Туроператоры решили сэкономить на пассажирах
Руководство турагентства «Библио-Глобус» внезапно для пассажиров отменило питание на чартерных рейсах, следующих на Кипр
Новшеством этих праздников в авиации стало появление самолетов, не предоставляющих своим пассажирам питание на бортах. Первой из таких компаний стала «ВИМ-Авиа», которая во время майских праздников в соответствии с договором с туристической компанией «Библио-Глобус» отменило питание на чартерных рейсах по маршруту Москва–остров Кипр. Как говорят представители других туроператоров, отмена на бортах питания привела к уменьшению стоимости перевозки одного пассажира на 10–12 долл. Вызванное отменой питания недовольство пассажиров, скорее всего, вынудит компании отказаться от такого вида экономии и начать предоставлять на борту минимальный набор продуктов. Впрочем, отмена дополнительных услуг, предоставляемых в самолетах, стала популярной у отечественных авиакомпаний. Напомним, что в конце прошлого года «Аэрофлот» отменил на всех своих рейсах раздачу бесплатных спиртных напитков.
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» основана в 2002 г. На сегодняшний день это самый крупный чартерный авиаперевозчик страны. За 2005 г. компания перевезла 1,58 млн пассажиров и 11 тыс. тонн грузов, выйдя по объемам перевозок на шестое место среди российских авиакомпаний, а на международных рейсах – на третье. Стоимость «ВИМ-Авиа» эксперты оценивают примерно в 60 млн долл. По данным, указанным в информационном меморандуме компании, подготовленном к размещению вексельного займа, 100% ее акций принадлежат предпринимателю Рашиду Мурсекаеву. Сейчас в лизинге у «ВИМ-Авиа» находится двенадцать самолетов Boeing 757-200, выкупленных у дочерней структуры Lufthansa. По данным на ноябрь 2005 г., до сих пор собственниками самолетов выступают кредиторы авиакомпании – «Меридиан-Лизинг», Импэксбанк и «Авангард-Лизинг». В ближайших планах «ВИМ-Авиа» – приобретение в лизинг еще четырех Boeing 757-200.
Впервые в российской практике авиационных перевозок на майских праздниках пассажиры, вылетающие некоторыми чартерными рейсами авиакомпании «ВИМ-Авиа» на Кипр, остались без питания. Как говорят в самой компании, отказ от питания введен по инициативе заказчика рейсов – туристической компании «Библио-Глобус», – стремящегося максимально оптимизировать стоимость кресла. В итоге во время трехчасового перелета пассажирам ничего не дали. Более того, как говорят представители туристических агентств, это решение двух компаний стало для пассажиров неожиданностью. В авиакомпании эту информацию пока не комментируют.
В «Библио-Глобусе» говорят, что исключение питания на борту позволило сэкономить до 15 долл с места. «Это привело к снижению затрат и соответственно уменьшению стоимости путевки», – отметили в компании. Представители другого туроператора – «Натали Турс», – летающего так же чартерными рейсами «ВИМ-Авиа» на Кипр, считают, что эта экономия меньше, от 10 до 13 долл. в обе стороны. «Отменять питание на таких длительных перелетах – поступок нелогичный, – говорит заместитель генерального директора компании «Натали Турс» Татьяна Чувилкина. – Отдых на Кипре никогда не был дешевым, поэтому для отдыхающих, платящих от 300 евро за путевку, 10–12 долл. большой роли не играют. А снижение качества обслуживания при перелете портит впечатление о всем отдыхе».
По мнению представителей туристического бизнеса, «Библио-глобус», не предоставив питание (кэйтринг) на бортах своих самолетов и снизив стоимость перелета, дала начало сомнительной конкуренции между операторами. «Теперь отдыхающим надо будет быть внимательным в отношении предоставления питания, и в случае несогласия с предоставляемыми условиями пользоваться услугами другого туроператора, летающего в данном направлении», – отметила Татьяна Чувилкина. Более того, не все пассажиры были предупреждены об отмене услуги кэйтринга, из-за чего многие из них были возмущены, несмотря на размещение на сайте туристического оператора информации о непредоставлении питания.
