Попадание постороннего предмета в двигатель

Владислав сказал(а):
Мы тут посовещались и решили, что это явно лишнее.
Владислав, чем Вам не нравятся изменяемые углы установки лопаток статора?
Отличная вещь, позволяет стабилизировать гидродиманические процессы запуска двигателя. У меня даже был эвент связанный с тренд мониторингом- лопнула одна из шайб механизма VSV (поворачиваемые лопатки статора) и графики ЕСТМ начали "плясать". После консультаций с RR и МТU определись, что скорее всего и есть VSV, открыли капоты двигателя- всё подтвердилось.
Владислав сказал(а):
У-у-у, как у вас всё сложно!
в смысле, "сложно"?
У меня всё просто, так устроен один из двигателей, которыми мне приходилось заниматься по роду моей работы.
 
Последнее редактирование:
Реклама
FW сказал(а):
согласно нормам расчёта и испытания вновь разрабатываемых двигателей, вес птицы и её скорость в определённых сегментах, определённых этими нормами, может вызвать падение тяги создаваемой двигателем до 60%. Есть градации по весу птиц- тяжёлые, средние, лёгкие, есть градации по сечению фэна (кв.м). Скорость птицы практически одинакова- 200кn на высоте 1500 ft. Более крупные двигатели должны выдерживать удары более крупных птиц. В любом случае, после попадания птицы, двигатель должен в течении 3-х секунд восстановить тягу не менее 75% в течении следующих 2 минут с последующией потерей тяги каждые 5-6 минут до 40%, затем режим на посадке и 2 минуты 75% с последующим безопасным отключением. В общей сложности, время после попадания птицы соответствует 20 минутам. этого времени достаточно на принятие различных решений- от отключения двигателя, до возвращения в а/п вылета.
Это все понятно. Это на бумаге... Говорю о том, что видел на практике... Рация, знакомый голос... "Внимание всем службам, на подходе рейс... бортовой Дельта"... Точно помню, что она была, EI-CZD... И после всего:
- Инженеры Дельты, по прилету двигатели осмотрите повнимательнее...
- а что случилось?
- птичек на взлете поймали.

Греция, Ираклион, по англицки в документах, как я помню, обозначение аэропорта Her... на самом деле "он"... Стая птиц взлетела с ВПП в тот момент, когда самолет оторвал от полосы носовую ногу шасси - так пилоты описали ситуацию. Ессно, словили всю стаю.

Итог таков. На одном двигателе(B-767) погнуты две лопатки. Погнуто на периферийной части. Если обычно лопатка стоит под углом 10-15 градусов(угол на глазок, речь про вентилятор), то тут кромка на длине 10-15 см на глубину от кромки лопатки сантиметров на 5 загнута до прямого угла к потоку. Загнуты сразу две лопатки подряд. Периферийная часть - это буквально загиб в нескольких сантиметрах от края и до... там своеобразные упоры междулопаточные есть, так вот снаружи их. Здесь понятно, птица сразу наружу вышла. Кровь на пилоне - роли не играет. На другом двигателе кровь прямо на коке ... Т.е. попала прямо "в яблочко". И лопатки - штуки 3-4 - погнуты хоть и меньше, но гораздо ближе к корневой части. Очевидно, что тушка через самые сокровенные потроха движка прошла "навылет", вызвав вибрацию, что и отметили пилоты по приборам самолета. Машину спустя некоторое время запустили в рейс, но очень быстро приговорили к AOG, и в нем она пребывала недели три - пока новый двигатель не привезли. И раковину на лопатке на этот раз турбины - когда заглядываешь в двигатель сзади - я сам видел. Уж лопатка то длиной сантиметров 30 и шириной сантиметра полтора-два, но и раковина... с ноготь пальца. Т.е. она появилась после птицы, потом стала расти в размерах. Пришлось вынести приговор - AOG...

