http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=780040
Приложение к газете "Коммерсантъ" № 121(3697) от 12.07.2007
Коттеджное строительство переживает бум, девелоперы готовы осваивать любые пригодные для строительства территории, в том числе расположенные рядом с аэропортами. Покупателей коттеджей никто не предупреждает об опасностях, связанных с таким соседством. Между тем жизнь под крылом самолета становится все опаснее.
Стройка без разрешения
Покупая дом или дачу поблизости от аэропорта, вы рискуете в первую очередь здоровьем, физическим и психическим. Авиационный шум, слив керосина, выбросы неотработанного топлива при взлете и посадке самолетов, электромагнитное излучение радиолокационных станций -- со всем этим вам придется мириться. Застройщики не предупреждают клиентов об опасности проживания вблизи аэропорта -- строят-то не для себя. А когда клиенту становится очевидно, что ни спать, ни работать он не может, он бежит жаловаться в разные инстанции. Тогда-то и оказывается, что поселок строился без разрешения аэропорта, претензии предъявлять надо застройщику, а того и след простыл.
"Статья 46 Воздушного кодекса РФ гласит, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений в пределах приаэродромной территории должны проводиться по согласованию с собственником аэродрома. Того же требует и статья 128 Федеральных правил использования воздушного пространства,-- объясняет начальник службы охраны труда и окружающей среды аэропорта Шереметьево Елена Адамовская.-- Однако на деле местными органами власти могут выделяться земельные участки под строительство жилых и промышленных объектов без согласования с руководством аэропортов".
Между аэропортами и местными администрациями разгораются бумажные войны, в которых основные потери несет потребитель. "С начала 1990-х годов вокруг аэропорта Шереметьево стало появляться множество незаконных застроек, недобросовестные главы районных администраций и компании-застройщики превратили людей в заложников,-- утверждает гендиректор международного аэропорта Шереметьево Михаил Василенко.-- Аэропорт Шереметьево письменно уведомлял местные органы власти о недопустимости застроек вблизи аэродрома, однако зачастую они предпочитали просто зарабатывать деньги на незаконной продаже земель. Яркий пример тому -- дачи в районе Шереметьевского леса, практически сразу за территорией аэродрома. Это соседство угрожает прежде всего безопасности полетов и жизни людей, вспомните катастрофу в Иркутске, когда самолет упал за забором аэропорта. Сейчас в связи со строительством прямой железнодорожной ветки к Шереметьево все незаконные постройки в этом районе будут снесены. В этом нет вины тех, кого обманули органы власти, компенсировать убытки жителям должна администрация".
"Массовое несанкционированное строительство ведется и в зоне аэропорта Внуково,-- отмечает руководитель пресс-службы аэропорта Константин Конаныхин.-- Радиус контролируемой аэропортом территории в соответствии с нормами годности к эксплуатации гражданских аэродромов -- 50 км от контрольной точки аэродрома, то есть его геометрического центра. Все строительство в пределах 50 км от этой точки должно согласовываться с аэропортом".
Впрочем, трудно заставить застройщиков небольших поселков спрашивать разрешение на строительство у ближайшего аэропорта, если даже массовое жилищное строительство ведется без согласования с авиаторами. "Массовая застройка в 1990-х годах московского района Южное Бутово вблизи действующего аэродрома совместного базирования Остафьево и непосредственно под маршрутами движения самолетов, выполняющих взлетно-посадочные операции в аэропорты Домодедово и Внуково, проходила без должной экологической экспертизы,-- утверждает начальник отдела ГосНИИ гражданской авиации Олег Картышев.-- Аналогичная ситуация и с застройкой Зеленограда, Сходни и Лобни, Подрезкова, Новоподрезкова и других населенных пунктов, расположенных вдоль маршрутов входа и выхода из зоны аэродрома Шереметьево. Очень много самостроя в Мытищинском и Солнечногорском районах, в районе поселка Хлебниково. В зоне, контролируемой аэропортом Домодедово, без согласования ведется строительство в районе города Домодедово, поселка Красный Путь, города Видное. В Видном, кстати, некоторые стройки заползают прямо под глиссаду -- самолеты пролетают на высоте 400 м, буквально над головой".
Как сообщил нам Олег Картышев, сейчас в районе поселка Бараново, который находится вблизи аэропорта Внуково, продаются земельные участки под застройку. Когда самолеты идут на посадку, шума не слышно, но когда взлетает Ил-86, что бывает регулярно, уровень шума на этой территории -- 96 децибел.
Зеленый шум
Самая громкая причина дискомфорта населения таких поселков -- шум. Как объясняет Константин Конаныхин, уровень шумового фона аэропорта зависит от нескольких факторов, прежде всего от интенсивности взлетов и посадок. "Безусловно, большое значение имеет и состав парка воздушных судов авиакомпаний, выполняющих полеты в данный аэропорт, поскольку уровень шумового воздействия у разных типов лайнеров, естественно, не одинаков",-- отмечает он.
