посадка на три точки

Мышьяк

Местный
Возможно, это из области "вопросов от чайников", но тем не менее... Всегда считал, что посадка сразу на три точки (без последующего козления и т.д.) не только разрешена РЛЭ, но и считается своего рода определённым показателем мастрества пилота. Однако некоторые товарищи пытаются меня в этом разубедить :) В частности, речь идёт о самолёте семейства Ан-24. Хотелось бы услышать аргументированные мнения. Спасибо.
 
Реклама
Не лётчик... Но, всё ж встряну...
Посадка на "три точки" считалась показателем мастерства во времена самолётов с хвостовой опорой (видимо, из-за более низких скоростей захода на посадку в таком положении, а следовательно, более короткого пробега). И то не везде. Не знаю почему, но посадку на две точки (с поднятым хвостом) у нас называли "английской посадкой". Но и у нас имелась дифференциация — для некотрых типов ВС и\или некоторых условий рекомендовалась "двухточечная посадка".

Большинство современных самолётов с носовой опорой (в т.ч. — Ан-24) садятся на две точки (тангаж и угол атаки примерно те же, что и в трёхточечном положении старых самолётов), используя дополнительное сопротивление для гашения скорости. Хотя доводилось видеть снимки пустого Ан-12-го, садящегося чуть ли не на носовую стойку (она касается первой) и лично видел посадку Ту-154Б, с визуально незаметным тангажом, когда на глаз все три стойки касаются полосы одновременно.
 
Посадка на 3 точки для схемы с носовым шасси неизбежно будет происходить на повышенной скорости. Со всеми вытекающими. Не запрещено, но в общем случае не нужно.
 
Главная опасность посадки на три точки для самолётов с ПОШ — это касание полосы носвой стойкой раньше чем основными — не расчитана она на такое.
 
А вот и от меня глупый вопрос, навеянный вчерашним разговоров с пилотами и этой сегодняшней веткой...
Близко к тексту фраза кэпа на мой вопрос про автолэнд 737-го: "Да, в принципе, автолэнд не очень то и важен — она и сама садится — уже на глиссаде она в посадочном положении — как и Ту-154 у нас". Может, что не так передал, т.к., правильность запоминания зависит от степени понимания...
ЧО? Правда? Ту-154 и 737-ой могут так???
 
Экзот, слыхал неоднократно от старших товарищей что на Ту154 это возможно. Действительно, по глиссаде самолет идет уже в посадочном положении. С закрылками 45 угол атаки 5.5-6.5. Но если не погасить перед посадкой вертикальную скорость (а она в нормальной глиссаде 4 - 4.5 м/сек), то посадка произойдет с перегрузкой около 1.5-1.7. Грубовато. Хотя самолет и выдержит..

Так что при нормальной посадке перед касанием все-таки надо выравнивать...
 
AEGOR сказал(а):
1.5-1.7. Грубовато. Хотя самолет и выдержит..

Так что при нормальной посадке перед касанием все-таки надо выравнивать...
Ну, понятно, что грубить (во всех смыслах) не стоит, но получается, что, действительно, пилот правду говорил? Технически это возможно и всё будет в пределах допусков? Однако...
 
Ту5 сядет, но 737 стукнется здорово. У него нет такого влияния земной поверхности,как у ту5,поэтому его обязательно надо выравнивать.
 
Повторю. На 737 можно сесть, не выравнивая. Но это будет грубая посадка.
А на ту5б это грубой посадкой не будет.
То,что самолет идет с положительным тангажом,это еще не означает,что этот тангаж посадочный,и что посадка будет без последствий.
 
Реклама
Sas,
Этот самолет (Ту-154М) стоит на аэродроме Ульяновск-Центральный...бортовой СССР-85617...на нем сейчас иногда проводят занятия по АБ
Налет самолета к моменту грубой посадки составлял,ЕМНИП, 64 часа....
 
denokan сказал(а):
Повторю. На 737 можно сесть, не выравнивая. Но это будет грубая посадка.
А на ту5б это грубой посадкой не будет.
То,что самолет идет с положительным тангажом,это еще не означает,что этот тангаж посадочный,и что посадка будет без последствий.
__________________
Да я что — спорю?.. :) Уточняюсь...
 
