В начале 70-х стало ясно, что для работы по теме СИП самолет требует большого объема переоборудования. То есть совмещение на ЛЛ Ил-18 № 201 (такое обозначение было принято в ЛИИ для этого борта) две большие темы получалось затруднительным. Поэтому в период с 1971 по 1974 год в ЛИИ прошел оборудование и испытывался уникальный СИП на базе Ил-18 СССР-27220. Самолет получил обозначение Ил-18РТЛ и фактически стал прототипом СИП на базе Ил-20.
На Ил-18РТЛ с громадным по тем временам обтекателем длиной около 11 метров и высотой около 1 метра исследовались ЛТХ (взлетно-посадочные характеристики, скороподъемность, дальность полета и пр.), в том числе и на аварийных ре жимах (при прерванном взлете и пр.). С учетом возможных условий применения СИП проверки проводились в различных климатических зонах с аэродромов Раменское, Владимировка, Ташкент, Андижан, Фергана, Самарканд, Омск, Новосибирск. Проведенные испытания позволили выработать рекомендации по технике пилотирования и методике применения СИП Ил-20РТ на любых испытательных полигонах и трассах СССР.