Шум от взлетающего самолета, как уверяет Олег Картышев, распространяется на 20 км, а при посадке -- на 15 км. Это, конечно, не значит, что в 15-20 км от линии взлета лайнеров люди глохнут от шума, но здоровья им этот шум не прибавит.
Интересные данные нам сообщили в Центре экологической безопасности гражданской авиации. Медики сравнили заболеваемость взрослого населения поселка Московский (недалеко от Внуково) и пациентов поликлиники N5 в Мытищах (контрольный район). Исследования проводились в 1986-1991 годах. Так вот, в поселке Московский было выявлено превышение заболеваемости органов дыхания, нервной системы, травм, гипертонической болезни, болезни органов пищеварения (в частности, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки) по сравнению с контрольным районом. Углубленная разработка за шесть лет заболеваемости жителей отдельных домов поселка Московский и контрольного дома в Мытищах показала, что общее количество заболеваний в Московском в целом в два раза больше, чем в Мытищах.
Поселок Московский не исключение. От шума самолетов, по данным ГосНИИГА, сегодня страдают жители более 200 населенных пунктов области, в число которых входят города Лобня, Домодедово, Видное, Мытищи, Химки, Троицк, Одинцово, Раменское, Жуковский, Железнодорожный, Балашиха и Щербинка. Круглосуточному воздействию авиационного шума подвергаются более 2 млн жителей Московской области. И их количество увеличивается по мере роста числа поселков в зонах аэропортов и развития самих аэропортов.
"Воздушный транспорт России развивается в 2-2,5 раза быстрее экономики в целом. А московский узел -- это 60-70% нашего авиатранспорта,-- утверждает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.-- Интенсификация воздушного движения приведет к тому, что районы аэропортов Домодедово и Шереметьево будут подвергаться все большему воздействию шума и выбросов. А если учесть, что эти аэропорты неизбежно будут развиваться, то и экологическая обстановка на территориях, расположенных вблизи них, будет тоже неизбежно ухудшаться. Что касается Внуково, то его развитие, возможно, будет не столь интенсивным благодаря его специализации и статусу правительственного аэропорта".
Впрочем, сами аэропорты принимают меры для снижения шума. Например, как нам сообщили в аэропорте Домодедово, сейчас там ведется работа по частичному изменению схем выхода воздушных судов и захода на посадку.
Приложение к газете "Коммерсантъ" № 121(3697) от 12.07.2007
Коттеджное строительство переживает бум, девелоперы готовы осваивать любые пригодные для строительства территории, в том числе расположенные рядом с аэропортами. Покупателей коттеджей никто не предупреждает об опасностях, связанных с таким соседством. Между тем жизнь под крылом самолета становится все опаснее.
Стройка без разрешения
Покупая дом или дачу поблизости от аэропорта, вы рискуете в первую очередь здоровьем, физическим и психическим. Авиационный шум, слив керосина, выбросы неотработанного топлива при взлете и посадке самолетов, электромагнитное излучение радиолокационных станций -- со всем этим вам придется мириться. Застройщики не предупреждают клиентов об опасности проживания вблизи аэропорта -- строят-то не для себя. А когда клиенту становится очевидно, что ни спать, ни работать он не может, он бежит жаловаться в разные инстанции. Тогда-то и оказывается, что поселок строился без разрешения аэропорта, претензии предъявлять надо застройщику, а того и след простыл.
"Статья 46 Воздушного кодекса РФ гласит, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений в пределах приаэродромной территории должны проводиться по согласованию с собственником аэродрома. Того же требует и статья 128 Федеральных правил использования воздушного пространства,-- объясняет начальник службы охраны труда и окружающей среды аэропорта Шереметьево Елена Адамовская.-- Однако на деле местными органами власти могут выделяться земельные участки под строительство жилых и промышленных объектов без согласования с руководством аэропортов".
Между аэропортами и местными администрациями разгораются бумажные войны, в которых основные потери несет потребитель. "С начала 1990-х годов вокруг аэропорта Шереметьево стало появляться множество незаконных застроек, недобросовестные главы районных администраций и компании-застройщики превратили людей в заложников,-- утверждает гендиректор международного аэропорта Шереметьево Михаил Василенко.-- Аэропорт Шереметьево письменно уведомлял местные органы власти о недопустимости застроек вблизи аэродрома, однако зачастую они предпочитали просто зарабатывать деньги на незаконной продаже земель. Яркий пример тому -- дачи в районе Шереметьевского леса, практически сразу за территорией аэродрома. Это соседство угрожает прежде всего безопасности полетов и жизни людей, вспомните катастрофу в Иркутске, когда самолет упал за забором аэропорта. Сейчас в связи со строительством прямой железнодорожной ветки к Шереметьево все незаконные постройки в этом районе будут снесены. В этом нет вины тех, кого обманули органы власти, компенсировать убытки жителям должна администрация".
