Плоский штопор для гражданского самолета.

Fireball

Местный
Объясните чайнику почему из него не выйти гражданскому самолету?
Ну попал он в плоский штопор, ну дали взлетный режим, самолет набрал скорость и летит себе дальше. :)
Ну да, увеличение режима не моментально происходит, но с эшелона самолет падает довольно долго. Запас по времени есть.
На эшелоне недостаточная плотность воздуха, для нормальной работы двигателей на скорости близкой к 0? Ну так скоро же самолет при потери высоты окажется в довольно плотном воздухе.

Где я ошибаюсь?
 
Реклама
Из плоского штопора вообще выходить сложно, не только гражданским.



Вот тут.


Ну попал он в плоский штопор, ну дали взлетный режим, самолет набрал скорость и летит себе дальше.

Во-первых, в плоском штопоре часто бывает помпаж, и взлетный режим не дашь. И разве увеличением тяги можно из штопора выйти?
 
а почему именно плоский? и почему сразу штопор? Я так понимаю и из сваливания глубокого гражданский не выйдет, из обычного штопора - тоже.
Во-первых - мала эффективность управления, и из-за срывов, и из-за малой скорости. По этой причине любые действия летчика очень не скоро приведут к результату, а самолет к земле сыпется.
Во-вторых - режимы достаточно устойивые (это особенность аэродинамики конкретного типа, вот Ан-2 говорят из штопора сам выходит) и даже создав какое-то управляющее воздействие не так легко из них выйти.
В-третьих - двигатели на нерасчетных режимах - на них тоже срыв и тяги нет. Но даже при наличии тяги при угле атаки 50 градусов разгонятся будет затруднительно.

И разве увеличением тяги можно из штопора выйти?
увеличение тяги скорее всего ничего не даст, а вот разнотяг, говорят, может помочь.

---------- Добавлено в 11:54 ----------

Ну так скоро же самолет при потери высоты окажется в довольно плотном воздухе.
да, очень скоро, в этом в общем и проблема
 
Во-первых, в плоском штопоре часто бывает помпаж, и взлетный режим не дашь. И разве увеличением тяги можно из штопора выйти?
Помпаж, как я понимаю, возникает из за того, что скорость набегающего потока воздуха очень низкая. Т.е. двигатель "задыхается". Но на земле то его же запускают как то.
А почему из штопора (плоского) нельзя выйти увеличением тяги? Тягу увеличили, горизонтальная скорость выросла, появилась подъемная сила, самолет перестал терять высоту.

---------- Добавлено в 19:04 ----------

Но даже при наличии тяги при угле атаки 50 градусов разгонятся будет затруднительно.
А откуда взялся угол атаки 50 градусов? При плоском штопоре самолет падает плашмя. Или я и тут ошибаюсь? :oops: Ну т.е. я понимаю, что он не идеально плоско падает.
 
Помпаж, как я понимаю, возникает из за того, что скорость набегающего потока воздуха очень низкая.
нет, на стоянке ж он работает:)
Из-за того, что угол входа воздуха в двигатель велик и в воздухозаборнике и компрессоре возникает срыв.

При плоском штопоре самолет падает плашмя
да что Вам именно плоский-то дался? И собственно не падает - а летит, с углами атаки выше некоторого критического и в неуправляемом вращательном движении. Или без вращения - в случа сваливания. Угол атаки - угол между проекцией строительной оси и проекцией вектора скорости на плоскость XY
 
Т.е. угол атаки допустим в 50 градусов берется из за большой вертикальной скорости, как я понимаю. А почему при нем двигатели не развивают тяги?
скорость - она одна, вектор такой. А из-за срыва потка на входе двигатель они не дают тяги.
 
нет, на стоянке ж он работает:)
Из-за того, что угол входа воздуха в двигатель велик и в воздухозаборнике и компрессоре возникает срыв.
Ну на стоянке таки плотность воздуха значительно больше, чем на высоте. :)

Т.е. как я понимаю, если нос каким то образом опустить, что бы угол входа воздуха в двигатель был нормальным, и дать взлетный режим двигателям, то тогда выйти таки можно. И проблема просто в том, что нос не опустить, т.к. отсутствует набегающий поток воздуха достаточный для того, что бы управляющие плоскости стали эффективными. Правильно?
 
Реклама
Т.е. как я понимаю, если нос каким то образом опустить
то можно двигатели и вовсе выключить :) В пикировании нормально разгонитесь и сядете если будет куда. С другой стороны - если даже Вы и организуете каким-то образом тягу в штопоре - она Вам не поможет особо - с таким углом атаки ни скорость не увеличите, ни чего другого полезного не сделаете. Ну разве что разнотяг против вращения попробовать.
Потеря тяги может стать причиной сваливания - потеряли скорость и пытались на эшелоне удержаться, но вот после начала этого режима уже аэродинамика играет главную роль.

