Попадание воды во входной тракт двигателя.... это хорошо или плохо?

Eduard

Старожил
Уж не знаю, есть ли оно в ФАК-е... Вряд-ли... Как влияет дождь и снег на работу авиационного двигателя? Понимаю, что вода - это очень емкий теплоноситель, в свое время предмет "Основы гидравлики и теплотехники" курил очень внимательно. Отсюда и вопрос... Примерный поток воздуха через турбину я представляю. Насколько реально дождь и снег оказывают влияние на работу авиадвигателя?
 
Реклама
Eduard сказал(а):
Примерный поток воздуха через турбину я представляю. Насколько реально дождь и снег оказывают влияние на работу авиадвигателя?
в это случае надо говорить не о турбине, а о компрессоре. ;)
В краце, это выглядит следующим образом, воздух попав в компрессор сжимается, резко растёт темп., при повышении темп., газ становится менее плотным, таким образом теряется его вес. Главным (или почти главным) же критерием тяги реактивного двигателя это масса проходящего через него воздуха. Таким образом, теплоёмкая вода (в виде дождя или снега) охлаждает воздух в комперессоре, наращивая количество воздуха или соответственно его массу. Таким образом, потярянная от высоких наружных темп. воздуха мощность частично восстанавливатся. Вода/ дождь или снег (в допустимых объёмах только помогают двигателю.
 
FW сказал(а):
вода (в виде дождя или снега) охлаждает воздух в комперессоре, наращивая количество воздуха или соответственно его массу.
Скорее, снижает вредные затраты топлива на сжимание адиабатно нагретого воздуха.
лышал\видел ещё частное мнение, что вода повышает критерий...
FW сказал(а):
масса проходящего через него воздуха.
 
FW сказал(а):
в это случае надо говорить не о турбине, а о компрессоре. ;)
В краце, это выглядит следующим образом, воздух попав в компрессор сжимается, резко растёт темп., при повышении темп., газ становится менее плотным, таким образом теряется его вес. Главным (или почти главным) же критерием тяги реактивного двигателя это масса проходящего через него воздуха. Таким образом, теплоёмкая вода (в виде дождя или снега) охлаждает воздух в комперессоре, наращивая количество воздуха или соответственно его массу. Таким образом, потярянная от высоких наружных темп. воздуха мощность частично восстанавливатся. Вода/ дождь или снег (в допустимых объёмах только помогают двигателю.
Я правильно понимаю, что воздух охлаждается за счёт испарения воды? Дальше - понятно.
 
Seagull_JL сказал(а):
воздух охлаждается за счёт испарения воды?
Да. Т.к., переход через агрегатное состояние — самый энергопотребляющий\выделяюший процес в природе, вроде.
 
Экзот сказал(а):
Да. Т.к., переход через агрегатное состояние — самый энергопотребляющий\выделяюший процес в природе, вроде.
Именно на этом принципе работают холодильники и т.д.
 
Молекулярная масса воды ниже, поэтому плотность газов при прочих равных (температуре, давлении) снижается, или, иначе, возрастает объем газов при той же массе. Затрудняюсь сходу сказать, как это отражается на тяге. Для выброса той же массы в единицу времени скорость струи должна быть выше... оптимальная скорость истечения близка к скорости полета... ... кто продолжит?
 
Думаю, однозначно ответить сложно. Дождь увеличивает массу, которая попадает в двигатель, уменьшается температура, изменяется плотность... Это все приведет к тому, что двигатель будет работать на нерассчетных режимах. Хорошо ему это или плохо? Думаю, уже от конкретного двигателя зависит.
 
Точно не помню как это правильно называется в РТЭ.
ТА-12-60 (не совсем правда двигатель) - при высокой влажности или дожде предусмотрен режим повышенной подачи топлива.
 
Реклама
Seagull_JL сказал(а):
не самый, но вода в этом плане весьма нетривиал
Атомную энергию и ТЯ=синтез не берём.
Mechanic сказал(а):
Молекулярная масса воды ниже
Это как?
timsz сказал(а):
Хорошо ему это или плохо?
Хорошо. Тому порукой — с-мы впрыска воды на ряде двигателей (АИ-24, например) для высоких температур.
 
Экзот сказал(а):
В смысле, как? Молекулярная масса воды - 18. Воздуха - 29 (принимается такой, исходя из состава и молекулярных масс компонентов). Соответственно, соотношение плотностей водяного пара и воздуха при прочих равных составляет 0,62.
Метеорологи тоже в курсе - влажный воздух (содержащий не капли, а именно водяной пар) легче сухого.
 
Даже я как великий чайник знаю, что чем вокруг холоднее, тем двиглам лучше. Поэтому вода, если достаточно воздуха, это благо :)
 
Это связано с разностью температур горячего и холодного тела, а также с большей плотностью воздуха (лучше и крыльям).

А насчет воды и плотности ее паров - сдается мне, что влияние впрыска воды на плотность газов малО по сравнению с эффектами охлаждения. Лень искать цифры, а на память не помню, но наверняка снижение температуры от впрыска некоторого количества воды и ее испарения значительнее, чем снижение плотности результирующего газа (скажем, на 20 кг/с воздуха впрыснуть 0,5 кг/с воды - плотность результирующего газа упадет менее чем на 2%).

А сколько впрыскивают воды?
 
Mechanic сказал(а):
влияние впрыска воды на плотность газов малО по сравнению с эффектами охлаждения
Ээ... Ну да.
Mechanic сказал(а):
сколько впрыскивают воды?
Порядка 20л хватает на 10мин работы АИ-24, ЕМНИП. Расход воздуха через АИ-24 не знаю.
 
Экзот сказал(а):
Атомную энергию и ТЯ=синтез не берём.
Всё проще: теплоёмкость воды и удельная энергия фазовых переходов у воды действительно существенно выше среднего.
 
Достаточно сказать, что иногда если жарко - условия для запуска двигателя не очень, то в воздушный тракт компрессора "добавляют" воду. Также на двигателях АИ-24ВТ когда-то стояла система впрыска воды. :)

Были случаи когда приходилось вот так запускать двигатель :D
 
Реклама
Seagull_JL сказал(а):
Я правильно понимаю, что воздух охлаждается за счёт испарения воды?
да, совершенно верно. На создание пара тратится энергия, воздух за счёт этого охлаждается.
timsz сказал(а):
Дождь увеличивает массу, которая попадает в двигатель, уменьшается температура, изменяется плотность... Это все приведет к тому, что двигатель будет работать на нерассчетных режимах
двигатели рассчитываются на эти режимы (вода/ дождь, снег) и на высокие/ низкие температуры. Не расчётные режимы наступают с отрывом лопаток или отказом перепускных клапанов, тогда начинается "театр", а дождь, даже тропический или сильная метель ни каких негативных последствий на работу двигателя не оказывают.

К слову, есть моторы в которые льют/ впрыскивают водно- метаноловый раствор, есть такие моторы, у которых впрыск организован в камеру сгорания... всё это направлено на повышение мощности двигателя, частично потерянную за счёт высоких наружных температур.
Леопард сказал(а):
Также на двигателях АИ-24ВТ когда-то стояла система впрыска воды
на Л410УВП (M601) тоже есть впрыск воды. Насос- три степени, регулируется перед запуском двигателей, в зависимости от темп. наружного воздуха. Уже точно не помню, но что-то 25л/минуту расход.
 
Последнее редактирование:
Назад