Помогите к кому обратиться или в каком разделе задать вопрос о винте Первой мировой.

    VGI

    Новичок
    Здравствуйте уважаемые!

    В руки попал фрагмент центральной части деревянного винта. Не будучи спецом, при поиске информации по надписям мало что смог уточнить.
    Помогите разобраться, что за самолет (модификация), в каком качестве использовался, ...ну и тд., что можно почерпнуть по нижеприведенной информации:
    С одной стороны :
    Дiаметр 274
    шагъ 230-250
    серiя L.P. № 710
    (L.P. - не точно, плохо читается)
    СОПВИЧЪ
    КЛЕРЖЕ 110. с.


    С другой стороны:
    №2411
    О.МЕЛЬЦЕРЪ
    ПЕТРОГРАДЪ


    Понимаю что изготовлен с 1914 на фабрике Мельцера, для Солвича с мотором Клерже (кажется он имел индекс z9) в 110 л.с.
    И это - все.

    Помогите плиз.
     

    Гаврик

    Старожил
    Я как не специалист, исходя из указанного, могу предположить, что винт от самолёта Сопвич, с двигателем Clerget 9Z (110 л.с.). А это могут быть Сопвич Кэмел, Сопвич Бэби, Сопвич Страттер...
     

    Бурундук

    заблокирован
    VGI, вряд ли это 1914 г. Sopwith начал применять моторы Clerget в 1915 г.

    В нашей стране, в Петрограде, завод Лебедева выпускал по лицензии с 1916 г. самолёты "Сопвич-разведчик". Это Sopwith 9400, он же Sopwith 1 1/2 Strutter. Как раз с мотором Clerget (правда, чаще ставилась модификация 9B в 130 л.с., но могли поставить и 9 и 9Z) и с 9-футовым (2,74 м) винтом.

    Вероятно (но, конечно, не точно), это винт, сделанный для одного из 18 самолётов, построенных на заводе Лебедева.

    График постройки "Сопвич-разведчик" на заводе Лебедева:

    1915 г. - 4 самолётов (очень возможно, это ещё Sopwith Tabloid с мотором Gnome)
    1916 г. - 5 самолётов (а вот здесь и дальше уже точно 1 1/2 Strutter с Clerget)
    1917 г. - 7 самолётов
    1919 г. - 2 самолёта.

    Винтов обычно делали несколько больше, чем самолётов - чтобы был запас.

    upload_2015-3-12_0-49-40.png
     
    Последнее редактирование:

    VGI

    Новичок
    Бурундук,
    1914 я написал как самая ранняя из возможных дат, исходя из того, ранее это был не "ПЕТРОГРАДЪ".
    А Сопвич-Триплан у нас не выпускался?

    Гаврик,
    А у всех этих моделей шел 9 футовый винт?

    На винте есть еще небольшое клеймо в виде треугольника с буквами внутри. Плохо читаемое, но могу разобрать. Оно может чем то помочь?

    Шаг винта.
    Как не самый продвинутый водномоторник, понимаю что от шага винта влияет на скорость и тяговитость..... Во всяком случае на маломерных судах есть шаг под скоростное и есть под грузовое движение. Исходя из данного шага можно предположить конкретнее о модели самолета и его назначении?
     

    Бурундук

    заблокирован
    VGI, нет, триплан в России не выпускался. Их и в Англии-то сделали всего 147 штук. В Россию поставлено лишь несколько машин. Первый самолёт отправлен в Россию (не получен!) только 4 мая 1917 г. (источник Aircraft Profile 73, J.M. Bruce). Потом началась революция, и вряд ли Мельцер специально делал винты для этих самолётов. Хотя, конечно, при замене могли поставить и винт Мельцера.

    К сожалению, я не знаю, какой был шаг винта у этих двух моделей и даже отличался ли он (хотя скорости отличались заметно - на 20%). Ближайший триплан - в авиамузее Монино.

