Изначально самолёт — обычный пассажирский.
Экзот, поясню:
Что необычного в Ил-86 для пассажирского самолёта:
Во-первых, ближне/среднемагистральный широкофюзеляжник с коммерческой точки зрения напрочь невыгоден, особенно в наших краях. Он может использоваться с полной загрузкой только в сезон (а сезон короткий, во времена СССР - три летних месяца, от силы - четыре). В остальное время (за исключением пары - тройки направлений) самолёт будет либо возить пустые кресла, либо давить бетон. Поэтому за свои кровные его никто покупать не будет.
Широкофюзеляжник нужен на дальних дистанциях, где время вылета/прилета удобное только одно - например, в ночь. Там как раз выгодно заменить два 707х на один 747й (например). На коротких маршрутах (до 3-4 часов) как раз выгоднее частоту увеличить. И пассажирам так удобнее, и перевозчику - для стыковок.
А вот если самолёт выдали как мобилизационные мощности, тогда другое дело. В сезон борт летает (заодно и экипажи в форме поддерживает), в остальное время стоит в резерве. И есть не просит (за всё платит народ).
Во-вторых: ресурсы у Ил-86 составляли (ЕМНИП): 30 000 часов или 30 лет. Делим одно на другое, получаем 1000 часов в год, 83 часа в месяц, 2,5 часа в день. Маловато будет.
Любая работающая (т.е. приносящая доход) машина должна работать хотя бы одну полную смену в день. (Сеялки с комбайнами не в счет, с их сезонностью ничего не поделаешь). А вот для мобрезерва самый лучший режим использования: периодически проветривается, чтобы не ржавел, и экипажи навык поддерживают.
Для сравнения: нормальные коммерческие самолёты в 30-летнем возрасте списываются с налётом за 100 тысяч часов. И не только дальнобойные 747е: в прошлом году Patriot приводил цифры по списываемым Дельтой (?) DC-9 - там и по 115 тысяч были.
Ещё: затея со встроенными трапами. В крупнейших аэропортах СССР трапов нехватало? Так проще закупить два - три десятка дополнительных трапов, чем уродовать самолёт лишними дырками в фюзеляже, нагружать его лишним весом, отнимать место у грузовой кабины.
Смысл встроенного трапа совсем другая: когда надо быстро загрузить на борт 500 мобилизованных рыл где-нибудь в Дягилево/Третьяково/Иваново-Северный (где трапов отродясь не было) и таким же макаром их выгрузить в Альштедте (где с трапами как в Третьяково), встроенный трап вещь незаменимая.
Так что Ил-86 только с виду пассажирский.
И заодно: в коммерческом самолёте на первом месте экономика - куда летают люди, когда и в каких количествах, и как на этом лучше всего заработать. И только из этого формируется заказ: какой самолёт, с какой дальностью, с какой вместимостью, что в нём нужно, а что - нет. А не наоборот.
---------- Добавлено в 19:38 ----------
Прошу прощения, что не сразу ответил. Времени нет на длинные посты - зарабатывать тоже когда-то надо.