Остановка на ВПП перед взлётом

В последнее время, сколько летал, все на исполнительном, ждут разрешения, потом обороты, но не на макс, как скорость наберем около 50 км/ч, дает еще газу...
Сходу за свою жизнь взлетал разными компаниями всего раз 5, из более чем 500 взлетов!
 
Реклама
Не далее как вчера взлетел в ДМД и Краснодаре без остановки :)
 
denokan, а при какой скорости при среднестатистической загрузке борта переднее шасси перестает управлять траекторией?
 
потом обороты, но не на макс, как скорость наберем около 50 км/ч, дает еще газу...
Ну так это, как я понимаю, обязательное требование для двухдвигательных ВС, иначе из-за разнотяга самолёт может развернуть с траектории...
 
denokan, а при какой скорости при среднестатистической загрузке борта переднее шасси перестает управлять траекторией?

В момент поднятия носовой опоры, rotation speed. Зависит от разных факторов. Если нужна цифра, пусть будет 250 км/ч и выше :)

Ну так это, как я понимаю, обязательное требование для двухдвигательных ВС, иначе из-за разнотяга самолёт может развернуть с траектории..

Нет, не обязательное. Но такая методика является рекомендованной для большинства взлетов, особенно на скользких ВПП. Именно из-за упрощения выдерживания направления на разбеге. Однако, на очень коротких ВПП придется взлетать "с тормозов", увеличив предварительно режим почти до взлетного или даже до него.
 
22.04 взлетали на зеленом А320 в Пулково с 28п проехав с торца метров 500 (почти до пересечения со старой ВПП, где сейчас железный ряд) на увеличенной тяге до 80 км/ч, после чего дали газу. И зачем? Не проще было с рд5 взлетать - взлетная дистанция 2400 м - для А320 за глаза и за уши.
 
обычно наблюдал взлёт без остановки на иномарках (двучленный экипаж), но давеча в ДМД Ту-154 впервые увидел, как без остановки - с предварительного и по газам.
 
Всем доброго!
Позавчера летел из Берлина в МСК люфтами. Б-737-500. В Тигеле по рулёжке гнал во-всю, перед разворотом на ВПП добавил обороты до номинала, потом лихо развернулся (нас, паксов аж чуть с кресел не по скидывало - воооот оказывется зачем пристёгиваться нужно... ;) ), с набором скорости выскочил на ВПП и метров через 800 взлетел.
Садился а ДМЕ аналогично: все закрылки - интерцепторы распушил как индюк, плюхнулся на ВПП, реверс, тормоз в пол и с трети полосы на хорошей такой скорости и с боковой перегрузкой нырнул в боковой проезд к рулёжке.
Шумахер!
Прикольно. :)
Кстати, это не только в этом конкретном рейсе. В других случаях Люфты взлетают аналогичным способом. ;)
Эмиратс, например, Garuda, Lion Air, да тот же АФЛ куда тише и спокойнее это делают.. ;)

---------- Добавлено в 19:03 ----------

В продолжение.
А вот 6-го апреля летел из Мехико в Фракфурт опять Люфтами. Б-747-400.
Тут уж взлетали совсем по-другому. Медленно выволокли тушу на ВПП, остановились, закрылки на максимум.
Дал обороты и пока движки не вышли не взлётный (не на номинал даже!) держали на тормозах. Только после этого поехали. Катились всю ВПП, взетели с последней плиты и ещё дооолго набирали высоту с полностью выпущенными закрылками и на взлётном.
Тяжко ему взлетать там - всё таки Мехико расположен на 2200 метрах над уровнем моря..
:)
 
Полностью выпущенные закрылки - это посадочная конфигурация :) Вам показалось.

Ок. Тогда пусть будет так :..дооолго набирали высоту с полностью выпущенными закрылками для взлётной конфигурации..

