Полет Всадника без головы

Аппарат

Местный
Ровно 23 года назад, утром 4 июля 1989 года 19-летний сын бельгийского фермера Вим де Лар мирно сидел на веранде дома своего отца в деревеньке Кооихем, пока ему на голову не упал советский истребитель МиГ-23М.




Приехавшая полиция долго ничего не могла понять. Откуда в в 15-ти километрах от бельгийско-французской границы, которую от СССР отделяет более 1000 километров и половина Европы мог взяться самолет с красными звездами на крыльях? Да еще и без пилота, поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел, кроме тела несчастного Вим де Лара.

А пилота там и не могло быть – он катапультировался за 900 километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на берегу Балтийского моря.

4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным (общий налет более 1700 часов, в том числе на МиГ-23 – 527 часов). Хотя это и хороший налет, но Скуридин был не строевым лётчиком а начальником политотдела 239-й истребительной авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания лётной квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определенное количество часов).

Это был второй его полёт в тот день и всё шло нормально до определенной высоты, пока пилот не услышал хлопок в левом воздухозаборнике. Одновременно с хлопком резко упала скорость самолета и пропал шум мотора. Все это говорило об остановке двигателя и пилот поступил так, как предписывает поступать в таких случаях инструкция – он повернул истребитель в сторону моря и катапультировался.



МиГ-23М

Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, Скуридинов увидел, что за турбиной снижающегося самолёта тянется чёрный дым. Над морем советские локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие вслед за ним перехватчики аварийную машину не обнаружили. Решив, что самолёт упал в море все успокоились и занялись написанием рапортов.
А дальше произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут уникальным явлением: через 6 секунд после катапультирования пилота из-за изменения центровки самолёт прекратил снижение, а его двигатель начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полёт, набирая высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать) строго по заданному курсу.

Система опознавания «Я — свой» тоже оставалась включённой, потому Службы ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих радарах советского самолета спокойно и проводили его до того момента, пока МиГ пройдя всю Восточную Германию не вышел на границу с ФРГ.



Маршрут полета без пилота

Позже представители западногерманской ПВО будут утверждать, что засекли советский самолёт и вели его с самой своей границы. Однако истребители бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ когда он уже пересёк голландскую границу. И лишь пара американских истребителей F-15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг на его перехват, настигла советский самолет. Подойдя вплотную к краснозвёздной машине, американские лётчики ее внимательно рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине никого нет». Приказа сбить странную машину отдать никто не решился – как Советский Союз к этому отнесется неизвестно (а может в СССР очень любят именно этот МиГ и начнется война?) и к тому же полет уже проходил над густонаселенными районами Нидерландов и Бельгии. И тогда натовцы решили не делать ничего – авось МиГ израсходовав горючее сам потихоньку дотянет до Ла-Манша и сам добровольно упадет в море.

Но он упал точнесенько на голову бедного Вим де Лара – к несчастью для него и к великому счастью для Москвы. Дело в том что именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила Горбачева во Францию и дотяни МиГ еще 15 километров до французской территории, скандал получился бы неописуемый!
А так шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации. «Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля», - облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали.

И забыли. Причем о Матиасе Русте, приземлившему свою «Сесну» у стен Кремля 28 мая 1987 года слышали почти все и советскую ПВО за это не ругал только ленивый, а вот про полёт «всадника без головы» МиГ-23М (бортовой номер 29) 4 июля 1989 года через всю Европу помнят немногие, как почти никто и не ругает в связи с этим натовскую ПВО.

А ведь неуправляемый полёт МиГа наглядно показал, что система ПВО НАТО оказалась тогда тоже «не на высоте». Ведь после пересечения «железного занавеса» полёт МиГ проходил над западногерманскими, американскими и британскими группировками войск, их системами ПВО и аэродромами с истребителями. Однако прервать полёт советского самолёта натовцы так и не решились (или не смогли).

(С) http://oadam.livejournal.com/146678.html
 
Реклама
А ведь неуправляемый полёт МиГа наглядно показал, что система ПВО НАТО оказалась тогда тоже «не на высоте». Ведь после пересечения «железного занавеса» полёт МиГ проходил над западногерманскими, американскими и британскими группировками войск, их системами ПВО и аэродромами с истребителями. Однако прервать полёт советского самолёта натовцы так и не решились (или не смогли).
А перед этим МиГ-23 пересёк с востока на запад всю ГДР, набитую советскими войсками, в т.ч. 16 ВА. И тоже не заметили.
Похоже, бардак уже был всеобщим.
 
