Подкрылок неизвестного самолёта

Dan_Dan

Новичок
Здравствуйте, уважаемые форумчане.
Недавно нашёл элерон времён войны, на нём имеется шильдик (фото прикреплю)
Деталь была выпущена на авиационном заводе № 1

Прошу помочь с поиском модели самолёта, которой принадлежал этот подкрылок, заранее, спасибо

20200702_134924.jpg


20200702_134943.jpg


20200702_134959.jpg
 
Реклама
Последнее редактирование:
Я не знаю что такое подкрылок, но "штуковина" на фото похожа на поврежденный каркас внешней секции элерона МиГ-3.
MiG-3_wing.gif
Сейчас глянул продукцию завода № 1, в 30-е и 40-е годы он производил, помимо десятка других самолётов, самолёт МиГ-3.
Спасибо за ответ!
 
Появился ещё один вопрос, можно ли как-нибудь расшифровать надписи на шильде? Или узнать информацию о самолёте и экипаже?
 
А что конкретно расшифровывать то там?-)) имя начальника смены? Проследить остальное разумеется невозможно никак. В условиях войны было точно не до того, чтоб вести и хранить архивы по ремонту истребителей
 
А что конкретно расшифровывать то там?-)) имя начальника смены? Проследить остальное разумеется невозможно никак. В условиях войны было точно не до того, чтоб вести и хранить архивы по ремонту истребителей
Ага, совсем нечего сказать - например, что 4498 это заводской номер машины выпущенной в августе 1941го(149я машина 25й серии) и близкие по номеру машины значаться потерянными 120м ИАП в октябре 1941го.
 
Ага, совсем нечего сказать - например, что 4498 это заводской номер машины выпущенной в августе 1941го(149я машина 25й серии) и близкие по номеру машины значаться потерянными 120м ИАП в октябре 1941го.
Меня лично терзают некие сомнения насчёт того, что на элероне ставился номер, соответствующих заводскому номеру самолёта - в этом случае на нём было множество деталей, подозреваю, что некоторые и не в единственном экземпляре, с одинаковым номером. Ну и тем более непонятно как нумеровались тогда запчасти? Полагаю, что элерон относился к довольно часто меняемым в полевых условиях деталям. Логичнее предположить банально сквозную нумерацию выпускаемых запчастей и комплектующих, а не их привязку по номеру к конкретному самолёту
 
Похоже, что отдельный номер имели только моторы. Остальная мелочь не имела отдельного заводского номера именно потому, что мелочь. Нет смысла нумеровать каждый элерон, невелика важность." Практика показывает, что на самолете во многих местах дублировался его заводской номер. Например, на самолете Ил-2 на многих броневых листах краской дублировались заводской и сборочный номер самолета. В архивных документах различных авиачастей можно встретить акты списания самолетов по разным номерам: заводскому или сборочному. Есть смысл переписывать все попадающиеся номера на месте падения самолета. На МиГах во многих местах (на дюрале) тоже дублировался номер самолета, такая же картина и на самолетах Як."(Прокофьев И.Г.: "Методика определения имен погибших экипажей самолетов Красной Армии по обнаруженным обломкам самолетов")

На фото - номер самолёта. Но по нему нет данных. По 4499 - есть. Может его среди уцелевших поискать? А вдруг?

Тут какой-то список по номерам: Заводские номера МиГ-3
 
Последнее редактирование:
Похоже, что отдельный номер имели только моторы. Остальная мелочь не имела отдельного заводского номера именно потому, что мелочь. Нет смысла нумеровать каждый элерон, невелика важность." Практика показывает, что на самолете во многих местах дублировался его заводской номер. Например, на самолете Ил-2 на многих броневых листах краской дублировались заводской и сборочный номер самолета. В архивных документах различных авиачастей можно встретить акты списания самолетов по разным номерам: заводскому или сборочному. Есть смысл переписывать все попадающиеся номера на месте падения самолета. На МиГах во многих местах (на дюрале) тоже дублировался номер самолета, такая же картина и на самолетах Як."(Прокофьев И.Г.: "Методика определения имен погибших экипажей самолетов Красной Армии по обнаруженным обломкам самолетов")

На фото - номер самолёта. Но по нему нет данных. По 4499 - есть. Может его среди уцелевших поискать? А вдруг?

