Спасибо тебе, Стас204. Ты, наверное, уже понял, что у нас большая и разнообразная страна, в которой живут очень разные люди со своими очень разными мнениями. Когда ты приедешь сюда, ты убедишься в этом еще нагляднее. Главное, чтобы это не отбило у тебя любовь и тягу к России.
На вопрос, почему в России эксплуатируется все меньше российских самолетов, разные люди тебе тоже ответят совершенно по-разному, в зависимости от своих познаний и жизненной позиции.
Мне кажется так: для того, чтобы проектировать и строить самолеты, нужная прочная экономика и научная школа, развитая промышленность, то есть деньги, знания и технологии. Но главное, для этого нужны люди, которые посвятили этому делу свою жизнь и считающие, что это самое главное дело на земле. А еще множество других людей, выращивающих хлеб, играющих в преферанс и домино, стоящих у станка и за прилавком, сидящих за столами и пишущих статьи и книги, словом, занимающихся в жизни всем остальным, но верящих, что в их стране должны строиться и летать самолеты, и эти самолеты должны быть лучшими в мире. Верящих в себя и свою страну. Это главное условие того, чтобы самолеты строились и летали. Как никакая другая отрасль, авиастроение стоит на знании и вере людей. И оно существует только там, где это знание и вера есть. И исчезает там, где перестает существовать одно из этих условий.
В какой-то момент мы перестали верить в свои самолеты, в себя и свою страну. Началось это еще задолго до твоего и моего рождения. Сначала это неверие охватило тех, кто сидел за столами и писал статьи и книги. Затем стало постепенно охватывать остальных. Одними из последних, в ком оставалась вера, были люди, строившие самолеты и продолжавшие свое дело даже тогда, когда все рушилось вокруг, мы потеряли свою большую страну - СССР - и чуть не потеряли малую - Россию, когда встали заводы, ушли рабочие, разошлись и разъехались ученые, а государственные руководители и почти все остальные решили, что стране не нужны свои самолеты. Зачем, если есть хорошие иностранные самолеты, европейские и американские: они едят меньше нашей нефти, с потолка свисают телевизоры с красивыми дяденьками и тетеньками, а когда в них летишь, чувствуешь себя почти в Европе и в Америке, европейцем, а может даже американцем. У нас тогда очень многим этого хотелось.
А главное, не нужно было стараться, думать, волноваться, искать, учиться, убеждать, работать, терпеть лишения и жертвовать комфортом, словом делать все то, что делают люди в странах, где рабочие и инженеры создают самолеты, на которых с удовольствием летают все остальные.
Это, наверное, стало главной причиной, из-за которой случилась две беды: одна огромная, со всей нашей страной, а другая беда - поменьше - с пассажирским авиастроением. Теперь вместо сотен машин промышленность всех стран бывшего СССР производит в год не более двух десятков, несмотря на все старания и призывы.
Некоторое время назад страна начала прозревать. И государственные руководители, и любители домино и преферанса, и игроки фондового рынка, и даже дяденьки и тетеньки, которых показывают по телевизору и которые пишут книги и статьи. Посреди невероятных споров некоторые стали оглядываться и спрашивать: а где же наши самолеты? А надо сказать, что в смутное время 90-2000-х годов люди, не утратившие веру и сохранившие огонек знания, смогли сохранить и часть авиационного производства. Особенно преуспели в этом те, кто в советское время производил военные самолеты и вертолеты на экспорт: они сохранили старые связи, нашли новых покупателей, не потеряли себя в условиях рынка, подтянулись, научились работать по-новому. Они поняли, что самолет или вертолет мало произвести, его нужно продать как товар, то есть предложить покупателю изделие, которым тот сможет с удовольствием пользоваться длительное время, извлекая из этого пользу и выгоду, а если изделие, паче чаяния, сломается, его можно будет быстро и без головной боли починить.
Таких преуспевших и сохранивших веру оказалось совсем не много, но именно они сейчас пытаются реанимировать наше остальное авиастроение, буквально вдохнуть в него новую жизнь. Вот уже вертолетчики почти оправились. "Задышали заводы", сказал мне еще в 2007 году один из них. Сейчас они чувствуют себя совсем не плохо, выпускают сотни машин в год, готовят новые модели, модернизируют старые, создают новые производства. Дело не без трудностей, но идет, и мы воспринимаем их успехи почти как должное.
А с пассажирским авиастроением все никак не заладится. Слишком тяжел организм, слишком долго он лежал без движения, и многие его жизненные органы отмерли. Сохранившим веру приходится создавать буквально заново - конструкторские школы, технологии, производства, структуры управления, сохранять старые и подбирать новые кадры, учить и учиться самим, воспитывать людей, преодолевать огромное сопротивление, искать деньги, следить за тем, чтобы не исчезали неизвестно куда, отбиваться от наседающих любителей красивой и легкой жизни. Бороться с чужим вредительством и собственным головотяпством. Искать союзников. Сохранять веру в себе и поддерживать ее в других.
Пока процесс напоминает вновь собранный двигатель, который крутится на стартере, но никак не схватится и не наберет обороты. Сначал был бензин, но не было искры. Потом появилась искра, но залило свечи. Меняем свечи и крутим снова. Главное - успеть запустить двигатель, пока не сел аккумулятор. Запасного не будет.
Это сугубо мое мнение. У других оно может быть другим, и они его обязательно выскажут, как уже высказывали много раз.
Почитай наш форум, не пожалей времени. На единицу полезной информации здесь приходится гораздо меньше пустого трепа и препирательств, чем на других подобных. Здесь почти нет праздных и равнодушных людей. Думаю, ты многое поймешь. В России и с Россией надо жить долго.
Спасибо тебе еще раз, 204-й.