"Массовое несанкционированное строительство ведется и в зоне аэропорта Внуково,-- отмечает руководитель пресс-службы аэропорта Константин Конаныхин.-- Радиус контролируемой аэропортом территории в соответствии с нормами годности к эксплуатации гражданских аэродромов -- 50 км от контрольной точки аэродрома, то есть его геометрического центра. Все строительство в пределах 50 км от этой точки должно согласовываться с аэропортом".
Впрочем, трудно заставить застройщиков небольших поселков спрашивать разрешение на строительство у ближайшего аэропорта, если даже массовое жилищное строительство ведется без согласования с авиаторами. "Массовая застройка в 1990-х годах московского района Южное Бутово вблизи действующего аэродрома совместного базирования Остафьево и непосредственно под маршрутами движения самолетов, выполняющих взлетно-посадочные операции в аэропорты Домодедово и Внуково, проходила без должной экологической экспертизы,-- утверждает начальник отдела ГосНИИ гражданской авиации Олег Картышев.-- Аналогичная ситуация и с застройкой Зеленограда, Сходни и Лобни, Подрезкова, Новоподрезкова и других населенных пунктов, расположенных вдоль маршрутов входа и выхода из зоны аэродрома Шереметьево. Очень много самостроя в Мытищинском и Солнечногорском районах, в районе поселка Хлебниково. В зоне, контролируемой аэропортом Домодедово, без согласования ведется строительство в районе города Домодедово, поселка Красный Путь, города Видное. В Видном, кстати, некоторые стройки заползают прямо под глиссаду -- самолеты пролетают на высоте 400 м, буквально над головой".
Как сообщил нам Олег Картышев, сейчас в районе поселка Бараново, который находится вблизи аэропорта Внуково, продаются земельные участки под застройку. Когда самолеты идут на посадку, шума не слышно, но когда взлетает Ил-86, что бывает регулярно, уровень шума на этой территории -- 96 децибел.
Зеленый шум
Самая громкая причина дискомфорта населения таких поселков -- шум. Как объясняет Константин Конаныхин, уровень шумового фона аэропорта зависит от нескольких факторов, прежде всего от интенсивности взлетов и посадок. "Безусловно, большое значение имеет и состав парка воздушных судов авиакомпаний, выполняющих полеты в данный аэропорт, поскольку уровень шумового воздействия у разных типов лайнеров, естественно, не одинаков",-- отмечает он.
Шум от взлетающего самолета, как уверяет Олег Картышев, распространяется на 20 км, а при посадке -- на 15 км. Это, конечно, не значит, что в 15-20 км от линии взлета лайнеров люди глохнут от шума, но здоровья им этот шум не прибавит.
Интересные данные нам сообщили в Центре экологической безопасности гражданской авиации. Медики сравнили заболеваемость взрослого населения поселка Московский (недалеко от Внуково) и пациентов поликлиники N5 в Мытищах (контрольный район). Исследования проводились в 1986-1991 годах. Так вот, в поселке Московский было выявлено превышение заболеваемости органов дыхания, нервной системы, травм, гипертонической болезни, болезни органов пищеварения (в частности, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки) по сравнению с контрольным районом. Углубленная разработка за шесть лет заболеваемости жителей отдельных домов поселка Московский и контрольного дома в Мытищах показала, что общее количество заболеваний в Московском в целом в два раза больше, чем в Мытищах.
Поселок Московский не исключение. От шума самолетов, по данным ГосНИИГА, сегодня страдают жители более 200 населенных пунктов области, в число которых входят города Лобня, Домодедово, Видное, Мытищи, Химки, Троицк, Одинцово, Раменское, Жуковский, Железнодорожный, Балашиха и Щербинка. Круглосуточному воздействию авиационного шума подвергаются более 2 млн жителей Московской области. И их количество увеличивается по мере роста числа поселков в зонах аэропортов и развития самих аэропортов.
"Воздушный транспорт России развивается в 2-2,5 раза быстрее экономики в целом. А московский узел -- это 60-70% нашего авиатранспорта,-- утверждает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.-- Интенсификация воздушного движения приведет к тому, что районы аэропортов Домодедово и Шереметьево будут подвергаться все большему воздействию шума и выбросов. А если учесть, что эти аэропорты неизбежно будут развиваться, то и экологическая обстановка на территориях, расположенных вблизи них, будет тоже неизбежно ухудшаться. Что касается Внуково, то его развитие, возможно, будет не столь интенсивным благодаря его специализации и статусу правительственного аэропорта".
Впрочем, сами аэропорты принимают меры для снижения шума. Например, как нам сообщили в аэропорте Домодедово, сейчас там ведется работа по частичному изменению схем выхода воздушных судов и захода на посадку.