Тут какой-то список по номерам: Заводские номера МиГ-3
Всё же вопрос остаётся. Смысл дублирования номеров краской понятен - например консоли отстыковывались при перевозке, а поскольку стапель это стапель, то был прямой смысл нумеровать, чтоб в частях не подгонять детали. Но по опыту эксплуатации те же крылья ломались постоянно и их слали в виде запчастей в приличных количествах, а в той же Испании в гражданскую так и вовсе выпускали серийно на месте. Смысл дублирования заводского номера в металле на элероне не совсем понятен, имхо вовсе не та деталь, которая подгонялась под борт и тем более явно предполагалась к достаточно частой замене. Ну и собственно большой вопрос мой а как тогда маркировались запчасти то? Или их выпускал другой завод? Опять же в частях крылья и тем более мелкие запчасти безусловно перекидывались с борта на борт, когда собирали из списанных машин всё, что можно было использовать. В этом случае смысл такой маркировки не просто терялся, а скорее становился отрицательным.
 
Реклама
Похоже, что отдельный номер имели только моторы. Остальная мелочь не имела отдельного заводского номера именно потому, что мелочь. Нет смысла нумеровать каждый элерон, невелика важность." Практика показывает, что на самолете во многих местах дублировался его заводской номер. Например, на самолете Ил-2 на многих броневых листах краской дублировались заводской и сборочный номер самолета. В архивных документах различных авиачастей можно встретить акты списания самолетов по разным номерам: заводскому или сборочному. Есть смысл переписывать все попадающиеся номера на месте падения самолета. На МиГах во многих местах (на дюрале) тоже дублировался номер самолета, такая же картина и на самолетах Як."(Прокофьев И.Г.: "Методика определения имен погибших экипажей самолетов Красной Армии по обнаруженным обломкам самолетов")

На фото - номер самолёта. Но по нему нет данных. По 4499 - есть. Может его среди уцелевших поискать? А вдруг?

Тут какой-то список по номерам: Заводские номера МиГ-3
Вот, вот - как раз в конце той темы приведен пример дублирования заводского номера ручными штампами на обшивке машины. А еще их находят на бронеспинках, лючках, лонжеронах и т.д и т.п.
 
Вот, вот - как раз в конце той темы приведен пример дублирования заводского номера ручными штампами на обшивке машины. А еще их находят на бронеспинках, лючках, лонжеронах и т.д и т.п.
Там же и про попытку идентификации по номеру топливного бака, который тоже похож на номер самолёта:
Упомянутый в реестре МиГ-3 № 5063 штурмана 28-го иап ст. лейтенанта Г.Ф. Монастырского, который был сбит 29 октября 1941 г. в р-не Боровска, имел фюзеляжный топливный бак № 3599, а масляный - № 3450. Оба выпущены в сентябре 1941 г.
 
Всё же вопрос остаётся. Смысл дублирования номеров краской понятен - например консоли отстыковывались при перевозке, а поскольку стапель это стапель, то был прямой смысл нумеровать, чтоб в частях не подгонять детали. Но по опыту эксплуатации те же крылья ломались постоянно и их слали в виде запчастей в приличных количествах, а в той же Испании в гражданскую так и вовсе выпускали серийно на месте. Смысл дублирования заводского номера в металле на элероне не совсем понятен, имхо вовсе не та деталь, которая подгонялась под борт и тем более явно предполагалась к достаточно частой замене. Ну и собственно большой вопрос мой а как тогда маркировались запчасти то? Или их выпускал другой завод? Опять же в частях крылья и тем более мелкие запчасти безусловно перекидывались с борта на борт, когда собирали из списанных машин всё, что можно было использовать. В этом случае смысл такой маркировки не просто терялся, а скорее становился отрицательным.
Все перечисленные действия осуществлялись не от балды и по хотению, а с записью в формуляре, т.к. любая сборка имеет назначенный ресурс. Именно для этого на выходе с завода на машине должны быть отмаркированы все агрегаты и сборки, а готовые изделия сторонних поставщиков вписываются в формуляр и учитываются под номерами производителя.

