Время сбываться мечтам пришло. Давно хотела получить PPL. Но сначала не было времени, потом денег, потом времени и денег... И вот, настал счастливый миг, когда все есть. И даже аэродром на удалении 1,5 километров. Буду немного рассказывать и немного показывать.
Место - Аэроклуб Бельско-Бяла, Польша
Время - успеть до конца школьного года (то есть до конца июня 2025)
Первый шаг - медкомиссия по категории 2 (получилось назначить на конец января).
В Польше организовано следующим образом: на сайте управления гражданской авиации есть список мед учреждений или врачей с лицензией, которые выдают решения о допуске по разным категориям. К счастью, для прохождения комиссии по нужной мне категории 2 в моем городе есть специалист. Мне нужно прийти в обычную частную клинику в назначенное время с результатами анализов кровь/моча, пройти несколько исследований (слух, зрение, спирометрия и т.п.). После чего специалист напишет заключение. Занимает 4-6 часов. Стоит 714 злотых.
Второй шаг - изучение теории (начинается в феврале, но книжки есть, и читаю уже сейчас).
Думаю, здесь все стандартно - 100 часов занятий: авиационное право, возможности и ограничения человека, метеорология, связь, правила полета, рабочие процедуры, характеристики и планирование полета, общие знания о воздушном судне, навигация. Есть две опции для обучения: 1) онлайн школа 2) занятия на базе аэроклуба, если соберется группа 5 человек. Хотелось бы вариант 2, но тут уж как получится. Стоимость 2500 злотых.
Третий шаг - полеты.
В прошлом году в аэроклуб прибыл новый самолет 2024 года выпуска Bristell B23. Надо налетать минимум 45 часов. Цена 861 злотый за час полета и 120 злотых за час работы инструктора.
Чтобы понять, смогу ли я летать самостоятельно, я в прошлом году дважды совершила ознакомительные полеты с инструкторами. Летала на аэродроме Муховец в Катовицах. У аэродрома интересная история. Он открыт 99 лет назад, функционировал как гражданский коммерческий аэропорт до 1960х, пока в результате активной угледобычи в этом регионе под ВПП аэропорта не стал проседать грунт. На фото видно, что часть полосы пришлось просто закрыть. И все равно, укороченная полоса сильно горбатая. Ее периодически реконструируют, но масштабные инвестиции выделять, похоже, уже не будут. Аэроклуб Катовице, который там базируется работает с 1931 года и достаточно известен в Польше.
С инструкторами мне очень повезло. Первый полет летала на Cessna 172N Skyhawk II с инструктором, который занимается спортивной акробатикой. В тот день на небе были красивейшие облака. В первом посте видео как раз оттуда. И поскольку на аэродроме больше никто не летал, а их небо закрыто для всех других бортов, то мы безбоязненно летели сквозь облачность. И инструктор, не предупреждая, в какой-то момент ввел самолет в небольшую перегрузку с креном, чтобы оценить мою реакцию. Позже он сказал, что после этого часть людей отказывается от мысли о самостоятельных полетах. Но я его одобрение получила ))
Второй полет был на Tecnam P2002 JF. Договорились с инструктором, чтобы полет был образовательный. Я пришла готовая, с документами по аэродрому, которые заранее изучила. Мы осмотрели самолет, прошлись по чек-листу и полетели. В полете из 60 минут он отдал мне управление минут на 20 и давал разные задания. Делала круг, выходила на курс, визуально искала аэродром… Все уже не помню. Я ему задавала много вопросов. Было супер интересно. Тоже полетали над центром Катовице, как и в первый раз. Но фотографий мало, так как я была занята. В конце он сказал – приходи, это точно твое.
И действительно, после этого полета было полное ощущение, что я всю жизнь летала.
Я вообще люблю технику и путешествовать. Только что с дочкой вдвоем (она еще не за рулем) ездили на праздники на автомобиле за 1000 км от дома в горы через четыре страны. Попали по дороге в горах в сильный снегопад. Но, надели браслеты и в итоге добрались без проблем. Вид в пункте назначения того стоил.
