Возвращюсь немного назад к проблематике FRACAS/8D (см. страницу 2):
1) Проблематика FRACAS в рассматриваемом ниже аспекте относится к внутренним процедурам авиапрома. Аспект получения информации об эвентах и взаимодействия авиапрома с опирейторами и рэпейр стэйшенами уже достаточно бурно рассматривался на соседней ветке форума:
http://aviaforum.ru/viewtopic.php?t=12113
2) Насколько однозначно применима западная методология "Global 8D", она же - Team Oriented Problem Solving (TOPS)?
Специальным образом организованная процедура рассмотрения, анализа и принятия решения по эвентам безусловно должна быть. Однако проводить сложную, многоходовую и документируемую процедуру типа 8D в рамках FRACAS, нужно для опасных зарегистрированных отказов по причине КПН. Для авиационных происшествий и инцидентов по причине КПН (истинных, а не мнимых "КПН"!) такая или аналогичная, строго формализованная процедура необходима, причем также и строго документируемая, поскольку вопросы безопасности полетов подконтрольны гос.органам, и надо иметь обоснованную "подкладку" под всеми принимаемыми решениями. В таких случаях, тот же шаг D8 может выглядеть даже не совсем уместно...
3) Основной вал эвентов (например у нас за прошедший 2005 год только по ГА РФ - более 4 тысяч) должен подвергаться статистической обработке с целью выявления наиболее "нагруженных" направлений, систем и изделий, и дальнейшей работы по ним, а не рассмотрению каждого эвента с блоком или прибором. В большинстве случаев указанный вал эвентов дают ПКИ, особо выделяются системы 110, 023, 034 и 033. Стало быть в команде (team) FRACAS/8D должны быть обязательно представители вендоров ПКИ. При сегодняшнем уровне взаимоотношений Разработчиков ВС с вендорами ПКИ (их фактическом коллапсе) это весьма проблематично.
4) Разработчик ВС в системе FRACAS способен на корректирующие действия в части изменения спроектированной им конструкции ВС. Причины эвентов, связанные с изготовлением и сборкой ВС остаются на совести Изготовителя ВС. Кроме этого имеются "тонкие" вопросы, завязанные на последующую стоимость принимаемых решений, доработок, поставок. Стало быть в команде FRACAS/8D должны быть представители Изготовителя ВС, что сейчас (впрочем как и всегда) также проблематично.
5) Получается, что внедрение методологии "Global 8D" напрямую зависит от взаимоотношений между Разработчиком ВС, Изготовителем ВС и Поставщиками ПКИ, а один Разработчик ВС проблему решить не сможет, как бы его не обличали полной ответственностью. Это все наши традиционные "национальные особенности". В сегодняшнем отечественном авиапроме это еще очень сложно, и здесь вопросы решают даже не простое обеспечение финансирования работ, а нетривиальные политические рычаги.
6) Еще один нюанс. Никто не позволит сломать имеющуюся внутри предприятия, исторически сложившуюся, систему работы по анализу эвентов и принятию по ним решений, ради дорогостоящего внедрения западных стандартов и методологий, возможны только процессы обоснованного совершенствования и реформирования того что есть. Новый промышленный стандарт или методологию по упомянутой проблеме, в полном объеме, можно внедрить только работая с "чистого листа", а это относится, как правило, к вновь создаваемым предприятиям, но не к предприятиям с многолетним стажем работы.
7) В дополнение к этому существует еще проблема отсутствия у Разработчика ВС прямых источников финансирования для работ в рамках FRACAS/8D. В состав работ по ОКР эти затраты не включаются (заказчики ОКР не хотят за это расплачиваться), на сопровождение серийного производства Изготовителями ВС принимаются только работы по анализу надежности и вычислению Тс (поскольку этот показатель задан в ТУ), накладные расходы и так раздуты до безобразия и к тому же нет статьи на подобные работы, чтобы закрыться от налоговой инспекции (экономисты бессильны), на разработку и испытания измененной конструкции финансирование можно получить только от какого-либо заинтересованного в том конкретного заказчика, но в случае явного КПН желающих платить особо не находится. Стало быть остается финансирование из прибыли, включая и т.н. "роялти" от продажи ВС по контрактам, но прибылью распоряжаются собрание акционеров и совет директоров, которым по сути нет до этого дела (вся прибыль может пойти на дивиденды и привет!). Вследствие чего система FRACAS на сегодня может попросту отсутствовать, как таковая, в любом виде...
Пожалуй вот эти неоднозначные проблемные вопросы позволяют мне сейчас усомниться в реальности внедрения методологии "Global 8D" в отечественном авиапроме. Несмотря на то, что имеется очевидная потребность в изменении подходов к реализации процессов т.н. "разработки мероприятий по КПН".
P.S. Выкладываю брошюрку по FRACAS, скачанную по ссылке на сайте ReliaSoft, а также для общего развития некую популярную статейку по 8D (из серии "Найдено в Интернете").
Желающие могут скачать и почитать на досуге...