И снова к лопаткам... То, что они погнуты - само по себе дисбаланса может и не вызовет. А вот то, что тяга со стороны разных лопаток существенно различается, и это вызывает изгибающий момент на валы двигателя, да еще перемещающийся по окружности с частотой работы на взлетном режиме...
 
FW сказал(а):
любом случае, после попадания птицы, двигатель должен в течении 3-х секунд восстановить тягу не менее 75% в течении следующих 2 минут с последующией потерей тяги каждые 5-6 минут до 40%, затем режим на посадке и 2 минуты 75% с последующим безопасным отключением. В общей сложности, время после попадания птицы соответствует 20 минутам. этого времени достаточно на принятие различных решений- от отключения двигателя, до возвращения в а/п вылета.
Eduard сказал(а):
- Инженеры Дельты, по прилету двигатели осмотрите повнимательнее...
Eduard сказал(а):
Греция, Ираклион, по англицки в документах, как я помню, обозначение аэропорта Her... на самом деле "он"... Стая птиц взлетела с ВПП в тот момент, когда самолет оторвал от полосы носовую ногу шасси - так пилоты описали ситуацию. Ессно, словили всю стаю.

Eduard, правильно я понимаю, что ваша история из практики не только подтверждает "теорию от FW", но и по сути в разы превосходит ее?

Т.е. самолет, словив на взлете в Ираклионе "всю стаю" в оба двигателя, прилетел в Москву и его даже
Eduard сказал(а):
спустя некоторое время запустили в рейс
?
 
Barrsuk сказал(а):
Eduard, правильно я понимаю, что ваша история из практики не только подтверждает "теорию от FW", но и по сути в разы превосходит ее?
Ну, превосходить кого-либо, тем более в теории, я не планировал... Писал о том, что видел своими глазами. То, что после этого самолет запустили в рейс, я бы сказал так, от большой зеленой жабы, т.к. после этого всего этого один из движков долго не протянул... И это факт - при столкновении с птицами самолет получил такие повреждения, которые не позволили ему продолжать полеты. Пусть не сразу, но...
 
Eduard, по информации FW, по нормативам двигатель после попадания птицы обязан проработать (с указанными ухудшениями параметров) не менее 20 минут до выключения.

FW сказал(а):
В общей сложности, время после попадания птицы соответствует 20 минутам. этого времени достаточно на принятие различных решений- от отключения двигателя, до возвращения в а/п вылета.

Начало Вашего же сообщения:

Eduard сказал(а):
Это все понятно. Это на бумаге... Говорю о том, что видел на практике...

я понял так, что случай из практики не подтверждает требований "на бумаге". Однако далее идет как раз пример того, что нормативы превышаются (в сторону улучшения) в разы, а то и порядки.
 
Barrsuk сказал(а):
Eduard, правильно я понимаю, что ваша история из практики не только подтверждает "теорию от FW", но и по сути в разы превосходит ее?
Eduard, Barrsuk,
это не моя теория, это нормы/ требования (в моей вольной трактовке, по памяти) по сертификации двигателя, который должен выпускаться серией и устанавливаться на гражданском самолёте. Таким образом, в случае описанным Эдуардом, двигатель с запасом показал, что те требования, которые были предъявлены к нему, при сертификации, выдержаны с запасом. Это более, чем хорошо- отлично.
По забоинам и загибам. На каждый двигатель есть ремонтная документация, в которой описывает допустимые повреждения и/или износ, в частности, лопаток вентилятора, прогарание камеры сгорания и т.д. Из моего скромного опыта, хотелось бы заметить, что двигатель настолько стабильная система, что забоины или загибы (в разумных пределах) на лопатках мало как влияют на работоспособность и тем более на безопасность.
 
