ОВТ, как замена киля (???)

Капитан Гагабу

CargoAircraftOnly
Завязался тут у нас спор с одним человеком. :rolleyes:
Для начала рекомендую просмотреть прикрепленную фотку. Явный монтаж, видно невооруженным глазом. Но оппонент утверждает, что а) этот Х-31 выполнял подобные полеты и б) в принципе, самолету с ОВТ киль не нужен.
Его аргументы были таковы:
1) Диагональное смещение лепестков на сопле создает вектор тяги, примерно сопоставимый с работой руля направления.
2) Вместо руля направления можно использовать щитки, которые хорошо видны на фото (в выпущенно положении).
3) Благодаря сложной автоматике возможен раздельный выпуск тормозных щитков с разных сторон фюзеляжа.
4) Т.к. самолет построен по схеме "утка", наличие киля ему при условии ОВТ не обязательно.

Мои возражения были следующими:
1) Подобное еще возможно на самолете с конструкцией сопла, аналогичной МиГ-29ОВТ, но не на этом, где большие зазоры между лепестками.
2) Щитки работают только в паре, иначе можно завалить самолет в штопор, из которого он без киля не выйдет.
3) При потере киля в бою или при столкновении долететь на таком самолете до ближайшей базы можно. При условии штилевой погоды и отсутствия крена, который без киля вряд ли можно парировать.

Огромная просьба пояснить - кто из нас прав. Чую хвостом, что без киля Х-31 летать не может, пусть даже и с ОВТ, но аргументов в силу неучености найти не могу :confused2:
 
Реклама
Захарий сказал(а):
....При потере киля в бою или при столкновении долететь на таком самолете до ближайшей базы можно. При условии штилевой погоды и отсутствия крена, который без киля вряд ли можно парировать.....
А как взаимосвязаны крен и киль ??? ЕМНИП, за крен отвечают элероны.
 
Киль - это ведь не один лишь руль направления. Это ещё сама по себе вертикальная неподвижная плоскость, которая по крайней мере даёт стабилизацию.. Можно конечно забубенить автоматику, чтоб ОВТ стабилизировать это всё, но только надо ли в реальной жизни..?
 
vm, я конкретно про изображенный на приаттаченной в первом посте фотографии самолет. Это ж Х-31, не 36?
 
Чиж сказал(а):
А как взаимосвязаны крен и киль ??? ЕМНИП, за крен отвечают элероны.
Взаимосвязаны.
Если на пальцах, то отклонение руля направления создает момент не только вокруг вертикальной оси, но и вокруг продольной оси ЛА.
Явление не оказывает большого влияния на крен, но учитывать его надо.
Так же как крен оказывает влияние на курс.
Именно поэтому при проектировании САУ курс-крен рассматривают как единую систему.
ЕМНИП цельноповоротные стабилизаторы как раз и снижают влияние по крену, но в этом не уверен абсолютно.
Если не так, то поправьте.
 
Захарий, все-таки формата А0, даж с двух сторон - будет мало, надо бы полный комплкт из листов эдак 12-15 :mad:

Слушай внматльно, студент. Если набрать в поле Search на сайте www.nasa.gov номер приведенной картинки, то найдем вот это: http://www.dfrc.nasa.gov/Gallery/Photo/X-31/HTML/ED94-42734-6.html

И, немного читая по английски - подпись: X-31 Quasi-Tailless (Artist Concept)

а также:

Photo Description: This is a computer enhanced artist's concept of a semi-tailless X-31 Enhanced Fighter Maneuverability Aircraft in flight. In 1994, software was installed in the X-31 to demonstrate the feasibility of stabilizing a tailless aircraft at supersonic speed, using thrust vectoring.
:D :D :D
 
Реклама
FW, безкилевой Х-31 вроде как и остался только идеей, не осмелились. Попробовали на Х-36
 
эта... а вот летает В-2. Без ОВТ вовсе. И без киля. Ну он конечно не истребитель - но мы же про устойчивость? Расщипляющиеся элероны - плюс конечно аэродинамика собственно фюзеляжа. А уж имея возможность управлять вектором тяги - мы в принципе можем любые моменты создать - что тангажа что крена.
 
backfire, +1

ЗЫ: Стыдно-то как, стюдента гоняю, а про такой пример сам забыл :oops:
 
vm, насчет В-2 понятно, но интересует именно бескилевой Х-31, вокруг которого третьи сутки пляшет спор :)
Остался ли он идеей, или все-таки летал? До сих пор понять не смог...
 
Захарий,
ответ на вопрос - может ли летать без киля - может. Как и без стабиизатора, да и без крыльев :) А вот был ли именно такой Х-31 - не знаю :)
 
backfire, и отсутствие киля такой машине - не помеха?? :eek:
А за счет чего, если не секрет? Или "летать" - это так, как я примерно обрисовал в первом посте?
 
Захарий,
летать - это обладать устойчивостью и управляемостью. То есть возможностью создавать моменты по различным осям. Киль создает два момента - по оси Y и по оси Х. Эти моменты мы можем кроме киля создавать разными способами - расщепляющиеся элероны (как на В-2), или же отклонение вектора тяги - из наших это Миг-29 ОВТ и с некоторым приближением более ранний Су-35 - у которого сопла хоть и ходят в одной плоскости - но развернуты на 15 градусов. Это все про момент по оси Y, потому как по оси Х у нас элероны есть:) Плюс - нужна электронная система которая анализируя сигнал с датчиков будет давать команды на создание нужных моментов.
 
backfire, то есть все упирается в сложную электронику, которая работает с соплом и элеронами/рулями высоты, верно?
 
ну собственно как и у Су-27 уже лет 25 как электроника управляет движением стабилизатора для обеспечения продольной устойчивости по перегрузке. Проще говоря - при неустойчивом статически планере электроника подруливает и не дает ему перевернуться - то есть обеспечивает продольную устойчивость. Соответственно ничего не мешает электроникой же обеспечивать поперечную/боковую устойчивость.
 
Реклама
Господа, а что, никто не прочёл сайт NASA? Не было бесхвостого X-31, всё это картинки. Поведение бесхвостого самолёта эмулировалось на X-31 тем, что система управления автоматически подавала на рули сигналы, соответствующие отсутствию киля. Возможно, замеряли давление на киль, и если дует справа отклоняли автоматически руль направления влево и т.д.

А другая система (точнее, другой софт на той же системе), которая управляла, в том числе, и ОВТ, пыталась всё это скомпенсировать.
 
Назад