    На триплане тоже был 9-футовый винт (вот картинка из Sopwith Triplane, J.M. Bruce, Windsock datafile 22 с размерной шкалой).
    1.jpg


    Возможно, клеймо сможет помочь.
     
    Последнее редактирование:

    VGI

    Новичок
    Бурундук,
    А Мельцер мог изготавливать винты для других авиазаводов? Ничего не известно об этом? Просто как я понимаю, тот же Клерже 110 лс ставился даже на Анакле/Анаклер выпускаемые Анатра....
    По шагу винта....
    Я вообще не знаю какой шаг был на других Сопвичах или применялся на Клерже 110. Но исходя из того, что чем больше шаг - тем легче и быстрее должен быть самолет..... Знать бы какой шаг для сравнения был хоть на каком то из этих самолетов......
     

    Бурундук

    заблокирован
    VGI, Мельцер мог изготавливать винты для других заводов. Но если это Анаклер, то не понятно, при чём тут надпись Сопвич - вряд ли. Анатра Сопвичи не выпускал.

    Из самолётов фабрики Мельцера моторы Clerget 9 стояли только на двух опытных ВМ-5, но их построили уже в 1919, после реформы правописания (хотя, конечно, могли использовать старый оттиск). - тоже маловероятно, и непонятно, при чём тут Sopwith.
     

    Гаврик

    Старожил
    Гаврик,
    А у всех этих моделей шел 9 футовый винт?
    К сожалекнию, не смогу тут Вам помочь.
    Лучше всего, как видите, в этом вопросе разбирается уважаемый Бурундук.
    От себя могу пообещать постараться внимательно посмотреть на винт монинского Триплана. Если, конечно, там вообще какая-либо маркировка сохранилась.
     

    Бурундук

    заблокирован
    Гаврик, спасибо за комплимент. А если вы посмотрите на винт триплана - то мне это тоже будет очень интересно.
     

    Гаврик

    Старожил
    Бурундук , в эту субботу постараюсь. Я так понимаю все маркировки должны быть сосредоточены в районе ступицы и комелей?
     
    Последнее редактирование:

    Василий Гоголев

    Салгын аала
    VGI, для справки - на винте (выпуска 1923 г. Московского ГАЗ № 8) для двигателя Рон-120 выбиты вот такие данные: Д 2 - 6, Ш 2 - 3
    Гаврик, могу еще и я попросить Вас об одной услуге:
    Имеется ли в фондах музея ротативный двигатель Рон-120?
    Если есть, то помогите, пожалуйста, решить вот такую задачку. Необходимо определить его заводской номер и сравнить с номером, который выбит на торце задней крышки картера. Совпадают ли они?
     

    VGI

    Новичок
    Бурундук, Гаврик
    А может подскажете, что могла означать "Серия L.P. 710"? Это не может быть аббревиатурой модификации самолета?
    И маленькое треугольное клеймо перед "МЕЛЬЦЕР". В нем аббревиатура в 3 строчки: 1 - У.В.В.Ф 2 - П.Ч. 3 - 12 . При этом - клеймо стоит вверх ногами по отношению к основным надписям. Похоже оно ставилось последним. Может ли это быть некое "ОТК" или наоборот - это к примеру принадлежность к какому-то ведомству по его заказу. Сама аббревиатура никому ничего не напоминает?

    Наткнулся на информацию, что Мельцер к 1917 году обеспечил авиацию винтами..... Следует ли из этого что они могли их изготавливать для всех заводов строивших аэропланы?

    Может быть поможет следующее (и фото):
    В центральной части у отверстия (ок.73 мм в диаметре) нет никаких иных крепежных элементов или дополнительных отверстий под них. Были только остатки наклеенного некоего образива как наждачная бумага. Правильно ли понимаю что это могло быть для улучшения сцепления с некой ответной частью крепления, которая как колпак одевалась снаружи и сама накручивалась на вал мотора?
    Ну и общее фото лопасти. Т.к. по сногим фото я вижу что даже форма винта с Сопвичей значительно отличается друг от друга.....


