Понятие "типовая конструкция"

Plivet

скиф
Коллеги, чем определено понятие "ТИПОВАЯ КОННСТРУКЦИЯ"?
Что это такое?

"Моя благодарность не будет иметь границ в разумных пределах" (с) С.Альтов
 
Реклама
АП-21, раздел А, глава 1, пункт 1.22:

Типовая конструкция - конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.
 
Вообще то, особого смысла в ее определении нет. Что сертификат типа утверждает, то и типовая конструкция :). В этом понятии много условности, поскольку реальные новые экземпляры, выпущенные на основании сертификата типа, могут отличаться друг от друга.
Вот еще уточненное определение из ОСТ 1 0286-2009: "2.1.17 типовая конструкция: Конструкция изделия авиационной техники (включая его летные, эксплуатационные характеристики и их ограничения), соответствие которой применимым требованиям устанавливается по результатам сертификации".
 
Спасибо!

А как понимать этот пункт ВК?

4. Обеспечение соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна... на этапах его разработки, испытаний и эксплуатации вплоть до списания действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности и охране окружающей среды возлагается соответственно на разработчика гражданского воздушного судна... Обеспечение соответствия каждого серийно производимого гражданского воздушного судна... сертифицированному типу возлагается на его производителя.
 
Понимать нужно примерно так: каждое КБ, проектирующее авиационную технику, должно иметь соответствующее одобрение (аналог DOA), а производитель АТ должен иметь, соотвтетственно, одобрение производства (аналог POA). На Западе DOA и POA регламентируются EASA Part-21 (или FAR-21) Subpart J и G соответственно. В наших АП-21 есть раздел G, а вот J, кажется, нет. Но наверняка есть что-то другое.

Из новостей МАК:
21 апреля 2011
Завершены работы по одобрению производства самолетов RRJ-95 на ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (г. Москва, Россия).
Оформлено Свидетельство об одобрении производства № ОП118-ПВС от 12.04.2011г.
 
Последнее редактирование:
И что тогда понимать под несоответствием типовой конструкции?

Модификация изделия подходит под это понятие? Отказ изделия, его неработспособное состояние?
 
А как понимать этот пункт ВК?
4. Обеспечение соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна... на этапах его разработки, испытаний и эксплуатации вплоть до списания действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности и охране окружающей среды возлагается соответственно на разработчика гражданского воздушного судна... Обеспечение соответствия каждого серийно производимого гражданского воздушного судна... сертифицированному типу возлагается на его производителя.

Я когда то публиковал по этому поводу комментарий, "просамоцитируюсь" :):

"Нормы п. 4 ст. 37 ВК регламентируют обязательства участников авиационной деятельности, связанные с удостоверением летной годности авиатехники. Разработчик образца обязан не только на этапах создания образца обеспечить соответствие его типовой конструкции установленным в РФ требованиям к летной годности и охране окружающей среды, но и в последующий период эксплуатации экземпляров авиатехники данного типа должен контролировать и обеспечивать соответствие типовой конструкции образца требованиям к летной годности и охране окружающей среды. Это связано с тем, что в конструкции образца (то есть в типовой конструкции) могут выявляться недостатки, снижающие летную годность, либо государство может принять новые требования, в том числе, распространяющиеся и на ранее сертифицированные образцы авиатехники. В обоих случаях участие разработчика (автора типовой конструкции) обязательно.
В обязательства изготовителя авиатехники входит обеспечение соответствия каждого серийно производимого экземпляра воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта утвержденной типовой конструкции. Это означает, что изготовитель авиатехники сам не участвует в подтверждении соответствия требованиям к летной годности и охране окружающей среды, а лишь соблюдает требования и ограничения сертификата типа и требования к производству, что позволяет стабильно поддерживать соответствие каждого выпускаемого экземпляра авиатехники его утвержденной типовой конструкции и, следовательно, требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
В трактовке нормы п. 4 комментируемой статьи часто возникает путаница с обязательствами разработчика и изготовителя по причине упоминания всего жизненного цикла образца авиатехники вплоть до списания. Некоторые специалисты пытаются трактовать эту норму как обязанность разработчика и изготовителя весь срок службы обеспечивать соответствие конкретного экземпляра воздушного судна требованиям к летной годности и охране окружающей среды. Эта трактовка неправомерна, поскольку законодатель четко оговорил, что обязательства разработчика имеют отношение только к типовой конструкции, т.е. не распространяются на экземпляры авиатехники. Что касается обязательств изготовителя, то здесь, действительно, проявляется нечеткость формулировки нормы. Смысл ее заключается в регламентации обязанности изготовителя подтверждать соответствие каждого выпускаемого с завода экземпляра авиатехники утвержденной типовой конструкции, причем это обязательство считается исполненным в момент передачи экземпляра авиатехники его заказчику. Однако непосредственно в норме закона это не записано, поэтому необходимо руководствоваться нормами федеральных авиационных правил, устанавливающих процедуры сертификации авиатехники".

---------- Добавлено в 22:43 ----------

Модификация изделия подходит под это понятие? Отказ изделия, его неработспособное состояние?
Модификация это изменение типовой конструкции и подлежит процедуре утверждения, после чего станет частью измененной типовой конструкции.
Отказ, если не включен в MMEL, образует несоответствие и подлежит устранению до следующего полета. Если же он включен в MMEL, то это один из видов разрешенного состояния утвержденной типовой конструкции, поскольку MMEL часть эксплуатационной конструкторской документации и, соответственно, входит в состав описания типовой конструкции к сертификату типа...
 