Поэтому мысль о путешествиях на самолете завораживает.
Пассажиром летать страшнее. Когда держишься за штурвал - ситуация под контролем. Это раз. Бояться просто некогда, поскольку занят управлением. Это два.
Ну да, обычный стандартный разворот с креном 30 градусов, без потери высоты и скорости) Просто мне интересно, я уже имею PPL, и упражнения, которые в лётном училище включены в курс летной подготовки, разнятся с упражнениями, которые дают зарубежом?) У нас, когда мы летим в пилотажную зону, отрабатываем виражи с кренами 20-30-45-60 градусов (Это же мы отрабатываем и при подготовке уже на коммерческого пилота, только справа сидит не инструктор, а такой же курсант. Либо наоборот. ). При крене 60 градусов (Не люблю я этот элемент, если честно), перегрузка 2g.
Я думаю, что это называется "пилотаж" Акробатика, это уже навреное в области сложного пространственного положения
LokoPhil, в отечественной терминологии есть простой, сложный и высший пилотаж. В английском это называется "аэробатика". А я бы назвал - фигурное катание на самолёте.
LokoPhil, не поняла сразу ваш вопрос, значит. Я ведь еще не учусь. Те полеты были просто ознакомительные. И я пока не знаю, что будет в программе. Поэтому расскажу позже.
(с английскими субтитрами, история открытия аэродрома)
(видео снято 5 лет назад, увы без субтитров, но хорошо показана инфраструктура и окрестности для полетов. За 5 лет аэродром заметно развился и сейчас все еще интереснее)
Аэродром расположен в городе. У него три коротких травяных полосы, и это его единственный минус, так как город окружен горами с 2 сторон, и периодически территорию накрывают многодневные туманы или многонедельные дожди.
Вообще, аэроклуб пытался получить разрешение на строительство бетонной ВПП, но жители проголосовали против. Потому как даже сейчас летом движение активное, а при наличии бетонной полосы полетов стало бы больше, а кроме того, начали бы летать самолеты большей мощности. И шум был бы очень сильный.
Кроме того, на аэродроме базируется очень известная польская вертолетная компания, которая занимается продажей, арендой и обслуживанием вертолетов, перевозками, обучением и промышленными услугами на территории всей Польши (инспекция линий электропередач, медицинские перевозки, агротехнические полеты, геодезические исследования, пожаротушение и т.п.). Licencje, wynajem i sprzedaż śmigłowców - Helipoland.com
Так как Бельско-Бяла это один из самых экономически активных и процветающих городов в Польше, то и аэроклуб здесь очень живой и многочисленный. Основан в 1936 году. У клуба 5 секций: самолеты, вертолеты, планеры, парашютисты и секция моделирования. Клуб известен своими ежегодными авиа-пикниками, которые организуют, как правило, в последние выходные лета. И это всегда большое событие. В отдельные годы устраивали авиа-выступления с участием пилотов Red-Bull, были так же реконструкции битв времен второй мировой, пролетов истребителей, да и просто красивые полеты.
Вот, например, 2016 год, 80летие клуба (на этом я уже была, и это было впечатляюще)
Я изначально планировала учиться в аэроклубе Катовице, где и летала. В основном из-за лучших погодных условий и бетонной полосы. Но, поразмыслив, решила, что у местного клуба куча преимуществ:
Он очень живой и развивающийся. И с ними одно удовольствие взаимодействовать.
Он рядом. А у меня дико командировочная работа, например в январе четыре поездки, две из которых по неделе. И время для меня актив бесценный. До Катовице мне час в один конец, значит час полета там забирал бы у меня три часа времени. Не могу себе такое позволить.
Здесь гораздо более красивая природа, чем в Катовице. И это будет дополнительным бонусом.
Ну и в связи со сменой социального статуса мне стоит расширить круг общения на месте. И сильные авиаторы, способные помочь перенести шкаф или поменять пробитое колесо, это очень нужные знакомства )) А с учетом того, что я еще и переживаю апокалиптический разрыв, то приглашение на свидание тоже будет кстати.
Вот так и было принято спонтанно-выношенное решение.