А перед этим МиГ-23 пересёк с востока на запад всю ГДР, набитую советскими войсками, в т.ч. 16 ВА. И тоже не заметили.
А вот и нет... ;)
Пост перехвата 250 ОРТП ОсНаз, расположенный в городке Штендаль, засёк и зафиксировал на бобину магнитной ленты, переговоры пилотов тех самых НАТОвских F-15, сопровождавших сей "призрак".
Вот только солдатик-срочник, несший в ту смену дежурство, не придал этим переговорам значения и отложил бобину в сторону, никому не доложив об этом. Его сменщик, а дежурство несли "6 через 6", решил записать очередную порцию западной музыки из эфира (напомню, что бойцы Советского Союза из музыки у себя на родине слышали лишь Песняров, Зыкину, да итальянцев ;) ). И, как водится, по закону подлости, взял именно эту бобину.
Через некоторое время в часть прибыла высокая проверка, на предмет выяснения, каким образом прокрался этот почти потусторонний объект через мощные ряды Советских воинов. Бобины сгребли чохом и утащили в кабинет проверяющих, где, после наслаждения чарующими звуками зарубежной эстрады, нежданно вылез нестёртый обрывок тех самых переговоров...... :confused2:
Это был единственный раз в моей жизни, когда я видел как капитаны и майоры пересекают плац бегом, дабы не попасться на глаза руководству..... :eek: :D
Докладываю, как непосредственный свидетель (Бог помог, не участник. :D) тех событий, ибо службу нёс в 3-й роте той самой в.ч. п/п 89591. ;)
 
А кто в курсе: кто и что получил по шапке, за полёт всадника без головы?
 
А вот и нет... ;)
Пост перехвата 250 ОРТП ОсНаз, расположенный в городке Штендаль, засёк и зафиксировал на бобину магнитной ленты, переговоры пилотов тех самых НАТОвских F-15, сопровождавших сей "призрак".
Вот только солдатик-срочник, несший в ту смену дежурство, не придал этим переговорам значения и отложил бобину в сторону, никому не доложив об этом. Его сменщик, а дежурство несли "6 через 6", решил записать очередную порцию западной музыки из эфира (напомню, что бойцы Советского Союза из музыки у себя на родине слышали лишь Песняров, Зыкину, да итальянцев ;) ). И, как водится, по закону подлости, взял именно эту бобину.
Через некоторое время в часть прибыла высокая проверка, на предмет выяснения, каким образом прокрался этот почти потусторонний объект через мощные ряды Советских воинов. Бобины сгребли чохом и утащили в кабинет проверяющих, где, после наслаждения чарующими звуками зарубежной эстрады, нежданно вылез нестёртый обрывок тех самых переговоров...... :confused2:
Это был единственный раз в моей жизни, когда я видел как капитаны и майоры пересекают плац бегом, дабы не попасться на глаза руководству..... :eek: :D
Докладываю, как непосредственный свидетель (Бог помог, не участник. :D) тех событий, ибо службу нёс в 3-й роте той самой в.ч. п/п 89591. ;)

А расскажи нам, уважаемый, в каком диапазоне вели переговоры те амеровские пилоты из Сустерберга? И чтобы не терять времени даром на последующую серию вопросов, на каком это посту в 250 ОРТП этот диапазон слушали?

Полагаю, что ".. как непосредственный свидетель (Бог помог, не участник. ) тех событий, ибо службу нёс в 3-й роте той самой в.ч. п/п 89591" вы должны быть об этом осведомлены, не так ли ? :) Ждём-с-с-с с нетерпением !
 
Последнее редактирование:
Вы имеете в виду историю о том, как вояки Горбачева подставить пытались ? История была бы хороша, если бы они точно встречный ветер посчитали, да запас на его изменение сделали.....
 
А мне видится обычное российское авиационное раздолбайство?!
 