Да все тут проще, надо из серийного аппарата сделать ЕЭВС. Точнее четкими формулировками убедить в этом определенное МТУ.
 
после чего станет частью измененной типовой конструкции
Правда, модифицировать можно и 10, и 2, и даже 1 аппарат. То есть изменение конструкции может менять тип, а может и не менять... Вообще, это вопрос заслуживающий размышления. Если типовая конструкция - это эталон для проверки серийных экземпляров, то "наслоения" модификаций, объективно реализуемых разными заинтересованными лицами на отдельных группах и экземплярах судов, размывают этот эталон и мы опять возвращаемся к вопросу, что же такое "типовая конструкция" :)) Соответственно, было бы логично делить модификации на меняющие тип и прочие. Практика подобного деления на "второстепенные" и "главные" изменения известна, но там как-то нечетко, ИМХО, дана привязка этих двух групп к состоянию типовой конструкции и использованию соответствующих конструкторских документов (ТУ и проч.) при изготовлении и приемке новых судов на заводе ...

---------- Добавлено в 08:32 ----------

Да все тут проще, надо из серийного аппарата сделать ЕЭВС
Вряд ли, там люди, похоже с Ан-148 мыкаются, из него ЕЭВС никак не сделать :)))
 
Последнее редактирование:
Реклама
по-моему в этом понятии и так все ясно. Типовая или шаблонная конструкция-это та, которая соответствует всем сертификатам качеств и параметрам.
 
KapitanInet,

Ничего общего:

1.22. Типовая конструкция - конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.

1.7. Образец авиационной техники - применительно к настоящим Правилам образцом авиационной техники является тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя.
 
Типовая конструкция - конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.
Собсно, реально для разработчика "типовая конструкция" это все что прошло через процедуру одобрения сертификационными органами, то бишь через АР МАК, и на что были получены Сертификат типа, Дополнения к Сертификату типа и одобрительные письма на перечни второстепенных изменений.
Таким образом это не некая замороженная/стандартная конфигурация, а все варианты конструктивного исполнения и состава опционного оборудования пепелаца данного типа.
Основой составляющей типовую конструкцию является КД=РКД+ЭД+ТУ и отчеты об испытаниях определяющие характеристики и ограничения. Ну, может еще что-нить.... по мелочи.
 
Г-м, падон за занудность :), но ЭД точно, и ТУ вроде тоже, входят в состав РКД. По ЕСКД полная форма термина ЭД - "эксплуатационная конструкторская документация" (часть рабочей конструкторской документации, содержащая ..... и предназначенная .... т.д.)
 
Г-м, падон за занудность :), но ЭД точно, и ТУ вроде тоже, входят в состав РКД. По ЕСКД полная форма термина ЭД - "эксплуатационная конструкторская документация" (часть рабочей конструкторской документации, содержащая ..... и предназначенная .... т.д.)
Смотрим ГОСТ 2.102-68, а также ГОСТ 2.902-68 (ныне ГОСТ РВ 2.902-2005)...
РКД образуется как группа документов на определенном этапе ОКР.
В реальной практике работы под "РКД" понимают чертежи, схемы, спецификации, ведомости, ..., т.е. за вычетом ЭД и ТУ, поскольку такова специфика/специализация работы в ОКБ.
 
Последнее редактирование:
Г-м, падон за занудность :), но ЭД точно, и ТУ вроде тоже, входят в состав РКД. По ЕСКД полная форма термина ЭД - "эксплуатационная конструкторская документация" (часть рабочей конструкторской документации, содержащая ..... и предназначенная .... т.д.)


Это не занудность. Точность - вежливость Королей!

Не очень понял, куда ТУ относится?
 
ТУ - тоже часть РКД. Правда в последние годы могли что-то поменять, но изначально и в ЕСКД, и в СРПП так было. Вот, например, из СРПП ВТ:
"Рабочая конструкторская документация (краткая форма "рабочая документация") - Совокупность конструкторских документов, предназначенных для изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта изделия Наряду с термином "рабочая конструкторская документация" используется с аналогичным определением термины "рабочая технологическая документация" и "рабочая техническая документация". Рабочая документация в зависимости от сферы использования подразделяется на производственную, эксплуатационную и ремонтную."
Соответственно, ТУ, в зависимости от цели написания и применения, может быть и производственным, и эксплуатационным, и ремонтным КД.
 
Ученый,

ТУ не может быть эксплуатационным документом... ГОСТ 2.601. Или что-то не так понял?
 
Соответственно, ТУ, в зависимости от цели написания и применения, может быть и производственным, и эксплуатационным, и ремонтным КД.
ТУ не может быть эксплуатационным документом... ГОСТ 2.601. Или что-то не так понял?
Дык, ТУ это не есть ЭД
про ТУ см. ОСТ 1 00058-91 (по структуре и контенту) и ГОСТ 2.114-95 (по оформлению).
про ЭД см. ГОСТ 18675-79
Однако, ТУ это конструкторский документ - см. ГОСТ 2.102-68

или я что-то не так понял про тему спора?
 
Реклама
Дык, ТУ это не есть ЭД
... Однако, ТУ это конструкторский документ - см. ГОСТ 2.102-68
Но при этом ЭД - рабочая КД :)
Думаю, что ТУ в зависимости от назначения не всегда однозначно можно отнести к определенному подвиду КД, поэтому в стандартах это четко и не указано...
 
Назад