Господа, в упор не понимаю, чем класс и назначение Ту-22М и Т-4 разное.
Дальность: Ту-22М - 5000км, Т-4 - 7000км.
Скорость - у Т-4 больше, больше и сверхзвуковая дальность, это, конечно, хорошо.
Но цели у обоих одинаковые - в основном, морские (АУГ, транспортные конвои из США в Европу) и вновь обнаруженные (после первого ракетного удара) стратегические цели в Европе (привезли тучу груза и выгрузили рядом с уже разрушенным Марселем, например. ).
Вооружение Ту-22: Х-22, в т.ч. со специальной боевой частью. Дальность та же, вем БЧ больше (900кг).
Вооружение Т-4 - УРВЗ Х-45, дальность 500-600км, самонаведение. Но у Бетретдинова написано, что боеголовка обычная (500кг).
По вооружению - небольшой плюс у Ту-22М. Да и как обычный бомбардировщик он лучше: ниже стоимость вылета, больше загрузка (21-24т против 18т у Т-4).
Обнаружение целей - самый сложный вопрос. Спутники, подводные лодки на позициях, случайные встречи. В результате за 3500 км атаковать АУГ не будут - во-первых, фиг найдёшь, во-вторых, радиус ударной палубной авиации намного меньше. Поэтому преимущество в дальности несущественно.
Высокая скорость - это, конечно, хорошо. Но встает вопрос эффективность/цена. Что лучше: полк Ту-22М, согласно руководствам заходящий на АУГ (разведчики-смертники, вскрывающие состав ордера, туча ударных, постановщики помех) или несколько Т-4?
Подлётное время у Т-4, за счет высокой сверхзвуковой дальности, гораздо меньше. Но если не учитывать базирование. У Т-4 разбег больше, значит, Ту-22 могут взлетать с большего числа аэродромов. В том числе, с восстановленных аэродромов в захваченной Германии, до этого - с аэродромов ГСВГ. При этом преимущества Т-4 и в дальности, и в подлётном времени теряются совсем. Остаётся преимущество в скорости (сложнее сбить) - но, на мой взгляд, оно компенсируется количеством самолётов.
Поэтому с моей точки зрения, при всем техническом и эстетическом совершенстве Т-4, решение выпускать Ту-22М было правильным.