Подскажите, что за самолет?

    combat

    Местный
    Подскажите, что за самолет?

    1.jpg
     

    КВ-14

    Новичок
    Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
    Возможно вопрос не в тему, но наверное нет смысла начинать новую ветку.
    В книге Бориса Ермиловича Тихомолова "Небо в огне" упоминается следующий эпизод:

    Два самолета, стоявшие в укромном углу за ангарами, вот уже третью неделю привлекают мое внимание. Каждый раз, проходя мимо них на работу, я останавливаюсь. Что за машины, откуда взялись? Самолеты мне нравились. Это были совершенно новые, цельнометаллические монопланы с низким расположением крыла. Упрятанный в обтекатель звездообразный мотор. Трехлопастный воздушный винт. Антенна. Убирающиеся в полете шасси. Несмотря на объемистый фюзеляж, самолет выглядит изящно и строго.
    Пытаюсь разгадать его назначение. Если в военном варианте, то это, очевидно, разведчик дальнего действия. Если в гражданском, то почтово-грузовой. Хотя при нужде на нем можно было бы возить и пассажиров. Хорошие машины, что и говорить! Но чьи они, кому принадлежат? На мои расспросы в порту все пожимают плечами. Известно только, что пригнали их военные летчики. Пригнали и поставили. Вот и все. Военные? Но почему они тогда стоят на гражданском аэродроме? Странно.
    Однажды, идя на работу, я, сделав добрый крюк, зашел посмотреть на самолеты. Ага, наконец-то! Возле них кто-то копался. На бетонной площадке лежали аккуратно сложенные чехлы, стояла тележка с батареей аккумуляторов, и два человека, сидя на корточках под крылом, что-то укладывали в открытые люки.
    Я подошел:
    Здравствуйте!
    - Здравствуйте. Продолжают копаться. Начинаю издалека:
    - Скажите, пожалуйста, чьи это самолеты?
    Щуплый механик с флегматичным лицом не торопясь вылез из-под машины, разогнулся, расправил под новеньким ремнем складки новенького комбинезона. Очевидно, ему не очень хотелось копаться, или было не к спеху, или он обладал общительным характером, только через несколько минут я уже знал, что моего собеседника зовут Иваном, по фамилии Архангельский, что самолеты этой конструкции принадлежат особой группе связи при Генеральном штабе Красной Армии и что их нужно перегнать в Москву по назначению.
    На момент описываемых событий, автор является летчиком Узбекского управления ГВФ. Предположительное время события - январь-февраль 1942 года. Возможное место - аэродром г. Ташкент.
    В дальнейшем, автор книги какой-то период летал на данном самолете в составе особой группы. Экипаж машины составлял 3 человека (пилот, борттехник, курьер). Кроме того самолет имел грузовые отсеки (эпизод с перевозкой партии стали для сепараторов подшипников в Сталинград). Посадка в кабину осуществлялась (судя по отрывкам в тексте) через сдвижной фонарь.
    Может ли кто-нибудь подсказать тип самолета, описанного в книге? Возможно, это был лицензионный "Валти" V-11GB? Или какая-то другая иностранная машина, поставляемая в Советский Союз?
     

    Бурундук

    заблокирован
    КВ-14, я тоже склоняюсь к Vultee (ПС-43). В 1942г. они как раз и эксплуатировались в ОАГС - отдельной авиационной группе связи - и вполне один самолёт мог оказаться в Ташкенте, где в 1942г. были авиационные училища.

    Да и до войны ПС-43 летали на линии Москва-Ташкент, а значит, в Ташкенте на гражданском аэродроме могли остаться и запчасти, и механики, знающие самолёт. Да и"военные" лётчики - это бывшие лётчики ГВФ, мобилизованный в ОАГС.

    Последние ПС-43 из ОАГС списаны только в 1945г.

    ps43_1.jpg


    ps43_s1.jpg
     
    Последнее редактирование:

    КВ-14

    Новичок
    Вот, нашел дополнительную информацию:
    В 1938 году на заводе №1 (г. Москва) были построены по лицензии американские самолеты Vultee V-11. (По данным завода - 50 экземпляров, по другим источникам 36 и 38, разночтение вызвано скорее всего тем, что часть самолетов при прекращении выпуска были не укомплектованы и приемкой была принята всего часть машин. Это подтверждается тем, что в годы войны в части ГВФ стали поступать новые самолеты данного типа, но постройки 1938-1939 годов. Их ремонтировали специалисты ГВФ на центральном аэродроме в Москве). Выпуск данных машин, а в СССР они получили наименование БШ-1, был прекращен после исследования их специалистами НИИ ВВС. Уже изготовленные самолеты были переданы в ГВФ и получили наименование ПС-43.
    ...Такие самолеты находились в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН), которая обслуживала "воздушный мост" с Ленинградом.
    Так что, думаю всё сходится. В книге упоминаются полеты с документами в блокадный Ленинград, в сопровождении эскадрильи "Томахоуков". Только получается, что новые ПС-43 сначала перегнали в Ташкент (из Москвы?), а потом вернули обратно?
     

    петрович

    Местный
    Вот, нашел дополнительную информацию:
    В 1938 году на заводе №1 (г. Москва) были построены по лицензии американские самолеты Vultee V-11. (По данным завода - 50 экземпляров, по другим источникам 36 и 38, разночтение вызвано скорее всего тем, что часть самолетов при прекращении выпуска были не укомплектованы и приемкой была принята всего часть машин. Это подтверждается тем, что в годы войны в части ГВФ стали поступать новые самолеты данного типа, но постройки 1938-1939 годов. Их ремонтировали специалисты ГВФ на центральном аэродроме в Москве). Выпуск данных машин, а в СССР они получили наименование БШ-1, был прекращен после исследования их специалистами НИИ ВВС. Уже изготовленные самолеты были переданы в ГВФ и получили наименование ПС-43.
    ...Такие самолеты находились в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН), которая обслуживала "воздушный мост" с Ленинградом.
    Так что, думаю всё сходится. В книге упоминаются полеты с документами в блокадный Ленинград, в сопровождении эскадрильи "Томахоуков". Только получается, что новые ПС-43 сначала перегнали в Ташкент (из Москвы?), а потом вернули обратно?

    А не может такого быть(в порядке бреда), что машины достраивались на эвакуированном в Ташкент 84м заводе из эвакуированного же задела завода №1
     

    Стипан

    Старожил
    петрович, нет 36 самолетов были построены на заводе №1 в Москве (з/н 501-536)
    Самолеты з/н 503-536 ушли в ГВФ и были зарегистрированы в диапазоне СССР-Л3000-3034. Последнии получили регистрацию в августе 1941 года, но сделаны были ранее. Так, что эвакуации не было
    По поводу как они оказались в Ташкенте, читал, что первые ПС-43 обслуживали линии Москва-Киев, Москва-Ташкент.

    В годы войны ПС-43 были в Московской АГОН и Киевской ОАГ. Так, что думаю самолеты в мемуарах были из МАГОН.
     
    Последнее редактирование:

    avro

    Модератор
    Офф, но по краю описанных выше событий - в Узбекистане выпускали книги по истории местной авиации? Кроме книг Тихомолова.
     
    Последнее редактирование:

    Slava

    Старожил
    Я тоже так думал, но не гуглиться наименование, почему-то выдаётся продукция Дженерал Моторс...