По информации RBC daily, возможно, договор между туристическим оператором и авиакомпанией может быть пересмотрен в пользу предоставления минимального набора продуктов питания. «Этот случай кладет тень не только на туристическую компанию, но и на авиаперевозчика, которой излишняя негативная реклама не нужна», – сообщил директор одной из туристических компаний. С другой стороны, в отсутствии питания на борту как таковом нет ничего плохого, ведь, по его мнению, экономию на питании при перелетах практикуют многие европейские перевозчики, и у многих пассажиров отмена этой услуги не вызывает нареканий. Более того, экономия на всем стала принципом построения бизнеса авиакомпаний-дискаутнеров. Представители пресс-службы группы «Ист-Лайн» (в которую входит комбинат бортового питания, обслуживающий рейсы «ВИМ-Авиа») сообщили, что на сегодняшний день минимальная стоимость рациона с горячим составляет от 6,5 долл., без горячего – от 4,5.
Между тем отмена питания – не первая инициатива перевозчиков по снижению издержек. Не так давно авиакомпания «Аэрофлот» приняла решение отказаться от предоставления пассажирам бесплатных спиртных напитков на всех рейсах. Как отмечалось в пресс-релизе компании, эта мера должна была позволить улучшить рацион питания пассажиров без повышения тарифов. «Компании должны экономить не на питании пассажиров, а на других издержках», – считает генеральный директор консалтинговой компании «ЭФФКО» Рафаэль Мкртычев. В частности, одним из самых эффективных он называет сокращение издержек авиакомпаний на организацию всего процесса перелета и обслуживания пассажира. По словам эксперта, компании могут экономить деньги на сокращении времени простоя самолета в аэропорту, своевременную подачу бортов к времени вылета и административно-управленческий аппарат. «Компания в прошлом году проводила исследование качества питания на борту самолетов, в нем 65% пассажиров отметили необходимость питания в самолетах. Более того, если время в полете составляет 3 часа, то все время, затраченное на дорогу, составляет не менее 10 часов. Получается, что пассажир остается без еды на 10 часов», – отмечает эксперт.
Отдел компаний
Сергей Стариков, 10.05.2006
РБК Дейли
Руководство турагентства «Библио-Глобус» внезапно для пассажиров отменило питание на чартерных рейсах, следующих на Кипр
Новшеством этих праздников в авиации стало появление самолетов, не предоставляющих своим пассажирам питание на бортах. Первой из таких компаний стала «ВИМ-Авиа», которая во время майских праздников в соответствии с договором с туристической компанией «Библио-Глобус» отменило питание на чартерных рейсах по маршруту Москва–остров Кипр. Как говорят представители других туроператоров, отмена на бортах питания привела к уменьшению стоимости перевозки одного пассажира на 10–12 долл. Вызванное отменой питания недовольство пассажиров, скорее всего, вынудит компании отказаться от такого вида экономии и начать предоставлять на борту минимальный набор продуктов. Впрочем, отмена дополнительных услуг, предоставляемых в самолетах, стала популярной у отечественных авиакомпаний. Напомним, что в конце прошлого года «Аэрофлот» отменил на всех своих рейсах раздачу бесплатных спиртных напитков.
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» основана в 2002 г. На сегодняшний день это самый крупный чартерный авиаперевозчик страны. За 2005 г. компания перевезла 1,58 млн пассажиров и 11 тыс. тонн грузов, выйдя по объемам перевозок на шестое место среди российских авиакомпаний, а на международных рейсах – на третье. Стоимость «ВИМ-Авиа» эксперты оценивают примерно в 60 млн долл. По данным, указанным в информационном меморандуме компании, подготовленном к размещению вексельного займа, 100% ее акций принадлежат предпринимателю Рашиду Мурсекаеву. Сейчас в лизинге у «ВИМ-Авиа» находится двенадцать самолетов Boeing 757-200, выкупленных у дочерней структуры Lufthansa. По данным на ноябрь 2005 г., до сих пор собственниками самолетов выступают кредиторы авиакомпании – «Меридиан-Лизинг», Импэксбанк и «Авангард-Лизинг». В ближайших планах «ВИМ-Авиа» – приобретение в лизинг еще четырех Boeing 757-200.
