Полк Ту-128 в Талагах (Архангельск)?

A

Есть у кого-нибудь информация какой полк там базировался в 70-80 годах на Ту-128? И вообще был неприятно удивлен малым колличеством информации по Ту-128...
 
Реклама
По моей инф. в Талагах ( на Ту-128 с 66-го года ) был 518 ИАП 10 Армии ПВО, позже на Миг-31 он или другой не знаю, до ...года, расформирован.
 
Мелихов Александр, полк с МиГ-31 расформирован он то ли в 99мом, то ли в 2000ном - точно не помню - уже уехал из города в тот момент :confused:
 
был неприятно удивлен малым колличеством информации по Ту-128...
Дык... Единственный контраргумент против Б-52, ползающих вдоль границ круглосуточно. Да и "Хастлер" с "Валькирией" со счетов в то время никто не списывал. Сверхсекретный самолёт во времена оны. А потом всю инфу уже закопали так глубоко, что и не достанешь... :(
 
Ту-128 в Талагах был привязан к программе ДРЛО на Ту-126. Да и сами Талаги были резервным для этих самолей, летавших из Шяуляя в район Новой Земли.
Вот, всё, что знаю.
 
тип, нашёл, что год расф. 2000, Миги ушли вроде в Котлас (это я проверить не могу).

Экзот, AlexR, Aleck, По Ту-128 была статья-монография (Е.Гордона кажется) с чертежами в "Авиация и Время", номер и год не помню. У меня только ксерокопия.

А вот с памятниками Ту-128 вообще туговато - один в Савастлейке, один в Монино, один во Ржеве, и, если сохранился, то на территории Ржевского АРЗ должна быть единственная оставшаяся спарка (!!!) Ту-128.
 
МиГи были приписаны к 518му Берлинскому ордена Суворова III степени истребительному авиаполку. Переведены в Котлас, гарнизон Савватия, где сменили ( :confused: ) МиГ-25ые.
 
Читал эту статью-монографию в "Авиации и Время". Тоже не помню ни номера ни года. Довольно подробно рассказано и про испытания и про серийное производство и про про то, зачем он собственно понадобился. Запомнил довольно низкий коэффициент боевой эффективности - вероятность поражения неманеврирующей цели типа Б-52 - 0,8 двумя ракетами в условиях помех. С другой стороны чем-то надо было прикрыть северные рубежи.
 
Авиация и Время 2/1998, монография "Скрипачь охранявший небо"...
Статья хорошая, но все ровно информации по базированию и эксплуатации там мало...
У меня кстати подборка почти всех номеров АиВ начиная с 2/1992 (02)Аэрохобби.
В 1986 году в Талагах были уже МиГ-31, помню как ночью они мешали спать в аэропортовской гостинице, стекла так дребезжали что спать было вообще нереально...
Отец говорил что Тушки были еще шумнее...да и смотрелись они посалидней...корабль-то здоровый 8)
 
2 AlexR

А не могли бы Вы отсканировать хотя бы часть монографий из АиВ? :pivo: Журнал очень ценный, ИМХО, но в Беларуси, например, достать его практически невозможно, особенно ранние выпуски - его нет даже в нац. библиотеке :girl:
 
Реклама
Наблюдал живьем Ту-128 и Ту-128УТ в Братске (350 ИАП ПВО) в 80-е. В бинокль во время захода или набора по схеме (отличавшейся от гражданских ВС). Были видны подвешенные Р-4. Впечатляющий аппарат, большой, "таинственный". В то время выпускался детский набор мини-самолетиков из пластмассы. Машинка под названием "бомбардировщик" была... копией Ту-128! Эх, не сохранил... Первые в моей коллекции снимки машины мне подарил в 80-е годы друг отца, военный летчик.

И самая удача: примерно в 1987 г. из открытого окна аэровокзала в Братске наблюдал руление "спарки" и взлет. Фотик со слайдовой пленкой был под рукой, но снимать - страшно!!! САБ бдит!!! Эх, жалко!!!

Удивило следующее: факт наличия и место расположения проблесковых маяков - на "истребителе"-то! Ракет не было. Свиста и грохота от пары АЛ-7Ф было много, но Д-30Ф громче!

В Монино, семью годами позже, Ту-128 мне уже не казался таким большим... :).

Кстати, вопрос знатокам. Один или несколько Ту-128 были переоборудованы в разведчик(и) Ту-128Р. Базировались некоторое время на Белой, летали вдоль китайской границы. Тема, едва обозначенная в официальных источниках (кажется, единожды и без комментариев; все еще "гриф"?) и также едва-едва проскользнувшая в одной частной беседе с участником событий... Буду благодарен за подробности.

В Братске аэродром т.н. "совместного базирования". Полоса 3500, причем примерно половина ее блестела на солнце, говорили - "бронированная" (как это могло быть?). Стоянка перехватчиков из здания аэровокзала была не видна (скрыта леском), поймать момент, будучи транзитом в а/п, было оч. сложно (даже учитывая, что был там раз 20).
На видимой части стоянки дважды наблюдал Ил-20РТ (1984-1986 гг.), прилеты-вылеты Ан-8, а в самом начале 80-х - Ту-16, причем, скорее всего, это был Ту-16Г, т.к. стоял на "гражданской" стоянке. Тогда (это примерно 1980-81 гг., лет мне было 9-10, папа сказал "Ту-16" - и Ту-16 :) разница, увы, была еще неведома. Эх, романтика детства, начало моей "болезни", запах самолетов, керосина и горячего бетона, звуки аэродромов...

