Портативная GPS для пилота

2 ЧП МФС
Извиняюсь за вопрос, но разае на Ту-134 навигацией занимаются пилоты?
 
Реклама
denokan,
Да нет, пока, слава Богу, за навигацию у нас штурманцы отвечают, но пилоты 134 тоже ведь не полные идиоты (хочется всё-таки надеяться) :) А уж КВС вообще за всё отвечает. Поэтому пультик управления GPSки стоит у штумана, а дублирующий дисплейчик - к пилотской доске пришпилен. Не включаю его, но пусть будет, если уж мода такая...
А уважаемому Lexich'у могу сказать, что тема поднята не такая уж неактуальная. На регулярных линиях, на мой взгляд (и не только на мой, как я понял по высказываниям коллег), GPS не особо нужен. А вот при визуальных полетах типа аэроклубных или в АОН = самое то что надо. Я вот думаю - ну спишут меня, и что? И тогда - в аэроклуб на Як-18Т или на Пайпер. А уж там ИЛСа и VOR/DME не будет. Хорошо если приводок хиленький, а то и вообще без ничего. Вот тут GPS-то и пригодится... Так что разговор в принципе не зряшный. Можно даже продолжить.
 
Частный пилот MFS сказал(а):
Хорошо если приводок хиленький, а то и вообще без ничего
Один из участников-АОНовцев, если сочтет нужным, может рассказать историю, которая сподвигла его на приобретение GPS. "Вижу фиолетовую церковь" ))
 
xoid,
Давайте, пусть травит... :) Послушаем с удовольствием.
 
xoid, как участник-аоновец про церковь ничего рассказать не могу, но помню с ужасом, как почти полчаса в сильной дымке искал в пригородах Кингстона (Онтарио) силосную башню, являющуюся visual reporting point для захода. Что также сподвигнуло на приобретение Garmin III Pilot :)
 
Могу тут и я добавить свои пять копеек. Тоже про дымку, только в Остафьево. Не было бы на борту GPS - фиг бы я нашел тот ТОРСИ, а потом то Остафьево.

Правда, если бы у меня была нормальная карта, а не это российское убожество, которое врет, и на котором ничего не разглядишь, то и проблем бы не было.

Я тут давеча под Лондоном летал, по тамошней карте, в совершенно незнакомой местности. Никаких проблем. Что на земле, то и на карте. Один в один. Навигация для слепых дебилов.
 
Частный пилот MFS сказал(а):
denokan,
.
А уважаемому Lexich'у могу сказать, что тема поднята не такая уж неактуальная. На регулярных линиях, на мой взгляд (и не только на мой, как я понял по высказываниям коллег), GPS не особо нужен..


Это у вас до Урала GPS может и не нужен, а чем дальше на восток... Бывает участки по 500 км и более, диспетчер не видит, РТС нет никаких вокруг. Привода поубирали, РСБН тоже.
Гляньте карту, участки Братск- Тахтамыгда или Киренск- Тахтамыгда и далее на восток ... И как тут без GPS. Хоть за это капиталистам можно спасибо сказать.
 
Для себя давно сделал выбор - КПК с GPS или КПК + Bluetooth GPS. Цена-функциональность 10 баллов.
Что бы пользоваться, нужна компьютерная грамотность. Все больше людей из моего окружения склоняются к такому решению.
Основные программы NavGPS Pro и OziExplorer.
Средства навигации лишними не бывают!
 
NAVIGATOR-134,
GPS вообще вещь полезная и нужная, особенно для навигации в диких пространствах восточнее Урала.
Просто, автор ветки интересовался какая модель лучше для использования в полетах на самолете Западной постройки и, очевидно, достаточно хорошо оборудованном современными навигационными средствами.
По себе знаю, что если даже ВС оборудовано IRS и FMS с VOR/DME update, то точности навигации достаточно от Москвы до самых до окраин, даже без update.
Если же стоит IRS и FMS с GPS update, то со временем пилоты начинают забывать цвет обложки книжки Кораблина, Черного.
 
Реклама
NAVIGATOR-134 сказал(а):
Это у вас до Урала GPS может и не нужен, а чем дальше на восток... Бывает участки по 500 км и более, диспетчер не видит, РТС нет никаких вокруг. Привода поубирали, РСБН тоже.
Гляньте карту, участки Братск- Тахтамыгда или Киренск- Тахтамыгда и далее на восток ... И как тут без GPS. Хоть за это капиталистам можно спасибо сказать.