Так устраивает?
(чего цепляться к мелочам?)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Довольно долгая дискуссия по не столь значительной теме, как мне кажется. Роллинг-старт с точки зрения безопасности хуже нормального (с остановкой на исполнительном), только для экономии лучше. Кроме того, взлет без остановки приводит к удлинению разбега (например, для Ту-134 потребная длина ВПП для немедленного старта на 100 м больше, чем для нормального). Для машин, где движки скребут по земле, это не столь чувствительно, ибо на них взлетный режим вообще дается, когда скорость уже приличная. А на Ту, где стоя на тормозах на исполнительном, спокойно даешь режим 100% (и стоя на месте, спокойно же проверяешь параметры) - это заметно.
Еще замечу, что на Ту-134 в РЛЭ предусмотрено не 2, а 3 способа взлета: 1) нормальный взлет; 2) взлет с кратковременной остановкой на ВПП; 3) немедленный взлет.
А в Пулково с 28Л можно взлетать по вкусу, кое-кому нравится иметь ВПП на километр меньше (например, АвиаНова - сам не раз наблюдал). Но есть старое доброе правило - на ВПП лишних метров не бывает. Массу примеров можно привести, когда эти "лишние" метры спасали от катастрофы. Так что все эти шумахеры за штурвалом - не от лётной мудрости, а от установок хозяев-бизнесменов.
 
Аноним22, я не спец по Боингам и Эйрбасам, но насколько знаю, у них сначала даётся некий промежуточный режим, затем он должен стабилизироваться (в частности, чтобы не было разнотяга, это у них опасно на разбеге, ибо движки сильно разнесены, разворачивающий момент приличный, и можно выкатиться, если коэффициент сцепления небольшой - на Ту-134, 154 этих проблем нет), и уж только тогда (когда стабилизация достигнута, что там фиксируется словами, насколько я знаю) с помощью автомата тяги постепенно (или вручную, что, как я понимаю, не так часто бывает) РУД переводится на расчетный взлетный режим. А самолет-то разбегается при этом. Там работой движков руководят фактически компьютер и автомат расхода топлива, они задают режимы в зависимости от разных параметров. Пусть лучше инженеры и пилоты Б и А выскажутся.
Ну и есть еще соображение - когда такой самолет стоит, то на взлетном режиме получается очень приличный пылесос, сосущий всё с земли в движок, а когда скорость набегающего потока уже приличная, то эффект пылесоса поменьше (линии тока распределены уже по-другому). Поэтому при неважном состоянии ВПП давать на таких машинах взлетный на тормозах, да еще у торца ВПП, по моим понятиям, не очень разумно. Так что эта стабилизация очень кстати оказывается (нет худа без добра). Но это опять же пусть лучше пилоты А и Б скажут.
 
А в Пулково с 28Л можно взлетать по вкусу
С РД22 взлетная дистанция 2600 - это хватит любому самолету из тех кто постоянно в Пулково на сегодняшний день... по Б-767. По поводу стартования иномарок с промежуточным режимом движков - еще думаю, чтобы не "насиловать" шассийные тормоза. 6-колесные на Ту-154 проще удерживать до полной тяги. Вообще замечал, что Ту-134 стартует во время увеличения тяги до взлетного, но это метров 10 он так проезжает, хотя у него разбег приличный для самолета его класса. У Ту-154Б на НК-8-2У тоже включают промежуточный режим секунд на 5 - 7
 
Роллинг-старт с точки зрения безопасности хуже нормального (с остановкой на исполнительном), только для экономии лучше.

Я бы еще разделил взлет с тормозов (вывод на режим, затем отпускание тормозов) и взлет "не с тормозов", это когда:

1. Самолет занял исполнительный старт. Остановился.
2. Получил разрешение.
3. Пилот перстал удерживать ВС на тормозах
4. Увеличил режим, дал стабилизироваться
5. Установил взлетные обороты.