на сайте МАКа нашел
В Руководстве по аэропортовым службам ИКАО, со ссылкой на
систему информации о столкновении с птицами IBIS, приводятся следующие
данные: анализ более, чем 35000 столкновений с птицами показывает, что:
- в 69% случаев столкновения произошло в дневное время и в 15%
случаев – ночью, а остальная часть – на рассвете или в сумерках;
- 65% столкновений приходится на ВС с турбовентиляторными
двигателями (весом более 27 000кг);

- в 29% столкновения происходили во время захода на посадку, в то
время как 25% случаев имели место при взлёте;
- в 51% случаев столкновения произошли на высотах ниже 100футов;
- в 92% случаев пилоты не были предупреждены о наличии
значительного числа птиц в воздухе.

Почему? они же должны сильнее грохотать, да и птице чтобы в двигатель попасть надо еще через винт пролететь и попасть в достаточно узкий воздухозаборник...
 
flying сказал(а):
Почему? они же должны сильнее грохотать, да и птице чтобы в двигатель попасть надо еще через винт пролететь
турбовентиляторный не есть турбовинтовой. ;)

Кстати, вращающейся фэн воспринимается птичками, как лучший друг. Есть правда отпугиваювий фактор- если на фэне нарисована спираль- тогда ето уже враг птиц. см. мою аватар, там есть нечто похожее. :)
 
Последнее редактирование:
flying сказал(а):
- в 29% столкновения происходили во время захода на посадку, в то
время как 25% случаев имели место при взлёте;
Интересно, на каком этапе полета произошли остальные 46% столкновений?:rolleyes:
 
Barrsuk,
вопрос к МАКу :)

FW,
млин, точно... просто это из материалов расследования по домодедовскому Ан-12
 
Реклама
Недавно один или два гуся попало в двигатель, и двое гусей в стойку шасси. Вот что с двигателем
UNmiPW456M.jpg

4rWTB6DPC0.jpg

KDWV46XW2H.jpg

dCCxmm3Kwk.jpg
 
Последнее редактирование:
Есть и пострашнее фотграфии, но к двигателю они не относяться.
После полной инспекции двигатель был годен к дальнейшей эксплуатации.
 
Леопард,
Сколько отработал двигатель от того, как гусики "заглянули в гости", до момента фотосьёмки?
 
MikVolg -двигатель почистили как положенно. Потом делали внешнию и внутрению инспекцию (бороскоп). Все чисто. Пилоты ,после попадания гусей, изменений параметров двигателя не заметели. Двигатель работает уже 2-е недели, все без замечаний :)
 
Леопард,
Нееее.... Вы не поняли!
Меня интересовал именно промежуток времени работавшего двигателя от инцидента, до фотографирования. Просто при тех оборотах двигатель должен был самоочиститься под действием центробежных сил. Или он был аварийно остановлен?
 
MikVolg - столкновение произошло уже на самой посадке, минуты за 2 до касания, так как шасси были выпущенны уже :rolleyes: Думаю двигатель с момента попадания, до его остановки работал минут 5-10.
 
Barrsuk сказал(а):
Eduard, по информации FW, по нормативам двигатель после попадания птицы обязан проработать (с указанными ухудшениями параметров) не менее 20 минут до выключения.
.....
Начало Вашего же сообщения:
.....
я понял так, что случай из практики не подтверждает требований "на бумаге". Однако далее идет как раз пример того, что нормативы превышаются (в сторону улучшения) в разы, а то и порядки.
Понял, в чем суть непоняток - в неудачной формулировке, точнее построении поста с моей стороны. Русский язык великий и могучий, и "это на бумаге" обычно означает начало скепсиса. В данном случае, повторюсь, не хочу ни с чем спорить и ничего опровергать - описываю факт, который мне достоверно известен - и переговоры по рации слышал, и в числе встречающих самолет был, и загнутые лопатки видел, и их замену, и выкрошенную крому лопатки в заднем контуре тоже.. Допишу то, что по... ну не по умыслу пропустил ранее. Самолет с этими двигателями отправили в рейс. Но... Перед этим все-таки были заменены погнутыте лопатки вентилятора - как я понимаю, это первым контуром двигателя зовется. И проведен бороскоп. Движка хватило дней на 10 обычной эксплуатации в гражданской АК... То ли плохо смотрели, то ли все увидеть невозможно, но факт есть факт - и тогда, во время полета, пилоты обнаружили вибрацию, и потом, при дальнейшей эксплуатации началось разрушение внутренних деталей двигателя, результатом чего все-таки стало официальное AOG. Т.е. при столкновении с птичками все-таки произошло именно разрушение каких-то деталей двигателя, а не только деформация.