Нуу. Речь как раз и шла (если знать, про какой самолет говорит Lexich) про полет до Урала и чуть за него (до Новосибирска) :)
 
NAVIGATOR-134 сказал(а):
Это у вас до Урала GPS может и не нужен, а чем дальше на восток... диспетчер не видит, РТС нет никаких вокруг. Привода поубирали, РСБН тоже. И как тут без GPS.
Да, картина однако... Не берусь возражать: восточнее Сургута не летаем. Новосибирск и Барнаул - уже не наши порты. Вообще, я привык считать, что восточнее Омска-Новосибирска Ту-134 не очень употребимы: там тысяча вёрст - не крюк, а это не для нас. Хотя знаю, что 134 летают даже на Дальнем Востоке, но как они это там делают, не очень ясно :)
Air сказал(а):
Средства навигации лишними не бывают!
310 сказал(а):
GPS вообще вещь полезная и нужная. со временем пилоты начинают забывать цвет обложки книжки Кораблина, Черного.
Полностью согласен. За время моего отсутствия как-то несколько раз в мыслях возвращался к GPS и в конце концов всё же сказал бы Lexich'у - если хочется купить GPS и ее освоить, то покупайте, ибо: 1) есть правило: навигация должна быть комплексной, а значит - см. высказывание уважаемого Air; 2) в любом случае полезно оcвоить GPS, особенно если летаете без штурмана, поскольку - см. высказывание уважаемого 310. Как говорится, мои мысли задолго до меня повторили коллеги. :) А что до Черного-Кораблина, то немудрено ее забыть. Книжка эта мне не нравится - написана так формально, сухо и скучно, что скулы сводит... по-моему, почитаешь ее и никогда штурманом не станешь. Вообще хорошо, увлекательно и ясно написанных книг по навигации не знаю. Хотя само по себе это же приятно - прилететь Бог знает куда и точно зайти по одному приводу в неважнецких метеоусловиях (раньше так в Амдерму на Ил-18 летали).
 
Частный пилот MFS сказал(а):
А что до Черного-Кораблина, то немудрено ее забыть. Книжка эта мне не нравится - написана так формально, сухо и скучно, что скулы сводит... по-моему, почитаешь ее и никогда штурманом не станешь. Вообще хорошо, увлекательно и ясно написанных книг по навигации не знаю.
Если для пилота, то наверное, на современном этапе и полезнее, и увлекательнее всего будет правильно сделанный процедурный тренажер на компьютере... Такие есть, в том числе даже бесплатные.
А вообще вспоминаю, что в нежном возрасте попал мне в руки справочник "воздушная навигация". Вроде как мне там почти все было понятно....
 
Антон сказал(а):
в нежном возрасте попал мне в руки справочник "воздушная навигация". Вроде как мне там почти все было понятно....
Может, потому и понятно было, что в нежном возрасте? :) А что за справочник? Если он действительно хороший, я бы его молодым штурманцам в зубы - и потом погонял бы их по навигации. А от "Черных Корабликов" зубы у самого заноют...
 
Частный пилот MFS сказал(а):
Может, потому и понятно было, что в нежном возрасте? :) А что за справочник? Если он действительно хороший, я бы его молодым штурманцам в зубы - и потом погонял бы их по навигации. А от "Черных Корабликов" зубы у самого заноют...
Помню, что назывался "Воздушная навигация", в твердом коленкоровом переплете бледно-желтого цвета. Скорее всего, издательство "Транспорт", 70-е годы. Если попадется на жизненном пути, скажу, действительно ли он хорош :)
 
Air, без STC устанавливать в кокпит/ самолёт такие игрушки запрещено.
Тем более, не понятно- зачем "это" в A320Fam.?
 
