Оттого, что в кузнице не было гвоздя

Ultranomad

G-NODE
При обслуживании забыли надеть на болт шайбу...

Анимационная модель происшествия (Flash video)

Перевод звуковой дорожки:

20 августа 2007 г. самолет Boeing 737-800 компании China Airlines, вылетев из аэропорта Таоюань (Тайвань), совершил в штатном режиме перелет в аэропорт Наха, о. Окинава (Япония). Система механизации крыла на самолете B737-800 включает предкрылки для увеличения коэффициента подъемной силы при взлете и посадке. Предкрылки перемещаются на направляющих, выдвигающихся из передней части крыла до узла механического упора. В убранном состоянии направляющие предкрылков находятся в карманах, размеры которых достаточны лишь для уборки самих направляющих без дополнительного запаса. Карманы вдаются в полость основных топливных баков, проходя сквозь передний лонжерон крыла.
Примерно за месяц до происшествия узел кармана направляющей предкрылка № 5 прошел осмотр и доработку в соответствии с сервисным бюллетенем компании Boeing для всех бортов данного типа. Согласно предположениям группы расследования, при сборке узла после обслуживания не была установлена шайба. На иллюстрации показано болтовое соединение, входящее в состав узла упора. Входящая в его состав шайба обеспечивала предотвращение выпадания сборки "болт-гайка" из узла упора, диаметр отверстия в котором превышает размер гайки.
По мнению группы расследования, в неизвестный момент между доработкой узла и последним полетом сборка "болт-гайка" выскользнула из узла упора и выпала в полость кармана направляющей предкрылка. При уборке предкрылка усилие перемещения направляющей, воздействуя на лежащую в полости кармана сборку, продавило ее сквозь нижнюю стенку кармана в полость основного топливного бака, что вызвало разгерметизацию последнего. Вытекающее из бака топливо попадало на переднюю кромку крыла, откуда в процессе руления сдувалось назад потоком воздуха. На фото показано повреждение топливного бака, обнаруженное после происшествия. Можно видеть, что сборка "болт-гайка" была полностью продавлена внутрь топливного бака.
После остановки самолета на стоянке вытекающее топливо начало накапливаться под ним. Обнаружив утечку топлива с правой стороны самолета, наземный персонал незамедлительно известил экипаж самолета о сложившейся ситуации через самолетное переговорное устройство.
Во время руления и при работе двигателя на режиме малого газа вытекающее топливо не попадало на выхлопной патрубок двигателя и тормоза шасси из-за сдувания потоком холодного воздуха из внешнего контура двигателя. После выключения двигателя топливо начало стекать на выхлопной патрубок двигателя и нагретые тормоза, что привело к его воспламенению. Самолет был быстро охвачен пламенем и полностью сгорел.
Пассажиры были успешно эвакуированы при первом срабатывании сигнализации о пожаре. Происшествие не привело к человеческим жертвам или тяжелым травмам. Слева в кадре показан пожар самолета, справа - карман направляющей предкрылка после пожара.

Видеозапись происшествия (Flash Video)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Тут возникает много философских вопросов о правильности проектирования данной конструкции. И вообще: должны ли проектанты учитывать подобные случаи? И правильно ли делать отверстия больше, чем гайка, рассчитывая на шайбы?
 
После остановки самолета на стоянке вытекающее топливо начало накапливаться под ним. Обнаружив утечку топлива с правой стороны самолета, наземный персонал незамедлительно известил экипаж самолета о сложившейся ситуации через самолетное переговорное устройство.
Пассажиры были успешно эвакуированы при первом срабатывании сигнализации о пожаре.
Я правильно понял, что пилоты "забили" на информацию наземников о луже керосина под самолётом?
 
Я правильно понял, что пилоты "забили" на информацию наземников о луже керосина под самолётом?
из описания вроде как, течь обнаружили после заруливания на стоянку и остановки.Пилоты выключили двигатель вот тогда и пыхнуло.
 
Самолет полностью сгорел. А для чего тогда пожарные машины, которые есть в большом количестве в каждом аэропорту?
 
Алена, им еще надо успеть добратья с до самолета . А он, негодяй, сгорает ну очень быстро.

Не курите в самолетах!
 
Последнее редактирование:
Для того, чтобы были какие-то шансы. Если их нет - то и шансы около нуля.

И, опять же, они располагаются около ВПП.
 
Alena_, всё проще.
463940.jpg
 
Реклама
Интересно, как развивалась бы ситуация, если бы болт продырявил топливный бак в крыле сразу после взлета? (при условии что топливо с крыла сдувало так же как и на рулении), был бы у них шанс при обнаружении утечки , выработке топлива и приземления обойтись без возгорания?.
 
Интересно, как развивалась бы ситуация, если бы болт продырявил топливный бак в крыле сразу после взлета?
Ничего интересного. На такой скорости керосин не загорится. Да и струя просто распылилась бы до невидимости и пассажиры вообще ничего не поняли бы. В общем, все умерли ничего бы не загорелось.
 
А для чего тогда пожарные машины, которые есть в большом количестве в каждом аэропорту?
Алена правильно ставит вопрос. У меня давно созрело ИМХО, что пожарные машины со всеми расчётами больше нужны в соседней деревне, чем на территории а/п. Там им, по крайней мере, будет чем заняться.
 
Мне думается, вы слишком многого хотите от многотонной "саламандры".
Порт большой. Успеть к пылающему самолету, где горит керосин, алюминий, кресла и еще десяток горючих предметов типа кресел и багажа - еще не значит "тут же сбить пламя и затушить его". Даже с их жесткими нормативами.
 
Правильно написали про дислокацию депо — максимально близко в полосе, как к месту наиболее вероятного возгорания — в процессе самых опасных этапов полёта в ГА — взлёта/посадки, причём, ещё и с паксами на борту. А на перроне паксов не должно быть ни при заправке, ни при других технологических операциях. Заправка с паксами производится только при сопровождении пожаркой.
 
Алена правильно ставит вопрос. У меня давно созрело ИМХО, что пожарные машины со всеми расчётами больше нужны в соседней деревне, чем на территории а/п. Там им, по крайней мере, будет чем заняться.
Пожарные были бы наготове, и приступили бы к тушению немедленно - если бы посадка была аварийной, если бы экипаж заранее предупредил об опасности возгорания. Но посадка была штатной, самолёт - исправным, по крайней мере казался таким до остановки двигателей. Ничего не указывало на скорый пожар. При посадках исправных самолётов пожарные машины к ВВП не выдвигаются.
 
У меня давно созрело ИМХО, что пожарные машины со всеми расчётами больше нужны в соседней деревне, чем на территории а/п. Там им, по крайней мере, будет чем заняться.
Уходим в оффтоп, но вопросы обеспечения пожарной безопасности в аэропорту и для воздушных судов и для соседней деревни и её домов решаются разными службами разных организаций. И если у соседней деревни с этим делом не всё в порядке, то не значит, что у аэропорта должно быть ещё хуже. Хотя, допустим, пример Сургута в своё время это показал.
 
Последнее редактирование:
Так о том и речь, что без практических навыков толку от аэропортовских пожарных - близко к нулю
а как часто должны происходить тренировки? по сути, периодическое объявление учебно-аварийных тревог --- это для галочки. ну плюс поулыбаться над этим цырком.
 
Реклама
А в Сочи вчера что загорелось? Там пассажиров эвакуировали по надувным трапам. Кстати, не на полосе было, а уже на стоянке. Там самолет не сгорел? Потушили?
 
Назад