Копия другой интересной статьи:
http://www.veteranangola.ru/main/publikacii/krilha
Журнал "Мужская работа" (МР)
Сергей Кононов
К 45-летию гарнизона «Кипелово»
Под нами океан
(заметки о военно-морской авиаразведке)
Эпизодическое развертывание советских подводных лодок в районах боевого патрулирования американских атомных субмарин с баллистическим ракетами и маневровых авианосных ударных групп и соединений ВМС США, создание временных оперативных корабельных группировок в районах локальных войн и вооруженных конфликтов, отсутствие пунктов базирования флота на заморских территориях требовало от военно-политического руководства СССР поиска новых мер для предотвращения нападения вероятного противника с морских направлений, и такое решение было найдено. В середине 60-х годов произошли качественные изменения в характере боевой и повседневной деятельности ВМФ. Сложилась новая форма поддержки сил в высшей степени боевой готовности в мирное время – боевая служба.
Первыми к несению боевой службы приступили самолеты разведывательной авиации…
«Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века». Институт военной истории Министерства обороны РФ. 2000 г.
22-й, взлет разрешаю!
Это не ритуал.
Это обязанность зачитать «молитву», когда самолет на исполнительном страте готов к взлету. Впереди серым бетоном стелется трехкилометровая взлетно-посадочная полоса аэродрома. Экипаж на местах. Слово командиру корабля:
- КОУ, читать карту.
В наушниках шлемофонов всех членов экипажа раздается чуть хрипловатый голос КОУ – командира огневых установок:
- Компасы.
На исполнительном старте чтение контрольной карты, которая на авиационном жаргоне иногда зовется «молитвой», поручается ему, сидящему в хвостовом отсеке самолета и управляющему огнем шести стволов авиационных двадцатитрехмиллиметровых пушек АМ-23.
Густым басом о курсе взлета отвечает штурман корабля:
- 10, на взлет!
И на хрипотцу КОУ: «Курсоглиссадные приборы?», вновь басит:
-Включены.
- Управление передним колесом?.
- На пять, включено. Э
Это уже рапортует с правого кресла помощник командира корабля или «правак». И он же на: «Закрылки», отвечает:
- Двадцать три, на взлет.
- Винты до упора,- хрипит КОУ. –
По команде, – включается борттехник.
На этом миссия КОУ на взлете заканчивается. Прижимая пальцем ларингофон почти к кадыку, он произносит:
- Читать закончил.
И устраивается на сидении поудобнее, упираясь ногами в ожидании, когда инерция при взлете начнет отрывать его, сидящего «задом наперед», от спинки кресла.
Командир запрашивает командно-диспетчерский пункт (в просторечии КДП):
- 22-й, осмотр по карте, разрешите взлет.
Помощник руководителя полетов, находящийся на поле рядом с ВПП подтверждает, что полоса свободна.
С КДП - голос руководителя полетов:
- Двадцать второй, ветер слева, 40-50 градусов, до 5 метров, взлет разрешаю.
И командир - КДП:
- Взлетаю.
А экипажу:
- Двигатели к взлету, винты на упор!
Воздушное судно взрывается нетерпеливой дрожью в ожидании рывка в северное небо.
Борттехник из-за спины «правака» докладывает о своей готовности к взлету, и что двигатели работают нормально, винты на упоре.
Командир:
- Экипаж, взлетаю, держать газ, ноги с тормозов.
Застучали под колесами шасси стыки железобетонных плит. Скорость 150. Двигатели работаю нормально. Скорость растет: 180, 210, 250, …
Вот пройден рубеж в 270 километров в час. Взлет продолжается. Штурвал на себя, переднее колесо в отрыв. Нос поднимается. Руки на штурвале чувствуют резко возросшую нагрузку. У командира корабля впечатления такое, что он поднимает самолет в небо на своих руках …
Скорость 310 – отрыв!
Раскрученные колеса тормозятся, шасси убирается. Подъем в один метр в секунду до скорости 360 километров в час, а затем по мере нарастания скорости в несколько приемов убрать закрылки, лечь на курс и плавно вверх - за облака…
Взлет самолета, да еще с максимальным взлетным весом дело ответственное, а такого как ТУ-95РЦ и подавно. Можно совершить «подрыв», то есть выйти за критический угол атаки, когда происходит срыв воздушного потока, теряется подъемная сила и катастрофа неминуема. Некоторые летчики про взлет на «девяносто пятом» говаривали: «Это как тигрицу целовать: и страшно, и никакого удовольствия».
А взлетный вес сегодня максимальный - под 180 тонн при 90 тоннах керосина в баках. Потому что, хотя курса взлет с авиабазы Оленья почти на север, но лететь 22 борту не к полюсу, а по дуге большого круга с полярных широт к теплому и ласковому Карибскому морю, на остров Свободы – Кубу.
Так З92-й Отдельный дальнеразведывательный авиационный полк (392 ОДРАП) Краснознаменного Северного флота Союза Советских Социалистических республик начинал осваивать новые маршруты несения боевой службы.
Шла холодная война
Холодная война была в самом разгаре. Осенью 1962 года Карибский кризис поставил мир у последней черты перед ядерной войной. Ракеты с ядерными боеголовками, развернутые Советским Союзом на Кубе, готовы были к пуску для нанесения ядерного удара по территории главного противника – Соединенных Штатов Америки. Угрозу ядерной войны удалось предотвратить политическим путем.
После вывода ракетных полков с Кубы, территория США вновь стали недосягаемой для советских ракет. Подводных лодок в СССР было еще совсем мало, а авианосцев не строили.
Американцы же имели авианосцев достаточно, и их авианесущие соединения представляли реальную угрозу, противостоять которой могли наши военно-морские силы, вооруженные первыми ракетными комплексами П-6 и П-35 загоризонтного поражения целей на дальности до 350 километров.
Такие крылатые ракеты позволяли наносить удары вне зоны противовоздушной обороны противника, существенно снижая риски для своих кораблей и подводных лодок. Переменная траектория движения ракеты обеспечивала слежений и коррекцию траектории на большой высоте, а затем ракета переводилась на малую высоту, и буквально притираясь к водной поверхности, сближалась с целью в режиме самонаведения.
Появление в советских ВМФ крылатых ракет позволяло эффективно противостоять на океанском театре военных действий военно-морским силам «супостата». Но для этого командованию ВМФ СССР необходимо было получать достоверную и своевременную информацию о передвижении военно-морских сил США и НАТО, особенно авианесущих ударных соединений и самих авианосцев. И не только находить корабли, но и давать координаты целей нашим надводным кораблям и подводным лодкам, имеющим на вооружении ракетные комплексы с крылатыми ракетами.
Такую задачу могли тогда выполнить только части дальней авиационной разведки.
И тогда 18 апреля 1963 года в соответствии с директивой штаба Северного флота было принято решение о формировании отдельного дальнеразведывательного авиационного полка (ОДРАП).
Полк оснащался новыми по тем временам самолетами-разведчиками ТУ-95РЦ, буквы «РЦ» в названии которых обозначали: «разведка и целеуказание».
Ту-95РЦ
Размах крыльев, м 50.04
Длина, м 46.17
Высота, м 12.50
Масса, кг
пустого самолета 85500
максимальная взлетная 182000
Максимальная скорость, км/ч 910
Крейсерская скорость, км/ч 770
Дальность полета, км
без дозаправки 13400
с попутной и встречной
дозаправкой 17800
Практический потолок, м 10300
Экипаж, чел 11