Почему фонарь кабины называют фонарем? (ЧА, ?, ОСНЗ)

Капитан Гагабу

CargoAircraftOnly
Вот такой вопрос мне тут задали... поставили в тупик, аж самому интересно стало :D
Кто-нибудь может сказать, откуда это пошлО?
 
Реклама
Прозрачный, выпуклый, имеет переплёт (как старые корабельные фонари). Где то читал описание эркера, как "выступал "фонариком" наружу" — может быть, "эркер" и "фонарик" у архитекторов — синонимы?
Всё вышесказанное — лишь предположения.
 
Захарий, это дейсвтительно пришло с флота. Там фонарем называли застекленный потолок, через который в дневное время освещался трюм.
 
Ну, я немного "смухлевал" - проверил себя по политехническому словарю :) Словечко от греческого происходит - phanarion, светильник, факел. Кстати эркер, если верить словарю - архитектурный синоним.
 
vm, не только на флоте. Любое потолочное окно называется фонарем.
 
Последнее редактирование:
Скорее всего если "окошки" расположены в вертикальной плоскости - то иллюминаторы, если в горизонтальной - то фонари.
 
Прицел,
Не соглашусь.
Но в логике этимологии, похоже, все участники сошлись. :)
 
Реклама
Да, действительно, очень много слов мы используем даже не задумываясь об их происхождении... :)
 
Так и не понял, к чему вы сошлись... Сдается мне, что путь примерно такой: в задней части парусных судов была застекленная пристройка, по сути эркер и был. Он и корабль в темноте обозначал, и просто местом обитания людей был. При этом только там разрешалось разводить огонь - корабли были деревянными, изрядно просмолеными, и пожар на таком корабле - автоматически катастрофа. При этом и с обычным, уличным или переносным граненым фонарем некий общий вид был. А потом уже сыграло то, что в авиацию многие термины и понятия пришли из флота и практически в оригинальном виде используются до сих пор.
 
Eduard сказал(а):
Сдается мне, что путь примерно такой: в задней части парусных судов была застекленная пристройка, по сути эркер и был.
Нет. На водных судах существовали (раздельно):
1. Гакабортные фонари (предтеча нынешних навигационных) — белый по центру, два по бокам; всё это располагалось на корме (гакаборт "навешивался" на её крайнюю оконечность). Фонари, как фонари, только огромные.
2. Световые люки (по версии vm — "фонарь"; возможно, одно синоним другого). Прорезались и стеклились либо прямо в палубе, либо в этаких "двускатных домиках", высотой, нуу, человеку по пояс или ниже. Сквозь них освещались трюм, машинное, етц.

Эркер — это к архитекторам. Просто, в одном месте выидел описание эрекра, как "выступал 'фонариком' наружу".

Офф\разжигать огонь можно было во многих местах. А вот ночью, да, кроме нактоуза, его гасили абсолютно во всех других местах.
 
Как строитель (теперь уже бывший) подтверждаю, что выступающие , застекленные надстройки на крышах цехов (и не только) называют "фонарями". С каких пор это повелось - без понятия.:)
 
Aziatovich сказал(а):
застекленные надстройки на крышах цехов (и не только) называют "фонарями". С каких пор это повелось - без понятия.
Да, это тоже есть.
Ведётся минимум с 1926года — в СССРовской Технической Энциклопедии от этого года такая статья с таким определением есть.
 
Экзот сказал(а):
Нет. На водных судах существовали (раздельно):
1. Гакабортные фонари (предтеча нынешних навигационных) — белый по центру, два по бокам; всё это располагалось на корме (гакаборт "навешивался" на её крайнюю оконечность). Фонари, как фонари, только огромные.
Я и имел в виду ОГРОМНЫЙ фонарь во всю корму судна. Который не только сигнальный.
 
Реклама
Eduard,
Да нет же. Если Вы имеете в виду остекление почти во всю ширину кормы примерно на треть...половину ниже верхней точки кормы, то это остекление закрытой кормовой галереи (если корабль английский или французский) или остекление кормовых кают, выходящих на открытую галерею (если корабль испанский).
А я говорил о трёх фонарях, укреплённых на уровне или выше гакаборта (грубо говоря — ограждение кормы) — один фонарь на середине кормы, два по верхним её углам. Грубой внешней аналогией этих фонарей могут быть старинные уличные фонари; только уличные надо увеличить раз в пять.
 
Назад