остался жив,но дальнейшая его судьба неизвестна.В начале 80х гг. самолет был обнаружен штурманом ледовой разведки Сергеем Шевелевым,после чего на вертолете МИ-8 туда были доставлены сотрудники Диксонской гидробазы.
В 1944г. в районе Игарки совершил вынужденную посадку самолет АНТ-4-СССР-Н-317.В начале 80х гг. его обломки доставили в Ленинград и передали в Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации,где его восстановили авиатехники училища Л.М.Конышев,В.Т.Бушман,Е.Р.Пушкин.
В 30х или 40х гг. в Северной Якутии,выше озера Сюрень-Кюель и широкой долины Дулгалаха,почти у самой перевальной точки ущелья,в боковой расщелине,в склон горы врезался огромный многомоторный пассажирский самолет.Возможно,что из-за непогоды он сбился с курса и врезался в гору.Экипаж и пассажиры погибли.Летом 1986г. его обломки были обнаружены участниками поисковой экспедиции из Уфы по розыску пропавшего самолета Леваневского.Что это за самолет,тогда это выяснить не удалось.Возможно,что АНТ-6 или АНТ-4.
13.12.46г. в 13:13 на лед Байдарацкой губы между Усть-Карой и Маррасале в точке 69гр.20мин.с.ш и 67гр.30мин.в.д. совершил вынужденную посадку четырехмоторный "Кондор" летчика М.А.Титлова.Самолет возвращался с ледовой разведки.На борту были геологи,полярники,геодезисты,вместе с экипажем 21 человек,когда над Карским морем над Ямалом отказали 2 мотора и начал сдавать третий.Через 16 дней людей спасли.
В 1947г. у самолета ПЕ-8 (ТБ-7) СССР-Н-395 под командованием Героя Советского Союза И.И.Черевичного,выолнявшего транссарктический рейс Москва-мыс Шмидта,при взлете на мысе Косистом в районе Хатангского залива неожиданно отказали все 4 двигателя.Произошла вынужденная посадка на всхолмленную и заболоченную тундру,не дотянув до аэродрома менее км.Экипаж чудом остался жив,а самолет разрушился до такой степени,что ремонту не подлежал.В 1979г. о самолете узнали работники музея ВВС в Монино,а его директор генерал-лейтенант С.Я.Федоров лично летал на мыс Косистый.Тогда он принял решение-останки самолета ПЕ-8 перевезти в музей для восстановления.Перевзли их или нет,не знаю.
25.10.50г. при взлете с дрейфующего льда в районе СП-2,что была тогда в 1500км. северо-восточнее о.Врангеля,разбился о торосы самолет Си-47 командира Осипова.Тяжелое ранение получил М.В.Водопьянов,механик раздробил руку,Осипов разбил голову.Экипаж Осипова подобрал Ли-2 экипажа Титлова и вылетел на мыс Шмидта.
В октябре 1963г. ИЛ-18 ледовой разведки сел на вынужденную в 500км. от Тикси.Через несколько дней экипаж (на борту была и женщина) замерз.Спасатели опоздали на 4-5 часов.
В сентябре 1976 г. упал в Белое море дальний бомбардировщик-ракетоносец ТУ-16К, который вёл командир майор А.Успенский. При заходе группой на полевой аэродром, ночью из-за усложнения обстановки и ошибок руководителя полётов самолёт потерял ориентировку и после полной выработки топлива рухнул в море.
В июне 1989г. над Баренцевым морем терпит катастрофу ТУ-16 Ефимова,вылетевший на учения из военного авиагарнизона Остров-2,Псковской обл.Экипаж 6 человек погиб.и.д.р.
 
Про Пионтковского Яковлев пишет в своих мемуарах,но мы здесь говорим про арктические катастрофы.
 
GUK сказал(а):
В 1947г. у самолета ПЕ-8 (ТБ-7) СССР-Н-395 под командованием Героя Советского Союза И.И.Черевичного,выолнявшего транссарктический рейс Москва-мыс Шмидта,при взлете на мысе Косистом в районе Хатангского залива неожиданно отказали все 4 двигателя.Произошла вынужденная посадка на всхолмленную и заболоченную тундру,не дотянув до аэродрома менее км.Экипаж чудом остался жив,а самолет разрушился до такой степени,что ремонту не подлежал.В 1979г. о самолете узнали работники музея ВВС в Монино,а его директор генерал-лейтенант С.Я.Федоров лично летал на мыс Косистый.Тогда он принял решение-останки самолета ПЕ-8 перевезти в музей для восстановления.Перевзли их или нет,не знаю.
Обломки Пе-8, разбившегося где-то на Северах(видимо это он и есть) лежат в Монино в очень плачевном состоянии(несколько моторам(не все 4), задняя часть фюзеляжа - всё, что осталось). В будущем возможно будут перенесены в строящийся сейчас ангар.
 
Реклама
GUK сказал(а):
Что касается гибели Головина,то самолет "ВИТ" (воздушный истребитель танков) разрушился в воздухе во время испытательного полета из-за ошибок,допущенных при его проектировании.Поликарпов очень переживал это,тем более,что до этого на другом "ВИТ" погиб экипаж Липкина,а еще ранее на И-180 погиб Чкалов.Об этом есть в мемуарах авиконструктора Яковлева "Цель жизни".

Мы за язык не тянули - это вроде к Арктике тоже никакого отношения не имеет...
 