    Я правильно понимаю, что на настоящий момент выяснено:
    Это винт изготовлен на ф-ке МЕЛЬЦЕР, в период с 1914 до 1918 года, скорее всего штатный (не модифицированный Григорошвили, т.к. на клейме нет символа "Г") для Сопвич (скорее всего Сопвич-разведчик) с Клерже 110 л.с.

    2.jpg


    3.jpg


    1.jpg


    5.jpg


    4.jpg
     
    Последнее редактирование:

    Гаврик

    Старожил
    Ух ты... любопытно. Интересный способ монтажа винта на самолёт. Всегда считал, что деревянные винты крепятся на вал через ступицу и фланцы болтами. А тут, похоже, центральной "гайкой" на самозатяг. Любопытно...

    Нашёл в сети клеймо на винте для Верблюда:
    SC-Propellor-marking.jpg


    Винт же с обычным способом крепления, длинными болтами через ступицу на фланцы. И по клейму можно узнать гораздо больше информации, нежели в предложенном случае.
     

    Бурундук

    заблокирован
    VGI, треугольный штампик - это военная приёмка, УВВФ (управление военно-воздушного флота). Сразу уточняется датировка: УВВФ создано в 1916 г. (в Википедии ошибка насчёт сентября 1917).

    LP.710 мне ни о какой модификации самолёта не напоминает.
     

    Бурундук

    заблокирован
    VGI, да, с 1916 и до 1918 включительно: тут и исчезновение УВВФ, и национализация фабрики Мельцера, и реформа орфографии. Но с месяцем я бы не был категоричен: штамп мог некоторое время применяться "по инерции".
     

    Гаврик

    Старожил
    Ближайший триплан - в авиамузее Монино.
    Сегодня посмотрел этот винт. Имеем следующие маркировки, с первой стороны:

    ДИАМЕТРЪ 260
    СОПВИЧ
    КЛЕРЖЕ 130С
    ШАГЪ 240


    со второй стороны:

    НОМЕРЪ 21377
    17
    18 ^
    СЕРИЯ 2328

    в треугольнике, рядом с цифрой "18", буквы "В.Б" (?)


    На лопастях, ближе к широкой части, на каждой по одинаковому (похоже) клейму, на которых проглядываются надписи по кругу "ИНТЕГРАЛЪ" и "ПЕНЗА", разделённые звёздами. Внутри круга рисунок не разглядел.
     

    Бурундук

    заблокирован
    Гаврик, спасибо. Интересно, что шаг такой же (240, а у первого винта - 230-250). А вот диаметр слегка меньше.

    Но получается, что это неродной винт, заменённый. Интеграл - крупный российский производитель винтов, компания, основанная Жуковским (у человека кроме научной была и совсем недурная коммерческая жилка)
     

    Гаврик

    Старожил
    Фотографии.

    Первая сторона:
    n6oaqoZ.jpg

    прошу простить, так и не разобрался как на этом ресурсе переворачивать фотографии...

    Вторая сторона:
    bYf2WHK.jpg


    Оттиск на одной лопасти (ИНТЕГРАЛЪ):
    Oxgw9xD.jpg


    Оттиск на второй лопасти (ПЕНЗА):
    wqiVpI6.jpg

    Хорошо видны звёзды, разделяющие "ИНТЕГРАЛЪ" и "ПЕНЗА".


    Ну и на всякий случай, вдруг полезно будет:
    EeI0fXZ.jpg

    Винт крепится болтами через фланец. Много отверстий- фланец универсальный?


    Маркировки, с номерами двигателя (?) в т.ч. на частях двигателя:
    TD0pLFj.jpg


    RyXp59E.jpg

    JfLaVvS.jpg


    Ну а тут уж вообще неприличное слово выбито...:eek:
    JA091ai.jpg

    странно французы масло обозвали...:D