---------- Добавлено в 12:42 ----------

"Уважаемые пассажиры, говорит ваш капитан, к сожалению, мы попали в штопор, поэтому нам придется отцепить носовую часть самолета и спустить ее на парашюте. Пожалуйста, не спеша, без паники, займите первые три ряда."
ядумаю не хватит веса жалких пары сотен пассажиров чтобы существенно уменьшить угол атаки :)
 
С другой стороны - если даже Вы и организуете каким-то образом тягу в штопоре - она Вам не поможет особо - с таким углом атаки ни скорость не увеличите, ни чего другого полезного не сделаете.
А можно вот тут как то попонятнее? Самолет падает вертикально. Допустим, без ускорения. Т.е. сила сопротивления воздуха направленная вверх и сила тяжести направленная вниз равны по модулю. Допустим мы как то создали тягу (почему ее проблематично создать я уже понял :) ), но если мы ее таки создали, то почему самолет не начнет набирать скорость в горизонтальном направлении?
 
Fireball, ну аэродинамика самолета в таком режиме весьма причудлива. Рассмотрим более простую ситуацию - горизонтальный полет. Увеличиваем тягу, не меняя положение органов управления. Самолет, как ни странно, скорость не наберет, а из горизонтального полета перейдет в набор высоты.
В случае же спирального движения, подозреваю, увеличится угловая скорость, например. Или радиус вращения. В случае сваливания - траектория из вертикальной станет наклонной. Нам не тяга нужна когда мы в сваливании/штопоре, и не скорость - нам надо восстановить нормальную картину обтекания самолета. А поперек потока его как ни разгоняй - ничего хорошего не выйдет. А для восстановления обтекания надо создать какие-то управляющие моменты, двигатели же максимум могут создать момент рысканья за счет разнотяга.
 
Последнее редактирование:
Тема гоодная!!! Действительно, хотелось бы многие вещи по сабжу не как данность воспринимать, а понимать хотя бы на примитивном уровне... Так что Уважаемые Специалисты не стесняйтесь, поактивнее в обсуждениях участие принимайте. И желательно на слегка примитивненьком уровне объясняйте. Мне вот совсем непонятно то, что при штопоре в качестве частого сопутствующего фактора помпаж возникает, ну вот допустим затенение как на Ту-5 я ещё могу уразуметь, а почему помпаж возникает от того, что поток воздуха в двигатель под углом поступает, мне не очень понятно... Движки что, любят одинаковое давление на по всему своему диаметру?
 
Fireball, ну аэродинамика самолета в таком режиме весьма причудлива. Рассмотрим более простую ситуацию - горизонтальный полет. Увеличиваем тягу, не меняя положение органов управления. Самолет, как ни странно, скорость не наберет, а из горизонтального полета перейдет в набор высоты.
В случае p;t спирального движения, подозреваю, увеличится угловая скорость, например. Или радиус вращения. В случае сваливания - траектория из вертикальной станет наклонной. Нам не тяга нужна когда мы в сваливании/штопоре, и не скорость - нам надо восстановить нормальную картину обтекания самолета. А поперек потока его как ни разгоняй - ничего хорошего не выйдет. А для восстановления обтекания надо создать какие-то управляющие моменты, двигатели же максимум могут создать момент рысканья за счет разнотяга.
Ага. Спасибо. Что то хоть чуть-чуть прояснилось. Что бы прояснилось больше, как понимаю, надо курить сложные книжки с большим количеством букв по аэродинамике. :confused2:
 
Fireball, да, там и на простых режимах бывает интересно, а уж в сваливании/штопоре...
Кстати, по идее увеличивая скорость возможно получится перевести самолет в крутую снижающуюся спираль - но из такой спирали он все равно не выйдет. И вертикальная скорость при этом еще и увеличится, а высоты и так нет - каждый виток штопора 1-2 км съест.

Движки что, любят одинаковое давление на по всему своему диаметру?
они любят чтобы поле скоростей перед компрессором было равномерным и желательно чтобы скорости понаправлению совпадали с осью компрессора.
Иначе на некоторых лопатках начнется срыв потока - и получим помпаж. Ну и если срыв произойдет на воздухозаборнике - то и лопаткам компрессора достанется.
 
У гражданского самолёта тяговооружённость и возможность выдерживать перегрузки не такая, как у истребителя например, может поэтому.
 
в критической ситуации все паксы дружно бросались в носовую часть самолета и нос опускался бы
хотел бы я посмотреть на того, кто в штопоре отцепится и сможет добежать от хвоста до носа :)
Имхо, надо ставить пиропатроны в кресла - хрен с ними, с пассажирами, все равно при крушении тоже помрут, зато выстрелив ими (частью их?) в нос, мы спасем пилотов и технику.
 
хотел бы я посмотреть на того, кто в штопоре отцепится и сможет добежать от хвоста до носа :)
А что, во время плоского штопора какие то жутко сильные перегрузки? Ну т.е. в его начале, понятно. А потом сила тяжести уравновешивается силой сопротивления воздуха и несмотря на то, что самолет стремительно падает, перегрузок, по идее, больших быть не должно.
 
Реклама
Fireball, его еще крутит и гоняетпо углам крена-рысканья все же. То есть в среднем там конечно 1, а вот знакопеременные перегрузки по разным направлениям вполне себе будут.
 
Назад