FW сказал(а):
согласно нормам расчёта и испытания вновь разрабатываемых двигателей, вес птицы и её скорость в определённых сегментах, определённых этими нормами, может вызвать падение тяги создаваемой двигателем до 60%. Есть градации по весу птиц- тяжёлые, средние, лёгкие, есть градации по сечению фэна (кв.м). Скорость птицы практически одинакова- 200кn на высоте 1500 ft. Более крупные двигатели должны выдерживать удары более крупных птиц. В любом случае, после попадания птицы, двигатель должен в течении 3-х секунд восстановить тягу не менее 75% в течении следующих 2 минут с последующией потерей тяги каждые 5-6 минут до 40%, затем режим на посадке и 2 минуты 75% с последующим безопасным отключением. В общей сложности, время после попадания птицы соответствует 20 минутам. этого времени достаточно на принятие различных решений- от отключения двигателя, до возвращения в а/п вылета.
Это все понятно. Это на бумаге... Говорю о том, что видел на практике... Рация, знакомый голос... "Внимание всем службам, на подходе рейс... бортовой Дельта"... Точно помню, что она была, EI-CZD... И после всего:
- Инженеры Дельты, по прилету двигатели осмотрите повнимательнее...
- а что случилось?
- птичек на взлете поймали.
Греция, Ираклион, по англицки в документах, как я помню, обозначение аэропорта Her... на самом деле "он"... Стая птиц взлетела с ВПП в тот момент, когда самолет оторвал от полосы носовую ногу шасси - так пилоты описали ситуацию. Ессно, словили всю стаю.
Итог таков. На одном двигателе(B-767) погнуты две лопатки. Погнуто на периферийной части. Если обычно лопатка стоит под углом 10-15 градусов(угол на глазок, речь про вентилятор), то тут кромка на длине 10-15 см на глубину от кромки лопатки сантиметров на 5 загнута до прямого угла к потоку. Загнуты сразу две лопатки подряд. Периферийная часть - это буквально загиб в нескольких сантиметрах от края и до... там своеобразные упоры междулопаточные есть, так вот снаружи их. Здесь понятно, птица сразу наружу вышла. Кровь на пилоне - роли не играет. На другом двигателе кровь прямо на коке ... Т.е. попала прямо "в яблочко". И лопатки - штуки 3-4 - погнуты хоть и меньше, но гораздо ближе к корневой части. Очевидно, что тушка через самые сокровенные потроха движка прошла "навылет", вызвав вибрацию, что и отметили пилоты по приборам самолета. Машину спустя некоторое время запустили в рейс, но очень быстро приговорили к AOG, и в нем она пребывала недели три - пока новый двигатель не привезли. И раковину на лопатке на этот раз турбины - когда заглядываешь в двигатель сзади - я сам видел. Уж лопатка то длиной сантиметров 30 и шириной сантиметра полтора-два, но и раковина... с ноготь пальца. Т.е. она появилась после птицы, потом стала расти в размерах. Пришлось вынести приговор - AOG...
И снова к лопаткам... То, что они погнуты - само по себе дисбаланса может и не вызовет. А вот то, что тяга со стороны разных лопаток существенно различается, и это вызывает изгибающий момент на валы двигателя, да еще перемещающийся по окружности с частотой работы на взлетном режиме...