Что касается норм, то да, двигатели после инцидента проработали гораздо более 20 минут - самолет прилетел из Греции в Москву.

ЗЫ. Не помню, кому там надо спасибо сказать - за разъяснение роли спирали на коке винта или вентилятора. Долго силился понять смысл сего украшательства... Неужели на оборотах в несколько тысяч в минуту птичий глаз способен рассмотреть эту спираль? И как она на птицу действует? Для человека оно еще на этапе поджига топлива при запуске уже сливается, а уж на взлетном режиме...
 
Самолет Estonian Air столкнулся со стаей уток

Направлявшийся вчера из Осло в Таллинн самолет компании Estonian Air при заходе на посадку столкнулся со стаей уток. Авария вывела самолет из строя на несколько дней.
Столкновение произошло утром в 11.30 на высоте примерно 900 метров. Часть уток попали в мотор машины, некоторые повредили фюзеляж, носовую часть и стабилизатор.
По cловам пресс-секретаря Estonian Air Илоны Эскилинен, получивший повреждения Boing 737-500 под регистрационным именем "Линда" смог успешно приземлиться, a пассажирам рейса не угрожала никакая опасность.
Детальное обследование самолета показало, что он нуждается в ремонте и некоторое время не может использоваться для перелетов.
Согласно сообщению Estonian Air, все запланированные рейсы состоятся.
Однако пассажирам следует учесть возможность возникновения задержек, поскольку у Estonian Air имеется всего восемь самолетов, уже занятых на других линиях, и фирма не в состоянии предоставить быструю замену машины.
http://rus.postimees.ee/081008/glavnaja/estonija/41905.php
 
Eduard сказал(а):
Т.е. при столкновении с птичками все-таки произошло именно разрушение каких-то деталей двигателя, а не только деформация.
Не стоит забывать, что потеря устойчивости (ну подумаешь, стойка какая-то немного деформировалась ;) ) - с точки зрения сопромата как раз и есть разрушение элемента конструкции.
 
Реклама
Eduard сказал(а):
Т.е. при столкновении с птичками все-таки произошло именно разрушение каких-то деталей двигателя, а не только деформация.
вполне возможно. Решение продолжать эксплуатацию двигателя могло быть вызвано и не достаточной подготовкой персонала проводившего бороскоп-инспекшн. Это дело очень скользкое. Тем более Вы, по всей видимости знаете только то что видили и слышали. Документов и подробностей инспекции Вы вероятно, не знаете. Поэтому, "что и как было" судить очень трудно.:rolleyes:
может, надо было снимать двигатель сразу, а не летать дальше..... повторюсь здесь судить очень тяжело. Обычно, тот кто рассписывается, несёт ответственность за принятое решение. А когда встречеются два инспектора, то будет два мнения (и не редко противоположных...).
Eduard сказал(а):
Долго силился понять смысл сего украшательства... Неужели на оборотах в несколько тысяч в минуту птичий глаз способен рассмотреть эту спираль?
нам инструктор говорил, что это "изобретение" биологов-оринтологов ("птичников", :) в общем), которые пришли к выводу, что вращающаяся спираль, вызывает у птиц панику. Они воспринимают картинку вращающейся спирали, как глаза хищника (орла, ястреба...). Что есть на самом деле, могут ответить лишь сами птицы.
 
Последнее редактирование:
Назад