Последнее редактирование:
FW сказал(а):
Air, без STC устанавливать в кокпит/ самолёт такие игрушки запрещено
Начну с противоречия, а продолжу согласием. ;)

Что значит устанавливать? Эта прога ставится на [личный] КПК, который лежит где-нить в кармане или в уголочке под форточкой. Другое дело, можно ли пользоваться ею для навигации, несертифицированной и т.п. Одно дело - для справки или "на всякий случай", другое дело - для повседневного СВЖ. Я так понимаю, сейчас gps-ки в каждом Ан-24 экипаж имеет, но насколько они при этом забыли (забили?) про базовые методы навигации, а также насколько радиотехническое обеспечение всяческих замшелых трасс на деле (а не по документам) позволяет надежно летать без кулибинства - два очень больших вопроса...
GPS в отсутствие приводов и РСБН на дальнем востоке - это конечно хорошо, но разве она допущена в качестве основного средства навигации? Не говоря уж о конкретной иногда подвисающей проге, подвисающем Windows mobile на КПК и прочем (нормальный авиационный garmin как-то больше доверия внушает).
 
Последнее редактирование:
FW сказал(а):
Air, без STC устанавливать в кокпит/ самолёт такие игрушки запрещено.
Тем более, не понятно- зачем "это" в A320Fam.?

А если нет ЖПС-апдейт? :) Количество ВОР/ДМЕ в РФ очень небольшое, и даже на европейской части страны нет постоянного апдейта. И на 737кл жпс штатно не устанавливаются.

Однако, как я уже писал - погрешность не такая уж значительная, чтобы потеряться, и другие средства СВЖ никто еще не отменял.

ЖПС на КПК - в принципе, я думаю, лучший вариант. В полете можно включать, а по дороге на работу - играть в тетрис. Двойная польза.
 
Реклама
denokan сказал(а):
... и другие средства СВЖ никто еще не отменял.
конечно же ни кто не отменял, с одним НО- если эти средства официально, т.е. путём доработок, установлены на вс, имеют допуск к эксплуатации и серт. авиавластями.
Всё остальное "самодейтельность"- может и с позитивным эффектом.
Если исходить из авиационных норм и требований- то что показано на картинке в постинге Air- не разрешённая доработка вс.
Тем более для А340 или 330 или 320 у которых система GPS уже интегрирована. Есть такие системы, как ADIRS (ADIRU), ATSU, GPS, EGPWS, Satcom, ACARS и т.д., определяющие пространственное положение вс и отвечающие за коммуникацию через различные спутниковые системы.
Эти системы имеют постоянный апдэйт от изготовителя, который в свою очередь имеет допуск на разработку данных систем для самолётов. EGPWS или NavData Base имеют ежемесячный обязательный апдэйт, например. И, если есть отклонения в программировании земной поверхности- разработчик системы сообщает об этом alert.
Не хотите ли Вы меня переубедить, что игрушка из "магазина за углом" действительно может служить линейному пилоту, выполняющему коммерческие рейсы? :eek: Будем ждать очередного "случая"... :confused:

denokan сказал(а):
Однако, как я уже писал - погрешность не такая уж значительная, чтобы потеряться
denokan и другим участникам этой ветки, при всём уважении :pivo: и прошу понять меня правильно, я только говорю, о том, что в принципе написано в документах EASA, всё это, конечно личное дело пилотов, но если подходить к "проблеме со стороны требований, то:
1. Вы не в праве судить о погрешности системы, т.к. Вы не являетесь разработчиком.
2. Вы можете играться/ контролировать полёт/ компютером или другими средствами в полёте, если на это есть допуск Вашей а/к. Т.к. Вы находитесь в полёте, т.е. на рабочем месте и ещё ни кто не отменял FCOM. Всё остальное- это, безусловно Ваше личное дело.

а картинка "покета" в кокпите А340, по крайней мере, не только не смешно, а даже глупо. Ещё раз повторюсь- это только моё личное мнение и я ни на кого "не наезжаю".

я бы с радостью послушал ответ оппонента, только без фраз типа- "а мне так удобно".

! Кстати, может вместо того, что бы "тянуть себя же за волосы", лучше обратится к руководству A/K с просьбой инвестировать ср-ва в доработку самолётов, летающих в "серых зонах"?

P.S. про любительскую авиацию говорить не будем- там совсем другие требования.

P.S. II. Кстати, GPS очень активно юзуется таксистами, развозчиками пицы и другими доставщиками- это для них действительно "хлеб", в виде съэкономленного времени на поиски.
 
Последнее редактирование:
Назад