Там же и про попытку идентификации по номеру топливного бака, который тоже похож на номер самолёта:
Упомянутый в реестре МиГ-3 № 5063 штурмана 28-го иап ст. лейтенанта Г.Ф. Монастырского, который был сбит 29 октября 1941 г. в р-не Боровска, имел фюзеляжный топливный бак № 3599, а масляный - № 3450. Оба выпущены в сентябре 1941 г.

Если они работоспособными сняты с поврежденных машин, не подлежащих восстановлению и поставлены на восстановленную с записью в формуляре - почему бы и нет. Просто формуляры давно уничтожены за малозначимостью, как и значительная часть материалов ИАС полков.
Опять же на Тризне, по ссылке в сообщении, коллега говорит, что опыту на баке был серийный номер производителя изделия, а не самолета.
 
Последнее редактирование:
Все перечисленные действия осуществлялись не от балды и по хотению, а с записью в формуляре, т.к. любая сборка имеет назначенный ресурс. Именно для этого на выходе с завода на машине должны быть отмаркированы все агрегаты и сборки, а готовые изделия сторонних поставщиков вписываются в формуляр и учитываются под номерами производителя
Разумеется. Собственно это было изначально к тому, что крыло от одного самолёта легко могло оказаться на другом и без формуляра делать вывод о том, что за борт на основании номера агрегата, даже если он соответствует номеру борта - нельзя. В полевых же условиях, особенно в 41/42 отнюдь не факт, что это даже и записывалось со сколько-нибудь достоверной точностью
Если они работоспособными сняты с поврежденных машин, не подлежащих восстановлению и поставлены на восстановленную с записью в формуляре - почему бы и нет. Просто формуляры давно уничтожены за малозначимостью, как и значительная часть материалов ИАС полков
Как я понял из того поста - там мы как раз имеем случай заводского формуляра и вполне логично, что поступающие из разных цехов и участков одного завода комплектующие могут иметь скорее свою серийную нумерацию и при сборке вовсе не обязательно, что на самолет с номером 4420 поставят насосы, баки, элероны и проч с номером именно 4420, а не те, которые под рукой и ближе лежат
 
Всё же вопрос остаётся. Смысл дублирования номеров краской понятен - например консоли отстыковывались при перевозке, а поскольку стапель это стапель, то был прямой смысл нумеровать, чтоб в частях не подгонять детали. Но по опыту эксплуатации те же крылья ломались постоянно и их слали в виде запчастей в приличных количествах, а в той же Испании в гражданскую так и вовсе выпускали серийно на месте. Смысл дублирования заводского номера в металле на элероне не совсем понятен, имхо вовсе не та деталь, которая подгонялась под борт и тем более явно предполагалась к достаточно частой замене. Ну и собственно большой вопрос мой а как тогда маркировались запчасти то? Или их выпускал другой завод? Опять же в частях крылья и тем более мелкие запчасти безусловно перекидывались с борта на борт, когда собирали из списанных машин всё, что можно было использовать. В этом случае смысл такой маркировки не просто терялся, а скорее становился отрицательным.
Смысл тут простой. И он в первую очередь для производства, а не для дальнейшей эксплуатации.

Кроме того, к сожалению, со взаимозаменяемостью многих узлов и деталей на советских самолетах в те годы были реально проблемы. Это вот на 109-х "мессах" немцы могли вольно крылья туда-сюда перекидывать.

И еще. Не могу сказать, что элерон относится к часто меняемым узлам.
Да и потока крыльев для МиГов - одни в ремонт, другие уже отремонтированные обратно - что-то вот никто ничего подобного не вспоминает.
Не было у МиГов таких проблем с крыльями, как на испанских И-16. Поликарпов этой урок успешно выучил и усвоил.
 