Я это указал,потому что в статье Бурыкина,с чего эта ветка и началась,этого нет.Т.е.,он не знает,как погиб Головин.
 
Мммм... К собственно Арктике не имеет отношения в этой ветке ничего. Я просто хотел поделиться с коллегами интересной, на мой взгляд, статьёй. И, возможно, кого то это подвигло бы на желание поделиться аналогичной инфой. Пример с г. Чкаловском под НН простой, но, наверняка, есть ещё подобные тематические примеры?
В заголовок ветки вынесен парафраз из рассказа писателя-мариниста Виктора Конецкого (возможно, автор оборота не он, но впервые я прочёл у него и мне понравилось): "...а Саг-Сагайло, как оказалось, влетел в Историю и обрёл бессмертие, ибо банка, на которую мы тогда налетели, теперь на всех картах банкой Саг-Сагайло зовётся..."; близко к тексту.
 
GUK сказал(а):
Я это указал,потому что в статье Бурыкина,с чего эта ветка и началась,этого нет.Т.е.,он не знает,как погиб Головин.

Вообще-то нетрудно и найти эту информацию, она была например опубликована в КР № 6 за 1997 г. Чуть подробнее - в книге Иванова о Поликарпове.

Катастрофа случилась 26 апреля 1940г. Экипаж Головина вылетел на втором серийном экземпляре СПБ с Центрального аэродрома. Задание - проверка устойчивости и управляемости в зоне ЦА. В 19.15, спустя полчася после того как самолет скрылся в облачности в районе ЦА, он "вывалился" из облаков над аэродромом НИИ ГВФ в Тушино, сорвался в штопор, упал и загорелся. В официальном акте (председатель - Ляпидевский) причиной назван переход в плоски штопор. В то же время, судя по фотографиям - на машине отказал и разрушился еще в воздухе правый двигатель. Судя по всему летчик, борясь с этим обстоятельством, потерял ориентировку в облачности.

С двигателями М-105 на СПБ проблемы возникали и раньше (тот же Головин в замечаниях после пергона СПБ с заводского аэродрома на ЦА отмечал разницу температур) и позже. 6 мая 1940 СПБ совершил вынужденную посадку из-за заклинившего левого двигателя.

Экипаж Липкина также погиб не на ВИТ а на СПБ, 20 июля 1940 г. Самолет разрушился в воздухе при испытаниях на флаттер. Однако мнения комисии и КБ в попределнии причины катастрофы разошлись. Комисиия считала, что имел место флаттер, однако на обломках не было обнаружено храктерных деформаций. ННП считал, что причиной является производственный дефект, приведший к отрыву носка крыла, двигателя. Очевидцы ктатастрофы отмечали сильный рев двигателя и дымление, что давало основания предположить расрутку ВМГ и последующие разрушени и отрыв мотогондолы.

В конечном итоге, детально разбираться не стали, поначалу арестовали ведущего по самолету Жемчугова, но после энергичной защиты летчиков и инженеров НИИ ВВС выпустили. Формально "свалили" на Липкина, который "излишне энергично нарашивал скорость".
 
Спасибо.То,что самолет назывался ВИТ указано у авиаконструктора Яковлева.В других источниках указывается,что,это был БПБ-Ближний пикирующий бомбардировщик.Черт его знает,как он правильно назывался...)))
По теме ветке:вот,какие еще места в Арктике названы в честь погибших советских летчиков-остров Леваневского-южнее острова Харлей на Земле Франца-Иосифа,мыс Левченко-на западной оконечности острова Сальм (Земля Франца-Иосифа).На Земле Франца-Иосифа есть мыс Побежимова-на севере острова Циглера и мыс Галковского-на юго-востоке острова Беккера.
 
GUK, я повторюсь, но Яковлев и его "Цель жизни"- мягко говоря (именно мягко) "подлая агитка", не более.:|
 
vm,
Вы так утверждаете,потому что у вас есть заслуги перед страной больше,чем у Яковлева?
 
GUK, нет, потому, что я прочел и проанализировал еще уйму книжек, написанных уважамыми людьми, в которых события изложены "несколько" иначе. При всех заслугах АСЯ как публицист оказался некорректным...
 
Спорить с вами не буду.Как и вы,проделал такую-же работу.Но,мемуары Яковлева,мне,нравятся,хотя там и заметен большой всплеск положительных эмоций в сторону Йоськи Ст.Откровенно говоря:Бог им всем судья!Мы-в то время не жили,воочию своими глазами ничего ,что тогда происходило,не видели,поэтому-не нам особо их судить.Они-были людьми Государственными и служили Отечеству,чего и вам желаю.)))

Вообще-то,мы отклонились от курса,а именно-темы данной ветки.Давайте говорить по теме,а то Экзот сейчас проснётся и надаёт всем по почкам меховым унтом!)))
 
Реклама
GUK, да, мы тогда не жили, но люди, мнению которых я склонен доверять больше чем книге АСЯ - жили и работали именно тогда. Я не берусь судить, но как инженер до мозга костей - оцениваю.. Очень советую прочесть Адлера и Иванова. За развал построения истребительной авиации в 39-40-м замнаркома по опытному строительству - "низачот". Не хотелось бы думать что умышленный, пусть будет по некомпетености.

ЗЫ: Сергей так или иначе найдет что сказать, такой уж у него характер :) В конц концов можно вырезать тему в отдельную.
 
Назад