Организация авиаперевозок во времена СССР

портится статистика благодаря такому вот «серому транзиту»

Не портится статистика, а улучшается! Это называется приписки. Отсюда и великий советский пассажирооборот. На сколько процентов он дутый таким образом?
 
Реклама
На сколько процентов он дутый таким образом?
Но это ж по сегодняшним меркам дутый, а в то время пассажиропоток считали всё по отправкам из аэропортов, не учитывали только транзитников. То есть, если вы представляете себе старую форму СЗВ, то брали цифры из графы 5 и минусовали графу 2. Статистика портилась здесь, видимо, в другом плане. Бланки билетов обрабатывались ГВЦ ГА, Главагентство собирало статистику по потокам с билетов формы К2 и К3, то есть, на два и три маршрута. Затем на основании анализа и экстраполяции данных делались заявки на организацию прямых рейсов. Но кассиры были непрошибаемы, они все равно писали все на бланках К1, порой даже не заказывая бланки других форм. Видя это, ГАВС разослал циркуляр, а позже обязал сами агентства делать выборку и связку маршрутов, заполняя специальную форму. Но делалось это так отвратительно, что лучше бы не делалось вовсе, фигню попросту писали для отмазки, потому что никто не хотел выполнять такую работу - брать пачки бланков и крестиками отмечать или выписывать маршруты. Таким образом, достоверными данными можно считать только половину данных, ту что собрана с бланков что оформлялось автоматизированно через "Сирену" с печатью бланков и связкой двух номеров билетов... Говорю это точно, поскольку у меня родственница работала в ГВЦ ГА (вычислительный центр) как раз в советское время, и начальница всех гоняла за это. Жаль, что "Сирена" не была централизована, придется курсовую переписывать )))
 
Последнее редактирование:
Думается, что это типичная и до боли знакомая ситуация, которая меня всегда убивала и выводила из себя. перевозка получилась на 25% дороже.
Такой подход меня просто бесил: мало того, что пассажир переплачивает, так ещё наглым образом нарушается указание ГАВС, и портится статистика благодаря такому вот «серому транзиту». Вас при перевозке учли дважды: в Котласе и в Быково. При обработке вашего билета Быково-Запорожье его отнесли на прямой московский поток, потому что по такому билету не видно, что летели Вы из Котласа.

Не уверен, что таким образом нарушалось какое-то там указание, ибо продажа транзитных билетов "с открытой датой" была официально запрещена самим МГА каким-то так циркуляром с 1 июня 1977 года ( начало летнего сезона ). Билет на сквозной маршрут стало возможным приобрести только с предварительным и подтвержденным бронированием на все участки маршрута. Предполагалось, что такими мерами удастся разгрузить крупные аэропорты пересадок - по нынешнему "хабы". Однако, на деле эффект был прямо протиположный : Кольцово, Толмачево, Тюмень-Рощино, Хабаровск. Красноярск, Иркутск и др. стали напоминать эвакопункты военного времени, а столичное Домодедово превратилось во всесоюзную клоаку, где пассажиры сутками, а порой неделями буквально жили в залах ожидания, атакуя кассы и окошко "Транзит" в надежде получить место на улетающий рейс. В нечто подобное превратился и московский городской аэровокзал, в котором до того было достаточно просторно и комфортно.

Просто бесила система "приобрести билет на поздний срок и с ним идти "на подсадку". Регистраторы, хотя формально и были обязаны, но никогда не возвращали эти места в базу. Поэтому, и данные о количестве проданных на рейс мест, переданные регистратору, являлись своего рода фикцией. Все это создавало прекрасные условия для различных злоупотреблений в кассах, на регистрации,о которых писали выше.
 