Всем привет! Случайно забрёл на этот форум, прочитал о полёте "всадника без головы", а также комментарии к статье и решил внести побольше ясности. Да, статья написана правдиво, фактура о полёте изложена верно. Однако в комментариях кое-что надо поправить и снять вопросы. Говорю это, поскольку (как и MikVolg) являлся непосредственным свидетелем того события и последующей реакции на него. Только MikVolg, как я догадываюсь, был планшетистом, а я служил на КП того самого полка с 1988 по 1993 гг. (Полк, к сожалению, уже не существует, по крайней мере, в прежнем статусе).
Итак. В тот день боевое дежурство у нас проходило в повседневном режиме, никаких особенностей в работе РЭС ПВО супостата не проявлялось. Неожиданно начались звонки дежурному по КП "сверху" (из вышестоящих органов управления нашими частями). Вопрос был один: не наблюдали ли наши средства пересечение границы ГДР-ФРГ советским самолётом? Нет, не наблюдали. Когда причина этих вопросов прояснилась из сообщений западных СМИ, мы и сами стали разбираться, а могли ли мы засечь этот перелёт? Оказалось, не могли по ряду причин: 1. Самолёт летел без лётчика и радиообмена никакого быть не могло; 2. Наши средства радиотехнической разведки отслеживали обстановку только в отведённом ЗАПАДНОМ секторе, но никак не с востока; 3. Мы не располагали параметрами работы бортовых РЛС советских самолётов и не могли их определить, если только они не пролетали у нас над головой; 4. В период пролёта МиГа ни мы, ни наши коллеги из других частей не отметили повышения активности работы РЭС ПВО вероятного противника - это к вопросу об "эффективности" натовской системы ПВО. Всё это мы, офицеры КП, а затем и полковое начальство неоднократно объясняли вышестоящим начальникам, большинство из которых имели общевойсковое образование и слабо представляли принципы работы радиоэлектронной разведки (а часто никак не представляли). Все объяснения/разъяснения по техническим возможностям полка были немедленно представлены "наверх" по закрытым каналам связи. Так что, глобальных разборок с наездом высокого начальства в полк не было - бессмысленно. "Наверху", в конце концов, поняли, что наш полк "чист перед Родиной".
Что касается перехвата переговоров лётчиков американских Ф-15 с авиабазы Сустерберг (вопрос от пользователя 600427). Да, в полку были средства перехвата радиообмена "борт-земля" и "борт-борт" в диапазоне 225-400 Мгц. Посты располагались НЕ в Стендале, а на периферийной специально оборудованной стационарной позиции (после нашего вывода из ЗГВ разобрана немцами в 90-х годах) в 800 метрах от границы ГДР-ФРГ. Причём за счёт высоты подъёма антенн (более 60 м плюс расположение на возвышенности 108 м) операторы отслеживали самолёты супостата на удалении до 300 км при высоте их полёта 10000 м. Вместе с тем, не могу ни утверждать, ни отрицать, что переговоры амеров были перехвачены и записаны на кассету, сейчас это вообще не доказуемо. Однако уважаемый MikVolg, находясь в полку в Стендале, вряд ли мог достаточно оперативно узнать описанные им подробности с "гибелью" записи переговоров у оператора-"слухача", постоянно проходящего службу за 90 км (сотовых тлф тогда не было, так же, как и доступа к проводным каналам связи у простых планшетистов и операторов).
Кстати, накануне объединения двух Германий мы заблаговременно попытались как можно подробнее узнать у наших авиаспециалистов параметры бортового РЭО советских самолётов, находившихся на вооружении ВВС ННА ГДР, в перспективе попадающих в состав люфтваффе. Однако, несмотря на официальное разрешение на передачу нам этих данных, авиаторы ухитрились назвать только диапазон частот бортовой РЛС (типа "остальное нам неизвестно"). Пришлось изыскивать другие источники этой информации, чтобы отслеживать полёты МиГов, доставшихся ФРГ от ГДР. А то получался парадокс - наши коллеги на Западе давно уже знали эти параметры и отслеживали полёты советской и гэдээровской авиации, а от нас наши же авиаспецы их скрывали.
Надеюсь, мне удалось внести уточнения и прояснить ситуацию с реакцией на полёт "всадника без головы", как с нашей стороны, так и со стороны ПВО НАТО.
 
Реклама
Приветствую всех. В день полета этого "всадника" я учился в ХВВАИУ, и у нас была кафедра безопасности полетов с очень сильным преподавательским составом, с огромным опытом расследования ЛП. По полученным из открытых источников и от своих друзей-знакомых информации преподаватели выдвинули такую гипотезу.
Во время взлета со включенным автопилотом летчик вывел машину на нерасчетный режим/угол, произошел срыв потока воздуха, попадающего в воздухозаборники. Это стало причиной помпажа двигателя и его неустойчивой работы. Летчик принял это явление за отказ двигателя и поспешно катапультировался, не отключив автопилот и не направив самолет в безопасную для падения зону. Самолет, получив импульс от выстрела кресла, качнул носом вниз, захватил поток воздуха, и автоматика вывела двигатель на расчетный режим. Автопилот, освободившись от дестабилизирующего воздействия человека, стал честно отрабатывать свою программу и вывел самолет на заданный ему курс и высоту. Самолет находился в воздухе столько, сколько было у него топлива.
По мнению наших "безопасников" действия пилота можно было рассматривать как преступную халатность.
 