Как я понял из того поста - там мы как раз имеем случай заводского формуляра и вполне логично, что поступающие из разных цехов и участков одного завода комплектующие могут иметь скорее свою серийную нумерацию и при сборке вовсе не обязательно, что на самолет с номером 4420 поставят насосы, баки, элероны и проч с номером именно 4420, а не те, которые под рукой и ближе лежат
Вы сейчас путаете мягкое с тёплым: элероны к ПКИ, такие как - насосы, не относятся.
 
Там же и про попытку идентификации по номеру топливного бака, который тоже похож на номер самолёта:
Упомянутый в реестре МиГ-3 № 5063 штурмана 28-го иап ст. лейтенанта Г.Ф. Монастырского, который был сбит 29 октября 1941 г. в р-не Боровска, имел фюзеляжный топливный бак № 3599, а масляный - № 3450. Оба выпущены в сентябре 1941 г.
Да, я тоже почитал ещё , по МиГам и Ил-2 пишут, что у них четырёхзначных номеров много может быть на разных железяках, и рекомендуют все фиксировать и обращать внимание на дублированные, которые вероятнее всего и есть номер самолёта. То есть не стопроцентный факт, что шильд имеет именно номер самолёта, да и надпись "АГРЕГ N " - очень универсальная. История с баками тоже это подтверждает. Номер самолёта у мигов на тризне рекомендуют искать на центроплане( не уточняя где именно) , про элероны пока не нашёл ничего.
Наверное тогда никто не думал ,что нужно будет по элерону искать самолёт, а вот контролёра ОТК и его штамп на шильде - искать очень даже могли, чтобы притянуть в случае брака.
 
Последнее редактирование:
Смысл тут простой. И он в первую очередь для производства, а не для дальнейшей эксплуатации.

Кроме того, к сожалению, со взаимозаменяемостью многих узлов и деталей на советских самолетах в те годы были реально проблемы. Это вот на 109-х "мессах" немцы могли вольно крылья туда-сюда перекидывать.

И еще. Не могу сказать, что элерон относится к часто меняемым узлам.
Да и потока крыльев для МиГов - одни в ремонт, другие уже отремонтированные обратно - что-то вот никто ничего подобного не вспоминает.
Не было у МиГов таких проблем с крыльями, как на испанских И-16. Поликарпов этой урок успешно выучил и усвоил.
У испанских и-16 и и-15 проблемы были не только с отваливающимися крыльями, а с их банальным повреждением в результате аварий и боевых повреждений. Больше всего дырок привозили именно в крыле.
 
Вы сейчас путаете мягкое с тёплым: элероны к ПКИ, такие как - насосы, не относятся.
А к чему они относятся? Давайте попробуем нафантазировать цех сборочный 41 года, где собирают самолёты. Из соседнего цеха приходят в том числе элероны - явно не по одной штуке. Смысл в чём из этой партии выбирать именно те, которые имеют тот же номер? Уж скорее имеет смысл выбирать более подходящие под данное крыло - так быстрее. Маркирует же их приёмка ДО передачи в цех сборки - то есть серийный номер на них уже есть. Где там зелёное?
 
Да, я тоже почитал ещё , по МиГам и Ил-2 пишут, что у них четырёхзначных номеров много может быть на разных железяках, и рекомендуют все фиксировать и обращать внимание на дублированные, которые вероятнее всего и есть номер самолёта. То есть не стопроцентный факт, что шильд имеет именно номер самолёта, да и надпись "АГРЕГ N " - очень универсальная. История с баками тоже это подтверждает. Номер самолёта у мигов на тризне рекомендуют искать на центроплане( не уточняя где именно) , про элероны пока не нашёл ничего.
Наверное тогда никто не думал ,что нужно будет по элерону искать самолёт, а вот контролёра ОТК и его штамп на шильде - искать очень даже могли, чтобы притянуть в случае брака.
Разумеется. Это намного логичнее, чем дублировать номер планера на элевоне. А так есть элевон, его уникальный номер, клейма - в случае чего понятно кто виноват. Но лучше всего конечно посмотреть паспорт борта, что там было
 
Назад