В году примерно 1988-м наблюдал там же взлет пары 31-х (полк уже вовсю перевооружался) с интервалом менее минуты. Стоял у трапа Як-40 лицом к ВПП (расстояние было менее 70 м.), желание одно - закрыть всю голову руками и закопаться в землю :). Грохот "продрал до костей". Поразился почти мгновенной уборке шасси - хлоп - стойка, хлоп - створки!

А потом при взлете из иллюминатора были видны стоянки авиаэскадрилий, фюзеляжи и фрагменты списанных гордых птиц в близлежащем сосновом бору, пара Ту-124Ш, и одинокие, долетывавшие свой век 128-е, окруженные кажущимися мелковатыми, но "крутыми и солидными" 31-ми...
 
Если не ошибаюсь, то полки, вооруженные Ту-128 на время использования этих машин теряли слово "истребительный" из своего наименования (т.е. 350-й ап ПВО, 518-й ап ПВО...).
Проверить будет нетрудно - у меня знакомец в Жана-Семэй в 356-м на них летал...

А Ту-126 вроде базировались во время экзерсисов на северных рубежах где-то на Кольском или чуть южней...
 
sss, у меня написано, что шяуляйские Ту-126 ежегодно бывали в Оленьей на учениях. Это юг Кольского п/о. Другого не надыбал.
 
sss, Мелихов Александр, Ту-126 не базировались на Кольском п-ве, они в Олений и в Талаги в командировку на лето на несколько недель прилетали. Поскольку район их работы в тех краях - Новая Земля, видимо для экономии топлива или времени это делали (???). И было это всего пару сезонов за все время их службы.
 
Был приятно удивлен интересом к ТУ 128. ТУ 128р не существовал во всяком случае на Белой. Букву И название полка не теряло так как самолет считался истребителем-перехватчиком дальнего действия. Летал на них с 1974 по 1988 на Белой и в Братске пока не переучился на МИГ 31.
 
alex0853 - А номер полка на аэродроме Белая не подскажете?
Не 853? А то народ собирает базу данных полков ПВО, а по этому ИАП номера еще нет..
 
Самолёт моего детсва. С 1976 по 1982 год жил в Амдерме, и там стоял 72 Полоцкий ордена Суворва III степени ГИАП (это всё ВОВ). Полк с историей - повоевал в Корее, в 1956 году перебазирован в Амдерму. МиГ-15 уже при мне был установлен в качестве пметника у Дома офицеров (возможно воевавший в Корее). В 60-е годы был вооружён Як-25 и МиГ-19 (один из этих самолётов на котором ещё до перебазирования в Амдерму Поляков сбил американский РБ-47). В 70-е годы был перевооружён на Ту-128. У меня у друга-одноклассника отец штурманом на нём летал. Улетали - прилетали когда мимо Ту-128 всегда рулили (аэродром то совместного базирования), ну и здоровый же он. Помню, что два вида подвески на них было или две ракеты побольше или четыре поменьше. В 1978 году амдерминске лётчики первыми осуществили посадку этих монстров на ледовый аэродром (остров Греэм-Белл, Земля Франца-Иосифа), ещё был один лёдовый аэродром на мысе Желания (Новая Земля). Классная фотография Ту-128 на ледовом аэродроме была на airforce.ru, сейчас чего то найти не могу, возможно убрали уже.
В 1986 году полк начали перевооружать ан МиГ-31. В 1993 году ликвидирована 4-я дивизия ПВО, полк перебазирован в Котлас, где из двух полков (котласского и амдерминского) был сформирован один, получивший номер амдрминского 72ГИАП. На avia.ru есть такой Слава, бывший зам командира этого полка.
 
alex0853, Очень бы хотелось узнать более подробно об эксплуатации Ту-128 от первоисточника:)
Интерестно все, а если еще и фотографии сохранились какие-нибудь, то это вообще было бы замечательно.
Еще один-два десятка лет и мы вообще об этом самолете ничего знать не будем.
 
Реклама
Номер полка был 350 ИАП (в/ч 65319). Он был создан в 1942 году в Монголии для подготовки летчиков. Одна эскадрилия участвовала в битве за Сталинград. В 2002 году полк был расформирован. За 60 лет летчики полка летали на И16, ЛА5, МИГ17, ТУ128, МИГ31. Я мог что то и пропустить. Я 14 лет (1974-1988) пролетал штурманом на ТУ128 и дошел до штурмана эскадрилии. В 70-х годах самолет был модернизирован и получил название ТУ128М. На нем был установлен новый прицел который позволял перехватывать воздушные цели на малой высоте. Я был первым в авиации ПВО поразивший низко летящую маневрирующую скоростную мишень ЛА17 на данном типе самолета. Самолет мог вести автономный поиск и уничтожение воздушных целей в районах с ограниченным радиолокационным обеспечением(крайний север).
 
Назад