Такая методика является рекомендованной для большинства ситуаций на Б737, ну а rolling take-off является ее разновидностью. К слову, с т.з. обеспечения управляемости на разбеге, такие взлеты БЕЗОПАСНЕЕ традиционных советских.
 
denokan, при такой технологии самолет между 4 и 5 должен уже катиться. Причем при разнотяге и плохом сцеплении - катиться не совсем туда, куда хочется.
Значит ли это что при плохом сцеплении применяется взлет "с тормозов"?
 
denokan, при такой технологии самолет между 4 и 5 должен уже катиться. Причем при разнотяге и плохом сцеплении - катиться не совсем туда, куда хочется.

Именно катится и при этом отлично пилотом контролируется при разнотяге, который, опять же, тоже контролируется пилотом. Гораздо хуже будет, если при плохом сцеплении и при разнотяге ВС при взлете с тормозов пойдет юзом с разворотом. Как раз-таки взлет по выше описанной методике очень актуален со скользких ВПП. Единственная рекомендация, когда следует применять взлет с тормозов на В737 - это ограниченные ВПП. Т.е., достаточно короткие с учетом фактической массы. Мы применяем взлет с тормозов в Шамбери (ВПП 2 км), и в Улан-Удэ в сегодняшние дни (1950м).
 
С РД22 взлетная дистанция 2600 - это хватит любому самолету из тех кто постоянно в Пулково на сегодняшний день... по Б-767
Хватит при условии, что всё штатно. Если бы так всегда было в авиации... Вон Як-42 во Внуково на днях тоже должно было ВПП хватить
Вообще замечал, что Ту-134 стартует во время увеличения тяги до взлетного, но это метров 10 он так проезжает, хотя у него разбег приличный для самолета его класса
Таких правил нет на Ту-134. Формально требуется сначала дать режим "до упора", проверить параметры и только тогда отпустить тормоза. Фактически же частенько тормоза отпускаются почти одновременно с выходом движков на режим 100%, т.е. проверка проводится быстро - ну видно же по стрелочкам, как они идут, синхронно ли, с нужным ли темпом, есть ли признаки неисправности или нет - это видно быстро, так что не надо долго молотить на тормозах на взлетном. Иногда и режим 100% не дается, если ВПП длинная - зачем двигатели-то насиловать? И на 98% Ту-134 прекрасно взлетает, при том шумит поменьше :)
К слову, с т.з. обеспечения управляемости на разбеге, такие взлеты БЕЗОПАСНЕЕ традиционных советских
Для машин типа Б и А, где разворачивающий момент при разнотяге большой - безусловно так. Для Ту-134 эта методика ничего не дает, кроме удлинения разбега.
 
Фактически же частенько тормоза отпускаются почти одновременно с выходом движков на режим 100%, т.е. проверка проводится быстро
30 октября 2007 год, рейс ПЛ-402, SVX-LED, 5 утра, Ту-134, RA-65759
Я записывал этот взлет на видео.
После режима "до упора" (это было действительно 100%, - этот звук с места 17А ни с чем не спутаешь!!) и моментом, когда КВС "отпустил" тормоза прошло 11(!!!) секнд. Это казалось вечностью. Чего так долго проверяли??
 
Реклама
Вон Як-42 во Внуково на днях тоже должно было ВПП хватить
Вот, что зачит отсутствие реверса. А ведь он расчитан на 2км - во Внуково сегодня именно столько.

---------- Добавлено в 23:23 ----------

Иногда и режим 100% не дается, если ВПП длинная - зачем двигатели-то насиловать? И на 98% Ту-134 прекрасно взлетает, при том шумит поменьше
Вообще я замечал сброс режима на определенной высоте - как правило при вылете за аэропортовую зону - именно у Ту-134, чтобы потише лететь. Вот Ил-86 долго не сбрасывает тягу при наборе.
А мне рассказывали как в свое время Ту-104 в Пулково на недействующей ВПП (где сегодня железный ряд) с последних плит взлетал. Причем переднюю стойку отрывал на середине разбега.
 
Назад