Последнее редактирование:
продажа транзитных билетов "с открытой датой" была официально запрещена самим МГА каким-то так циркуляром с 1 июня 1977 года ( начало летнего сезона ).
Вот к сожалению, за 1977 у меня документа этого нет, мои быковские барышни-кассиры говорили, что был такой циркуляр на период Олимпийских игр 1980 года. Во всяком случае, в 1987 по сквозному тарифу оформление с одним открытым участком разрешалось. А про нарушение я говорил даже не столько в этом плане, сколько факт оформления одному пассажиру двух билетов по складному тарифу, такую перевозку предписывалось оформлять на бланках из 2-х и 3-х полетных сегментов. Поищу в архивах эту телеграмму.
 
о был такой циркуляр на период Олимпийских игр 1980 года. .
Мы говорим немного о разных вещах. Циркуляр на период Олимпийских игр 1980 года, безусловно, был. Такая мера была призвана ограничить приток людей в Москву в период "всемирно важного события". Билеты тем летом на полет "через Москву" можно было приобрести только с подтвержденным бронированием.
Я же писал о другом циркуляре, призванном ограничить количество пассажиров в аэропортах-хабах.
 
Последнее редактирование:
Я же писал о другом циркуляре, призванном ограничить количество пассажиров в аэропортах-хабах.
Я понял, но именно такого циркуляра я не встречал. Мне попадался циркуляр, в котором предписывалось наоборот - оформлять перевозки правильно, то есть, с применением сквозного тарифа по маршруту. Может, в той телеграмме, что вы имеете в виду, запрещено было оформлять с открытой датой первый участок, а не второй-третий?
В любом случае я постараюсь выяснить это 27 декабря, когда на новогоднюю вечеринку придут быковские (уже бабушки), которые как раз работали в Быково, в т.ч. в транзитном зале (кто помнит - это левое крыло здания). Они любят все такое вспоминать и рассказывать часами "как все было раньше". А пока что у себя я нашел телеграмму 1989 года, в которой просто говорится о том, что выявлены нарушения в ряде агентств нескольких УГА (отсутствуют бланки на 2-3 полета - на складе и вообще, не ремонтируются принтеры, при наличии пультов "Сирены" кассиры все равно звонят в Москву и бронируют по телефону, разделяют кассы на продажу из своего аэропорта и из других и т.п.) Сохранилась, к сожалению, только первая часть. По-моему, эту телеграмму Ильичев составлял, он очень любил на недостатки указывать )))
 
Последнее редактирование:
ой, мальчики, вы уже на новом месте? с сайтом были какие-то длительные неполадки, я писала,писала, ничего не сохранилось. А давайте все-таки не только об организации перевозок поговорим, но и об автоматизированных системах управления? Слоты, нас-ко я поняла, распределяла АСУ "Расписание", НИИ, это слоты УВД, а в аэропортах централизованно было что-нибудь такое?
 
Настенька, добрый вечер! Где там какие неполадки? Для Вас уже все наладили! :)
Про слоты в аэропортах (если речь о середине-конце 80-х), то наверняка какая-то автоматизация-компьютеризация в крупных аэропортах была. Но, например, в московском Быкове точно ничего такого не было, всё распределялось "на простынях".
Вообще, вроде как автоматизация везде мелькала и все о ней что-то говорили, была, например, подсистема АСУ "Оперативное управление" – это вы должны наверняка знать, раз ваша родственница работала в ГВЦ ГА, у них она и стояла. Поинтересуйтесь. Был так же центр автоматизированного сбора данных, по-моему, тоже на базе ГВЦ ГА.
 
Реклама
Интересует еще такой аспект. В советской литературе встречал словосочетание что-то вроде "курс на аэрофикацию всей страны".
Что за такой термин аэрофикация?
По каким причинам решили аэрофицировать страну?
Когда конкретно было принято такое решение, и кто был его лоббистом?
 
Mermoz, знаете, мне кажется, что бесполезно было таким образом ограничивать, все равно толкучка бы была. Я изучила несколько старых расписаний, пришла к выводу, что несмотря на обилие различных прямых рейсов между городами, пассажиры от Москвы не отказывались. Отсюда был шанс улететь наверняка. Между городами рейсов хоть и было много по сравнению с сегодняшним днем, но все равно не такой выбор. К тому же очень много транзитных рейсов, а это снижало шансы купить билет на рейс, находясь в промежуточном аэропорту посередке маршрута рейса. Каковы, на ваш взгляд, шансы ,папр. находясь в пункте C, улететь в пункт D проходящим рейсом, до этого сделавшем уже одну посадку в пункте B? И самолеты были маленькие 50-70 мест...
 