Приветствую всех. В день полета учился в АВВАУЛ на выпускном курсе и выполнял полеты на типе, изделие 2М, если быть точным. Случай разбирался по поводу.
Во время взлета со включенным автопилотом летчик вывел машину на нерасчетный режим/угол, произошел срыв потока воздуха, попадающего в воздухозаборники

Это невозможно.

его неустойчивой работы

Емнип, нештатное срабатывание СПП из за сгнивших контактов в разъеме
Летчик принял это явление за отказ двигателя

Одна из причин, попадающих под отказ силовой установки на взлете. Двигатель потерял тягу, упали обороты и температура, на перемещение РУД не реагировал.
и поспешно катапультировался

Не поспешно, произошло интенсивное падение скорости, уже в горизонте с 550 до 350. На высоте 80-100 м. Эволютивная на типе на прямом крыле 400 .

и не направив самолет в безопасную для падения зону.

Направив.

и вывел самолет на заданный ему курс и высоту.

Режим стабилизации угловых положений не способен в принципе вывести самолет на заданный ему курс и высоту.

По мнению наших "безопасников" действия пилота можно было рассматривать как преступную халатность.
Малограмотные безопасники, умные за чужой счет вопреки инструкции, написанной кровью на типе, оставившим после себя немало сирот.

У советских органов дознания (тогдашних) не соскочишь.
 
Последнее редактирование:
Добрый день, уважаемые форумчане. Много лет читаю ваш сайт, очень нравится, но все как-то не решался вступить в число его активных участников. Но тут решил сказать несколько слов. Авиагарнизон Ключево мне хорошо знаком - я жил в нем с родителями, когда мой отец там служил (я там жил в 78-80 годах, пока не закончил школу). В гарнизоне базировался лидерный полк Ключевской авиадивизии СГВ. ВПП там немецкая, еще со времен ВМВ и располагалась параллельно побережью Балтийского моря. Причем прямой старт был на восток, а обратный - на запад. Теперь некоторые мои комментарии по этому факту. Для начала скажу, что я, тогда молодой старлей, в тот день был начальником дежурной смены на ПН "Европа", располагавшемся вблизи немецкого города Гревесмюллен вблизи границы между ГДР и ФРГ. Дело было во второй половине дня и ОБУ и я были на ПН, поскольку шли полеты Витштокского полка на МиГ-29 и мы принимал участие в наведениях. Далее события на ПН развивались так. ОБУ занимался своим делом - наводил - разводил МиГи друг на друга. Я руководил действия своих опреаторов РЛС. В процессе работы я заметил, что с востока с курсом примерно 260 (за точность числа не ручаюсь, примерно) градусов появилась цель. Проверив опознавание, получил ответ гарантированного опознавания "свой" и решил пока ОБУ-шника не беспокоить, так как у него на управлении как раз была Витштоксакая пара МИГ-29-х и ему было не до меня. Тем не менее, за этим посторонним я поглядывал и был неприятно удивлен тем, что, судя по отметкам послесвечения на ИКО цель двигалась идеально прямолинейно и, если мысленно продолжить ее траекторию, она пересекала бы ту полетную зону, в которой крутились наши МиГи. Тут как раз ОБУ передал свою пару на КП Витштока, а следующая еще не подошла. В этот момент я его и отвлек, дескать, посторонний с курсом в нашу полетную зону идет. По команде ОБУ высотометрист развернул антенну на восток и замерил высоту постороннего - как сейчас помню 7200. Поскольку Витштокские работали на 3200 и 2400, ОБУ-шник успокоился и сказал что-то вроде - ерунда, расходятся по высоте. Ну и ладно, за воздушное пространство он отвечает, а не я. А цель все так и летит... Как известно, приграничная зона вблизи границы - зона с особым режимом полетов, вхождение в которую по известным причинам допускается только по специальной предварительной заявке (не будем вдаваться в подробности, что да как). Вхождение любого ВС в эту зону без заявки расценивалось как возможная попытка нарушения госграницы, которая должна быть пресечена...
 