Впервые в российской практике авиационных перевозок на майских праздниках пассажиры, вылетающие некоторыми чартерными рейсами авиакомпании «ВИМ-Авиа» на Кипр, остались без питания. Как говорят в самой компании, отказ от питания введен по инициативе заказчика рейсов – туристической компании «Библио-Глобус», – стремящегося максимально оптимизировать стоимость кресла. В итоге во время трехчасового перелета пассажирам ничего не дали. Более того, как говорят представители туристических агентств, это решение двух компаний стало для пассажиров неожиданностью. В авиакомпании эту информацию пока не комментируют.
В «Библио-Глобусе» говорят, что исключение питания на борту позволило сэкономить до 15 долл с места. «Это привело к снижению затрат и соответственно уменьшению стоимости путевки», – отметили в компании. Представители другого туроператора – «Натали Турс», – летающего так же чартерными рейсами «ВИМ-Авиа» на Кипр, считают, что эта экономия меньше, от 10 до 13 долл. в обе стороны. «Отменять питание на таких длительных перелетах – поступок нелогичный, – говорит заместитель генерального директора компании «Натали Турс» Татьяна Чувилкина. – Отдых на Кипре никогда не был дешевым, поэтому для отдыхающих, платящих от 300 евро за путевку, 10–12 долл. большой роли не играют. А снижение качества обслуживания при перелете портит впечатление о всем отдыхе».
По мнению представителей туристического бизнеса, «Библио-глобус», не предоставив питание (кэйтринг) на бортах своих самолетов и снизив стоимость перелета, дала начало сомнительной конкуренции между операторами. «Теперь отдыхающим надо будет быть внимательным в отношении предоставления питания, и в случае несогласия с предоставляемыми условиями пользоваться услугами другого туроператора, летающего в данном направлении», – отметила Татьяна Чувилкина. Более того, не все пассажиры были предупреждены об отмене услуги кэйтринга, из-за чего многие из них были возмущены, несмотря на размещение на сайте туристического оператора информации о непредоставлении питания.
По информации RBC daily, возможно, договор между туристическим оператором и авиакомпанией может быть пересмотрен в пользу предоставления минимального набора продуктов питания. «Этот случай кладет тень не только на туристическую компанию, но и на авиаперевозчика, которой излишняя негативная реклама не нужна», – сообщил директор одной из туристических компаний. С другой стороны, в отсутствии питания на борту как таковом нет ничего плохого, ведь, по его мнению, экономию на питании при перелетах практикуют многие европейские перевозчики, и у многих пассажиров отмена этой услуги не вызывает нареканий. Более того, экономия на всем стала принципом построения бизнеса авиакомпаний-дискаутнеров. Представители пресс-службы группы «Ист-Лайн» (в которую входит комбинат бортового питания, обслуживающий рейсы «ВИМ-Авиа») сообщили, что на сегодняшний день минимальная стоимость рациона с горячим составляет от 6,5 долл., без горячего – от 4,5.
Между тем отмена питания – не первая инициатива перевозчиков по снижению издержек. Не так давно авиакомпания «Аэрофлот» приняла решение отказаться от предоставления пассажирам бесплатных спиртных напитков на всех рейсах. Как отмечалось в пресс-релизе компании, эта мера должна была позволить улучшить рацион питания пассажиров без повышения тарифов. «Компании должны экономить не на питании пассажиров, а на других издержках», – считает генеральный директор консалтинговой компании «ЭФФКО» Рафаэль Мкртычев. В частности, одним из самых эффективных он называет сокращение издержек авиакомпаний на организацию всего процесса перелета и обслуживания пассажира. По словам эксперта, компании могут экономить деньги на сокращении времени простоя самолета в аэропорту, своевременную подачу бортов к времени вылета и административно-управленческий аппарат. «Компания в прошлом году проводила исследование качества питания на борту самолетов, в нем 65% пассажиров отметили необходимость питания в самолетах. Более того, если время в полете составляет 3 часа, то все время, затраченное на дорогу, составляет не менее 10 часов. Получается, что пассажир остается без еды на 10 часов», – отмечает эксперт.
Отдел компаний
Сергей Стариков, 10.05.2006
РБК Дейли