Последнее редактирование:
Что за такой термин аэрофикация?
С точки зрения словообразования, это, скорее, окказионализм, а не термин... :) Но он же говорит сам за себя: как любая "фикация" - опутать всю страну сетью воздушных сообщений, особенно это было актуально для регионов Сибири, Крайнего Севера и т.п. с середины 60-х эти регионы активно осваивались и обживались и они нуждались в быстром сообщении с центром и другими регионами.
 
Mermoz, знаете, мне кажется, что бесполезно было таким образом ограничивать, все равно толкучка бы была. И самолеты были маленькие 50-70 мест...
Так, именно об этом я написал выше.
А что значит "самолеты были маленькие 50-70 мест..."? Уже в 60-х бОльшее количество пассажиров перевозилось на стоместных Ан-10 Ил-18, Ту-104.
Ту-154 запущен в экспулатацию в 1972, Ил-62 из ЦУМВС на внутренние линни перевели в 1976. Это, по-вашему, маленькие самолеты ? :)


---------- Добавлено в 21:27 ----------


В любом случае я постараюсь выяснить это 27 декабря, когда на новогоднюю вечеринку придут быковские (уже бабушки), которые как раз работали в Быково, в т.ч. в транзитном зале (кто помнит - это левое крыло здания). Они любят все такое вспоминать и рассказывать часами "как все было раньше".
Какая ПРЕЛЕСТЬ ! Я Вам завидую ! :)
 
Mermoz, я имела в виду Ан-24, Ту-134, которые на небольшие расстояния и делали много посадок. Честное слово, я не могу себе даже вообразить, как можно было лететь полдня из Риги в Северодонецк с посадкой в Минске и Киеве, дедуля-бабуля летали так. Это ж какая голова будет после такого? И, нас-ко, я поняла, питания на таких рейсах не предоставлялось, во всяком случае из Риги в Северодонецк точно. Перекусить что-то купить в ларьке или аэропортовском буфете тоже было не просто: везде очереди. В маленьких ап, как я поняла, даже и буфетов не было, в Северодонецке, во всяком случ.
 
Подумаешь, Рига-Северодонецк с двумя посадками ! :) Все же лучше гаранитированно прямым рейсом до места, чем Рига-Шереметьево, потом 2 с половиной часа на переезд в Быково. По времени все равно быстрее получалось.
А на вопрос "Это ж какая голова будет после такого?" представьте перелеты такими, например рейсами на Ан-24 :
Быково - Горький - Пермь - Тобольск - Ханты-Мансийск 9 часов полета !
Быково - Казань - Уфв - Атбасар - Целиноград - почти 11 часов полета.
Сургут - Тюмень - Уфа - Саратов - Ростов - Сочи. 13 часов.
Питания, естесственно, там никакого не было. Так, водички попить, конфетки пососать. Напрягало другое - в каждом аэропорту промежуточной посадки пассажиров вытряхивали, везли в аэровокзал и снова прогоняли через сектор посадки с досмотром :(


---------- Добавлено в 21:48 ----------


Курс на "аэрофикацию всей страны" был взят XXIV съездом КПСС в 1971 году. Упоминание об этом содержится "В основных направлениях развития народного хозяйства СССР на период 1971-1975 г:г" ( Девятая пятилетка :) ). Что этот термин означает, уже написал Uran.
 