Еще раз обратил я внимание ОБУ-шника на постороннюю цель. Он тоже озаботился и проникся ситуацией. Запросил по ГГС оперативного дежурного на КП дивизии в Дамгартене, дескать, что за посторонний с курсом на восток на 7200 в сторону нашей полетной зоны движется. У оперативного дежурного нашей воздушной обстановки не было, он сначала и не понял, о чем речь... Короче, начали разбираться, никто толком ничего не понимает. А цель все летит... наш ОБУ-шник так и прилип к ГГС, терзает оперативного, дескать, цель уходит на восток, азимут такой-то, дальность такая-то... Наконец, как нам с ОБУ-шником стало известно от оперативного дежурного, с Витштока подняли пару МиГ-29-х из ДЗ и стали наводить на цель. Это было, когда цель находилась километрах в примерно 70-ти от госграницы, как я понял, навести не успели...
 
В общем мы с ОБУ-шником на экранах своих ИКО прекрасно видели и цель и Витштокскую пару, которую на нее наводили. Как после стало известно, МиГи из ДЗ захват произвели и сбить цель могли бы дальнобойной ракетой, но упала бы она уже на территории ФРГ и команду на открытие огня никто не дал... В общем, смотрели мы за этой целью до тех пор, пока дальности действия П-37-ой хватило (на высоте 7 км это было километров за 200). Так эта цель и улетела... Ну, естественно, спутстя буквально час на вертушке к нам на ПН прилетело начальство и особист, далее - по плану... Фотокассету и магнитофонную бобину ОБУшник сразу в свой сейф спрятал. По уголовному делу, которое было заведено по этому факту, ОБУ-шник и я проходили как свидетели... долго нас мурыжили... Как после стало известно, оперативного дежурного на КП дивизии в Дамгартене посадили по статье "Нарушение правил несения БД". И, позже, командира роты ПВО ННА ГДР, которая располагалась вблизи немецкого городка Гросс-Мольцан тоже (в тот день в объединенной системе ПВО ГСВГ и ННА ГДР как раз была очередь дежурить немцев). Зампотех немецкой роты ПВО нам позже на одной из встреч рассказывал... Дескать, прозевали мы ваш МиГ-23-й... Так что мнение о том, что наша система ПВО его проворонила не совсем верное...
 
сбить цель могли бы дальнобойной ракетой, но упала бы она уже на территории ФРГ и команду на открытие огня никто не дал...
Куда упала бы цель тут уже не важно - старт в строну противника ракеты ПВО, неотличимый оттуда от старта свежезапрещённых РСД/РМД - это ГОРАЗДО более чреватый по последствиям инцидент, чем падение ЛЮБОЙ цели на территорию ФРГ.
 
Ну я не пилот и, следовательно, об особенностях применения ракетного вооружения на МиГ-29 имею самое общее представление, в своем посте я только отметил, что по характеристикам БРЛС и ракетного вооружения на этом самолете пара из ДЗ Витштока вполне могла сбить улетевший МиГ-23...
 
В продолжение этой темы могу еще сказать, что после этого инцидента (за достоверность информации не ручаюсь, т.к. информация основана на более поздних рассказах других ОБУ-шников) в Западном Берлине в штабе НАТО-вского командования ВВС было организовано специальное рабочее место для ОБУ-шника из ВВС ГСВГ. У него был только прямой телефон с оперативным дежурным на КП ВВС ГСВГ. Как рассказывали ОБУ-шники, сделано это было только с одной целью - наладить оперативное информирование супостатов о возможных в будущем подобных инцидентах!. Было организовано круглосуточное дежурство наших ОБУ-шников на супостатовском КП. Вот такое завершение той истории. А пилот того злополучного МиГа-23 п-к Скуридин позже был назначен нач. ПО в Тамбовское высшее авиационное инженерное училище, в котороя я в 85-м закончил и с 93-го много лет преподавал... Но с ним не встречался, т.к. он в то время уже не служил в училище...
 
...с востока с курсом примерно 260...
...посторонний с курсом на восток...
...цель уходит на восток...
SergeyStar, спасибо за информацию. Но, наверно, с курсом "примерно 260" все таки на запад? :)
старт в строну противника ракеты ПВО, неотличимый оттуда от старта свежезапрещённых РСД/РМД
Там речь об УР ВВ, уж её старт, да еще с высоты перехвата, вполне отличим.
 
Назад