Мне кажется, что проблема шире, но если брать предложенный Вами срез - на чем летать сегодняшним авиакомпаниям в России и должны ли они любой ценой поддерживать отечественного производителя, то в принципе должны, потому что живут и работают в России. Любой ли ценой и в сильный ли убыток ли себе? Нет, потому что могут вылететь в трубу, а вслед за ними вылетят в трубу (окончательно) и заводы.
Если авиакомпании не берут наши самолеты, нужно, скорее, анализировать причины, чем бросаться обвинениями. Насколько наши самолеты товар? Что делает производитель, чтобы они стали товаром? Если он говорит "мы вам передали самолет, а дальне не наше дело", такой производитель по идее не имеет права на существование. Как можно было производить Ту-204, передавать его в эксплуатацию, не наладив как следует послепродажного обслуживания? И заявлять в интервью с убеждением, что этим, мол, должны заниматься некие "другие"? И последовавшее за этим прозрение, похоже, запоздало. Десять лет чем они думали и чем занимались?
Еще один пример - стоящие на земле Ан-140 "Якутии". Та же логика. Это то, что я называю утратой веры и жизненной силы. Что здесь? Голый экономической расчет? Непонимание близости конца? Неспособность к организации? Все в каком-то тяжелом и вязком масле. Смотреть на все это больно и обидно.
И снова все тот же вопрос, коренной: ПОЧЕМУ?
А насчет искусственной поддержки - она на определенных этапах тоже нужна и неизбежна. Но она должна быть частью процесса роста и обновления. Если роста и обновления нет, а есть иждивенчество бесконечное, проедалово (и у "нас", и у "них"), она теряет смысл. С другой стороны, из лет юности я помню статьи в "Юманите" с обличением французского правительства за поддержку Эрбаса и разбазаривание народных денег с примерами распилов (включая фамилии и суммы, с фото часов, особняков, любовниц и яхт). И где сейчас эти обличители? А Эрбас?