Последнее редактирование:
Какая ПРЕЛЕСТЬ ! Я Вам завидую ! :)
Из рассказов особенно запомнился случай, когда рейс Быково-Магнитогорск (Як-42) улетел с 10 пассажирами вместо 120. Если не ошибаюсь, 1990 год. Пришли данные по загрузке: 114 продано, 6 броневых. Все как обычно. Открыли секцию для регистрации и посадки (в Быково всегда упрощенным методом регистрировали) ждут-пождут, а нету никого из пассажиров, приплелись какие-то четверо и всё. Не поймут, в чем дело. Уже и рейс отправлять надо, а все нет никого. Позвонили в группу по контролю загрузки, мол, может, там для делегации какой билеты были выписаны, и вся эта толпа опаздывает, мчит на всех парусах в аэропорт на электричке. В контроле проверили рейс, сказали, что нет никакой группы (видимо, с первого раза ничего необычного не заметили). В Быково все перевозки и начальник смены стояли на ушах: где пассажиры, и что происходит. Задержали рейс на полчаса, ну а потом делать нечего, самолет отправили. По идее каждый раз в случае неявки пассажиров на регистрацию, заполнялся специальный лист контроля и отсылался в ГАВС, а тут вместо этого листа пришлось вообще служебную телеграмму давать, чтобы разбирались. А оказывается! Что было?! Умора! Как известно, "Сирена" тогда работала по очень медленным телеграфным каналам связи через аппаратуру уплотнения, информация проходила вообще очень медленно: сделаешь запрос и ждешь, пока экран заполнится рейсовыми строчками, а тут такое дело вышло, что молоденькая деваха в одной из касс где-то в Гомеле, взяла на выдачу 4 места, отправила команду в систему, а система молчит (канал завис или ещё что-то), ну она тыркалась-тыркалась, нажимала клавишу F2, повторяя и повторяя свой запрос, а в результате-то каждый раз при нажатии этой функциональной клавиши система снимала по 4 запрошенных ею места, т.е. от этой девахи в ЦОД запросы поступали с нормальной скоростью, а обратно не проходили, но затем система скопом выдала информацию на экран и на нём быстро "проморгали" ответ за ответом - ровно то количество раз, сколько она посылала запрос. Девица, скорее всего, ничего так и не поняла: ну моргает экран и моргает, повторяет "ответ", скоро остановится. Когда моргание прекратилось, она, что более всего вероятно, просто взяла и отпечатала билеты с последнего ответа системы, даже не подозревая, сколько мест она взяла.
После этого через несколько месяцев в "Сирене" появилась знаменитая реплика "ЖДИТЕ ОТВЕТА ... СЕКУНД" ))) На редкость программисты отреагировали быстро.
 
Mermoz, они старались вообще лететь Рига-Донецк на беспосадочном рейсе - 2ч40 мин, а там автобусом. А с посадками полетели,потому что вроде как прямой рейс был всегда днем,а потом расписание изменили и он стал летать ночью - не знаю, в каком это году. но вероятно в 85-87. Прибытие ночью тоже не вариант, говорят, что тогда и с такси проблемы были.
 
Настя, питания не было не только на Ан-24, на всех рейсах, а точнее плечах, продолжительность которых составляет менее 3 часов. Самый длинный мой маршрут - Харьков-Пермь-Новосибирск-Иркутск, со всеми прелестями - сменой часовых поясов, болтанками и т.к. всюду грозы как назло, питание было только на последнем участке, очень легкое какое-то. На обратном пути я уже не стал издеваться над организмом, не хотел лететь даже с одной посадкой, погулял по Иркутску сутки и улетел в Москву на Ту-154, и это, кстати, был один единственный рейс в Москву без посадки, по-моему 128-й, остальные садились в Омске или в Новосибирске (где-то там). Из меня вообще плохой летун, в детстве и ранней юности я обожал летать, аж трясся весь, для меня это было как наркотик, а потом... где-то примерно на втором курсе... было только одно желание при входе в салон самолёта: побыстрее из него выйти. :)
 
Последнее редактирование:
Реклама
ой, а для меня летать всегда было как наркотик, взяла бы прямо сейчас куда-нибудь полетела, а у вас потом с возрастом отвращение к полетам исчезло?
 
Назад