В ДМЕ как ни притирай самолет на ВПП 32 R, посадка все равно грубая :). Поверхность допущенной к заходам по САТ-3 ВПП напоминает стиральную доску. После посадки переднюю стойку опускать жалко, не то что самолет посадить на три точки. Остается надеяться, что строящаяся ВПП 32 L будет вполне европейского качества и пассажиры не будут на посадке прикусывать языки.
 
Sas сказал(а):
В брошюре "Пилоту о предотвращении грубых посадок" приводится пример грубой посадки самолета Ту-154М в Норильске 24 сентября 1988г. Там приземление произошло с вертикальной -4м\с, перегрузка составила 3,15.

Хорошее замечание. Заставило сомневаться в словах моих старших коллег, на которые я ссылался. Я посмотрел эту брощюру... Вроде все так. Вертикальная была 4м.с. Но в брощюре ничего не говорится о том в какой конфигурации садилась эта Тушка. Если закрылки 45 то перед землей создается хорошая подушка и вертикальная гасится сама собой.. Если 36, то такой подушки не создается... .

По моей информации, большинство грубых посадок происходит именно с закрылками 36...
 
Последнее редактирование:
AEGOR,
Саш,привет..если тебя интересует,то могу узнать более подробно об этом случае,т.к. машина УВАУ ГА (бывшего ШВЛП или Центр ГА СЭВ),нам много рассказывали об этом случае,но уже подзабылось...так что если интересно you're welcome.Могу даже выложить фотографию данного борта=)
 
Lexich, узнай пожалуйста. В интересах науки...

Я тут еще раз почитал эту полезную книженцию... . Как я понял, в Норильском случае, вертикальная скорость - не единственный фактор был. Они подходили к земле нестабилизированно и с большой вертикальной скоростью (6-7 м/сек по графику из расшифоровки) и резко погасили ее только перед самым касанием до 4м/сек. Сильнее погасить уже не смогли. Не хватило руля и времени. И это гашение также внесло вклад в прирост вертикальной перегрузки...
 
Последнее редактирование:
В ДМЕ как ни притирай самолет на ВПП 32 R, посадка все равно грубая . Поверхность допущенной к заходам по САТ-3 ВПП напоминает стиральную доску. После посадки переднюю стойку опускать жалко, не то что самолет посадить на три точки. Остается надеяться, что строящаяся ВПП 32 L будет вполне европейского качества и пассажиры не будут на посадке прикусывать языки.

Нуу, не знаю... Получается иной раз :) :) Это уж на пробеге начинает колбасить :)
 
Lexich

Выложите пожалуйста фото этого борта 85617. И раскажите по подробней о том случае.
 
Много раз наблюдал посадку на три точки ИЛ-18-х,других типов-нет.
 
Реклама
Да в принципе-то что особенного на "три" или на "две"? Пилоты могут между собой меряться мастерством. На Ан-12 - "шиком" считалось при посадке слегка "раскрутить" колеса основных стоек легким касанием о ВПП с дальнейшей посадкой на "три" ноги. Некоторым удавалось, некоторым - нет. Из моей практики практически 70% посадок (что на ИЛ-76, что на АН-24, 26, 8, 12, что на Ту-154, а позднее и на Ан-74) проходило на "три" ножки. А вот если садились на "две" - то как правило с перегрузкой. Много случаев (особенно на Ил-76 и на Ан-12) касаний передней стойкой. На памяти грубая посадка передней стойкой на Ил-76 в Даугавпилсе (помоему). Самолет после этого приорел заметные "жабры" по кабине экипажа, был списан, перегнан в Западынку (Васильков), после доставлен в ВВАТУ и использовался как учебное пособие. А вот на АН-12 при касании передней стойкой пререгрузок практически не наблюдалось.
 
Назад